Радио знает, радио слышит
Фото: Игорь Ляпустин, из музея АО «Радиозавод», Из фондов Объединённого государственного архива Челябинской области
Строили завод и покупали лодки
В конце 50‑х годов Кыштым выглядел довольно грустно. Это был невзрачный городишко, застроенный деревянными одноэтажными домами. 45 тысяч кыштымцев не знали, что такое асфальт, центральное водоснабжение и канализация. Работы в Кыштыме почти не было, молодёжь, не имеющая перспектив, искала их в других городах. Жизнь в городе могли оживить только новые промышленные предприятия.
В 1954 году бюро горкома партии решило обратиться в область с просьбой рассмотреть возможность разместить в Кыштыме новые промышленные объекты. Первый секретарь обкома КПСС Николай Лаптев (он считается одним из самых авторитетных партийных руководителей в истории области) на просьбу отреагировал быстро. Уже через месяц в Кыштым выехала правительственная комиссия для выбора площадки под строительство завода. Далее в ЦК КПСС были изучены документы, которые предоставили представители радиотехнической промышленности. Сначала в Кыштыме планировалось строить целых четыре завода, но потом в министерстве всё хорошо взвесили и сократили количество радиозаводов в два раза. Первым директором будущего завода был назначен Николай Васильевич Дубровин, человек с большим опытом работы на руководящих должностях, выпускник Урало-Казахстанской академии (отличник!). В марте 1956 года на строительной площадке были вбиты первые колышки. Был открыт счёт в госбанке, заключён договор с подрядчиком. Заводам, как предприятиям «оборонки», были присвоены номера — 18 и 19. Дело было начато!
Строили завод солдаты строительных частей и граждане из числа особого контингента, прибывшие сюда из «мест, не столь отдалённых». Подтянулась молодёжь, направленная по путёвкам горкома комсомола. Постепенно формируется коллектив завода. 7 ноября 1958 года он впервые вышел на праздничную демонстрацию своей колонной. В этом году на заводе появились комсомольская и партийная организации. (Два радиозавода было решено объединить в один.) Стройка шла ударными темпами, но здесь думали не только о работе: для отдыха заводчан на озере Увильды была построена лодочная станция и приобретено 15 лодок. Строились жилые дома. Жизнь налаживалась!
В октябре 1959 года радиозаводу передали заказ на изготовление изделия «АРП-6» («Компас») с Челябинского радиозавода. В марте 1960 года завод выпустил первые 5 «Компасов». 4 апреля Николай Дубровин приказом по заводу поздравил коллектив с первой трудовой победой. Этот день и стал днём рождения предприятия.
Дубровин Николай Васильевич
Талант первого директора раскрылся в период строительства завода. Для него новостройка стала главным делом жизни. В октябре 1959 года завод получает от челябинского «Полёта» заказ на изготовление пяти изделий «Компас», а в марте следующего года Дубровин докладывает, что государственное задание выполнено. При Николае Васильевиче на базе предприятия открывается филиал Челябинского политехнического института (1961 год), выпускается партия телевизоров «Воронеж». Проводится большая работа по озеленению заводской территории, происходит закладка теплицы.
Студенты учились в казармах
Такое сложное производство, как радиозавод, не может работать без классных инженеров. Но откуда их взять? Пригласить всех со стороны? Не получится. Выход один — готовить инженеров на месте. В 1961 году в Кыштыме открылся филиал Челябинского политехнического института. При полном отсутствии необходимой базы! Образование было очно-заочное. Филиал разместился в одноэтажных бараках — бывших казармах солдат-строителей. Лаборатории были оборудованы силами завода с участием студентов и преподавателей. Довольно скромно, но достаточно, чтобы получать необходимые знания. Через пять лет состоялся первый выпуск инженеров для радиозавода с дипломами ЧПИ. А ещё через четыре года был сдан в строй специально спроектированный четырехэтажный учебный корпус. Здесь уже были просторные аудитории, оборудованные лаборатории, актовый и спортивный залы. В 1991 году было сделано, казалось бы, невозможное — в Кыштыме открылось дневное отделение института. Город стремительно повышал образовательную планку.
