+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

Живая труппа

СТИЛЬ ЖИЗНИ: Молодые артисты Оперного

Текст: Ирина Богданова
Фото: из личного архива

Утверждают, в театральный мир попасть непросто, ещё сложнее там удержаться. В полной мере это касается молодых артистов. И даже больше, чем кого-либо. О взаимодействии молодых с театральным коллективом и сочетании классики с современностью, о трудностях и особенностях карьерного роста, о планах и перспективах — в материале о молодых артистах Челябинского академического театра оперы и балета имени Глинки. Чем здесь сегодня «живут» Анна Каренина, Орфей и Ромео. Их трое, и все они — лауреаты международных конкурсов. Балерина Екатерина Хомкина-Сафронова, солист балета Алексей Шакуро и контратенор Артём Крутько.

Екатерина Хомкина-Сафронова в роли Анны Карениной

«Всё смешалось» в одном театре

Екатерина Хомкина-Сафронова в Оперном уже 13 лет. Приехала по приглашению, вместе с мужем — тоже артистом театра имени Глинки Алексеем Сафроновым  — из Алматы, где танцевала в Казахском национальном театре оперы и балета имени Абая. Окончила там же хореографическое училище, и хотя в Алматы всё у Екатерины складывалось хорошо, возникло все же желание переехать. Оно было продиктовано, по её утверждению, жаждой чего-то нового: репертуара, коллег, зрителей.

— Появился этот творческий зуд, — вспоминает она, — после моего выхода в полуфинал на международном конкурсе артистов балета в Варне. Захотелось развития, захотелось чего-то большего! Это был новый виток карьеры.

Челябинск, по отзывам Кати, принял её неплохо. Главное, не ощущалось фанаберии: ах, у нас тут академизм, шаг вправо, шаг влево — расстрел. Плюс в театре привлекла атмосфера и все три поколения: младшее, среднее, опытное. Живой коллектив — в развитии и взаимодействии. Молодые — это же всегда новая кровь и новая энергия.

— Вжиться в новый коллектив мне помогли педагоги-репетиторы: народная артистка РСФСР Галина Борейко, Наталья Терентьева, Наталья Выскубенко, а сейчас мой педагог-репетитор — народная артистка России Татьяна Предеина. Подбадривали, защищали. Говорили: надо работать, держать форму  — и всё получится! Так и вышло. Теперь исполняю практически весь репертуар, ведущие партии. Сейчас готовится к выпуску балет «Корсар». Я готовлю роль Медоры. Премьера в июне.

-Екатерина, ваша партия Анны Карениной в современной постановке очаровательна! Я даже не один раз смотрела. Трудно далась эта роль? Она получилась прочувствованной и достоверной.
— У нас с мужем дочь Арина, ей 10 лет — я вполне себе представляю материнские чувства Анны. Страсти, эмоции — это всё знакомо. Балет поставила хореограф «Ленинград Центра», заслуженная артистка России Вера Арбузова. В моей душе нашла отзыв её трактовка: современная хореография с базой классических движений. Впрочем, у нас в театре можно предложить своё видение образа, и балетмейстер либо одобрит, либо нет. Это нормально вполне — проявлять инициативу. Хочешь попробовать что-то новое? Без проблем. Пробуй!

-Откуда берёте столько энергии?
— Я выплёскиваю энергию на сцене, а затем восстанавливаюсь дома. Читаю книги разных авторов, в основном русскую классику. Мечтаю о садовом участке. Буду обязательно цветы выращивать. По зодиаку я — Дева. Может, поэтому такая любовь к земле. Правда, в планах — всё равно акцент на творчество. Хочу, чтобы в репертуаре нашего театра появились такие балеты, как «Бахчисарайский фонтан» и «Легенда о любви». И, конечно, мечтаю в этих постановках танцевать.

Алексей Шакуро в балете «Ромео и Джульетта»

Ромео должен жить

Солист балета Алексей Шакуро не намного старше самого Ромео, партию которого он исполняет в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта». Выпускник Московской государственной академии хореографии в Челябинске с 2016 года. Артист особенно впечатлил исполнением партии Ромео. Очень эмоциональный танцор, с душой нараспашку. Как достичь такого состояния?!

— Ромео забирает много сил, — утверждает Алексей. — Эмоциональная настройка перед спектаклем начинается за несколько дней, потом ещё после спектакля ходишь, переживаешь. Кроме того, эта партия сложна в исполнении.

Не только Ромео, конечно, в его репертуаре. Есть ещё Вронский в «Анне Карениной», Гофман в «Сказках Гофмана», Люсьен в «Пахите», Вальтер в «Иде Рубинштейн» и Альберт в «Жизели». Список можно легко продолжить. Правда, как признаётся сам Алексей, Ромео цепляет зрителя, а артиста — держит!