В 1976 году в строю учебных заведений появился Кыштымский радиомеханический техникум. Практику молодёжь проходила в цехах завода, где создавались специальные бригады по обучению студентов‑практикантов. Для этой цели были отобраны опытные специалисты высокой квалификации. И всё-таки, несмотря на повышение производительности труда, на заводе постоянно не хватало кадров. Заказы росли! И тогда при заводе появляется техническое училище. Здесь все постоянно учились. От рабочего до инженера.
Вишневский Валентин Георгиевич
Модники в СССР любили уральские транзисторы
Чем был известен небольшой городок Кыштым? Здесь выпускали чистую катодную медь и надёжные буровые установки. Но большинству людей это было совсем неинтересно. Народ привлекали более востребованные, бытовые вещи — такие, как, например, знаменитый кыштымский трикотаж или радиоприёмники «Кварц». С радиоприёмниками «Кварц-401», которые стали выпускать в 1970 году, ходили на свидание местные модники. Портативное радио, особенно, если оно продалось в чехле из натуральной кожи, выглядело довольно стильно. Завод выпускал несколько моделей «Кварцев». В месяц с конвейера цеха № 20 сходило 20 тысяч радиоприёмников. Директор завода докладывал «наверх», как обстоят дела с производством «Кварцев» ежедневно! В июне 1975 года был выпущен миллионный радиоприёмник. А через год «Кварцу-402» был присвоен Государственный Знак качества. Этот радиоприёмник, разработанный конструкторами завода, имел телескопическую антенну, принимал короткие и средние волны, был надёжен в эксплуатации. Впоследствии Знаком качества был отмечен и радиоприёмник «Кварц-404». В 1980 году он получил право на олимпийскую символику и стал называться «Кварц-404» Олимпийский. Модель выпускалась в трёх цветовых вариантах: основной цвет — чёрный, но были также приёмники красного и голубого цветов.
В 90‑е годы выпуск популярных радиоприёмников прекратили (они выпускались даже на экспорт!). Сейчас различные модели «Кварцев» находятся в частных коллекциях или просто хранятся в семьях. Несмотря на свой пенсионный возраст, они всё ещё работают!
Радиоприёмники «Кварц» стали брендом Кыштыма. Но не стоит забывать и о тех товарах народного потребления, с которых начинал завод, как говориться, на заре своей юности. А начинали здесь с телевизоров «Воронеж», радиол «Отдых» и «Бригантина». Радиолу с романтичным названием «Бригантина» преподнесли известному уральскому поэту Борису Ручьёву, который на встрече с коллективом цеха читал свои стихи. По тем временам это был царский подарок!
Горохов Борис Николаевич
В 1965 году директором стал Борис Николаевич Горохов —профессиональный радист и опытный стратег. При нём подготавливаются отличные кадры, уделяется максимум внимания экономическому образованию, рационализации и изобретательству. Под его руководством начинается серийное производство изделия 258А2, осваиваются изделия «Стебель» и «Пирс-1». На рынке гражданской продукции появляются радиолы «Отдых» и «Бригантина». А через пять лет с конвейера сходит миллионный приёмник «Кварц», который стал брендом Кыштыма.
Почему перед проходной стоит самолёт?
Кыштымский радиозавод открывали, конечно же, не для производства приёмников «Кварц». Главным заказчиком было Министерство обороны. А об этой продукции для «оборонки» жители города не имели даже малейшего представления. Это большой секрет! Сейчас можно сказать, что завод занимался (и занимается!) выпуском сложной радиоэлектронной техники, приборов радиоуправления, беспилотных комплексов воздушной разведки, автоматических радиопеленгаторов, бортовых и наземных радиоэлектронных систем.
В 60–70‑е годы в цехах завода делали очень сложные заказы. Например, радиолокационные устройства для наведения ракет Ту-28 — самого большого истребителя дальнего действия. (Он имел самые мощные для своего времени ракеты типа «воздух-воздух»). Или «Пчёлки» — устройства с малыми габаритами, которые ставили на борт беспилотников. Или «Пароли» — системы распознавания воздушной техники, которые имели по 14 печатных плат. А блоки памяти для истребителей МиГ? Это, как говорится, вообще песня: к этим блокам припаивалось по тысяче с лишним тончайших волосков. Вручную! Даже трудно представить, какого терпения и внимания требовала эта работа.