— Я очень благодарен художественному руководителю балета, народному артисту России Юрию Клевцову за доверие, — признаётся Алексей.
— Он не боится идти на риск, а нам даёт шанс попробовать себя. Вообще, в театре меня изначально тепло приняли. Не было такого, что пришёл молодой артист, не особо уверенный в своих силах, и слоняется по театру никому ненужный. Нет, у меня появились наставники! Народный артист России Андрей Булдаков, заслуженный артист России Александр Цвариани и Эдуард Сулейманов. Я с уважением воспринимаю советы старших артистов, учусь у них. В этом, наверное, и есть преемственность поколений.

-Вам больше нравится классика или современный балет?
— Современный. В нём больше возможности для самораскрытия. Свободнее проявляешь свою активность, свои задумки какие-то, демонстрируешь свои данные. Но, если честно, меня здесь всё устраивает. И в репертуарной политике тоже. Гастроли — самое любимое время для меня. Получаешь возможность посмотреть мир и показать себя. Появляется новое вдохновение!

-А чем-то ещё, кроме балета, увлекаетесь?
— Люблю готовить. Даже думаю в перспективе открыть ресторан, когда закончу балетную деятельность.

Артём Крутько в опере «Орфей и Эвридика»

Орфей возвращается

Многим известна пьеса Теннесси Уильямса «Орфей спускается в ад». В нашем случае он возвращается. Артём Крутько в труппе театра с 2004 года, но был перерыв: артист уезжал работать в Германию. Теперь он вновь творит на челябинской сцене, а его талант раскрывается всё новыми гранями. В качестве примера — опера Глюка «Орфей и Эвридика», где Крутько в главной роли.

После премьеры в конце 2020 года зрители и критики в адрес Артёма, как главного исполнителя, отправили множество восторженных отзывов. О его голосе говорили не иначе как «божественный контратенор». Сам Артём уверяет: Орфей — его любимая работа.

— Я окончил Челябинскую государственную академию культуры и искусств, класс профессора Людмилы Григорьевны Боровик. Предложение сотрудничать с челябинской оперой получил ещё в студенческие годы. После много выступал на европейских площадках, являюсь ещё и приглашённым солистом Мариинского театра. Постепенно я понял: мой театр — это челябинский оперный! Здесь мне комфортно и уютно. Здесь я дома.

Орфей, признаётся Артём Крутько, — партия очень непростая в эмоциональном плане. От переживаний — даже слёзы! Его персонаж потерял любимую супругу.

— Я — женатый человек, и хорошо себе представляю масштаб такой драмы. Это просто крах всего.

-Чем для вас так притягателен наш Оперный?
— У нас замечательный театр, прекрасные артисты и руководство. Ещё с первых дней работы в стажёрской группе я ощущаю здесь поддержку. Моя первая партия в театре — роль Керубино в опере Моцарта «Свадьба Фигаро». Это непростая работа для певца, который только начинает свой путь, но я приложил все усилия, чтобы зарекомендовать себя. В театре мне много помогала народная артистка России Галина Семёновна Зайцева — тогда она была солисткой оперы и руководителем стажёрской оперной труппы. Её советы бесценны.

-Как взаимодействуете с более опытными артистами?
— Легко! Молодые — это всегда рвение и энтузиазм. Театр для молодых  — как кислород. Если он становится для тебя вторым домом, то появляется возможность расти, развиваться профессионально. А ещё это возможность набраться опыта, когда видишь, как работают старшие. Смотришь, вникаешь — совершенствуешься.

-Кроме оперы, что-то ещё любите?
— Люблю активный отдых, прогулки в лесу, катание на сноуборде. Если о мечтах говорить: хочу создать собственный барочный театр!

— Наша молодёжь талантливая и многогранная. Ребятам по плечу и опера, и оперетта, и крупные хоровые произведения. От роли к роли мастерство молодых растёт. И наш балет — браво! Молодые достойно несут традиции наших корифеев. К примеру, Артём Крутько ярко вошёл в труппу сразу по окончании вуза. Я был очевидцем его сольных выступлений в Германии, где он проработал несколько лет. Сегодня его чудный голос и актёрскую игру я обожаю в опере «Орфей и Эвридика». Наши молодые балетные — на высоте. Что говорить, есть молодёжь — значит театр развивается, идёт в ногу со временем, это очень важный показатель.
Павел Калачёв

Мэтр Оперного, солист, заслуженный артист РФ

Pin It on Pinterest

Share This