На проходной завода стоит истребитель МиГ-29. Разрешение на установку этого памятника дал лично начальник Генерального штаба Вооружённых сил РФ Валерий Герасимов. В оснащении этой машины до сих пор используются заводские наработки. Подводную лодку на проходной завода не поставишь, хотя есть за что! В середине 70‑х директором завода стал 35‑летний Михаил Лазарев. Он привнёс в работу завода морскую романтику. Молодой директор выхлопотал для предприятия необычный заказ — изделие сложного термотестирования гироскопов (АСДТ), которые относились к установленным на подводной лодке баллистическим ракетам. Этот заказ буквально встряхнул весь коллектив! К слову сказать, радиозавод продолжает производить продукцию для Военно-морского флота. Так, например, на протяжении долгих лет в Кыштыме выпускают сложную технику «Пирс» — радиоэлектронную бортовую систему для определения местонахождения судов во время плавания.
Перестройка нанесла предательский удар в спину армии и обороной промышленности. Разрушились кооперативные связи, особенно с Украиной. К счастью, нашёлся человек, который смог отстоять завод от демократов‑разоруженцев. Это был Виктор Алексеевич Маркин, который и сейчас стоит у руля предприятия. Маркин вернул заводу стабильность. С 2007 года на завод стали поступать заказы на приборы для космической отрасли, навигационное оборудование, оптические приборы, сопровождающие посадку самолётов, а также на системы, отвечающие за телеметрию ракетных комплексов. Возобновился выпуск бытовых приёмников, домофонов, радиостанций, селекторов для канального TV, зарядных устройств и блоков для инвалидных колясок. Что касается Украины, то удалось решить и этот вопрос. За несколько лет завод освоил выпуск дефицитных изделий для отечественной «оборонки» (авиастроение), которые прежде производили в Незалежной. Например, за три года, к 2012‑му, радиозавод в полном объёме выполнил заказ Министерства обороны по выпуску радиотехнического агрегата для авиационной ракеты. Прежде этот заказ размещался на Львовском телевизионном заводе. И практически в одночасье украинский ЛТЗ (некогда главный изготовитель!) оказался не у дел.
Радиозавод Кыштыма не останавливается и в развитии гражданской продукции — он осваивает производство шаровых кранов с радиоуправлением, необходимых в газовой, нефтяной промышленности, коммунальной инженерии; приборов для медицины, например электронного томографа, разработанного совместно со специалистами из города Снежинска.
Трудно? Да. А кому легко? Сейчас, можно сказать, радиозавод находится на взлёте. За последние годы объёмы производства были увеличены в десять раз! Так что всё здесь и в перспективе будет хорошо. С цифрами уже не поспоришь.
Анисимов Михаил Лазаревич
Дворец культуры назвали в честь великой Победы
Ну и какой же завод без клуба! Бескультурье! Первый кирпичик в развитие культурно-массовой работы заложили строители, заложив в 1957 году солдатский клуб. Клуб этот был барачного типа, но, как говорится, на первый случай и это хлеб. Потом этот клуб перешёл в собственность завода, был отремонтирован и получил название «Строитель». Шло время, и клуб барачного типа в это время уже не вписывался. Директор завода Михаил Лазаревич Анисимов сказал, что строительство нового Дворца культуры (уже дворца!) — дело чести. И слово своё сдержал: 9 ноября 1985 года ДК был открыт! В честь сорокалетия Победы он и получил гордое название — «Победа». На деньги, заработанные на субботниках, перед дворцом был установлен памятник «Урал ковал победу» (скульптор М. Харламов, архитектор В. Фитковский).
В 2000 году ДК перешёл под крыло профсоюзного комитета завода. Стиль работы сохранился, формы расширились. Обновлялись аппаратура, оформление сцены. Частыми гостями ДК были профессиональные театры и исполнители из Москвы и Санкт-Петербурга. В хор Дворца пришли лучшие певцы, любители народной песни. В фольклорных коллективах «Капельки», «Соловушки» и «Ручеёк» занимались дети от 3 до 14 лет. По-прежнему радует танцевальный коллектив «Пульсар» (Алла Васильевна Щербакова), в котором занимаются 200 человек. Участники детской студии коллектива заслужили звание «Образцовый», а взрослой — «Народный». Звание «народников» получил и коллектив вокально-эстрадной студии «Отражение» (Елена Борисовна Морозова).
К 45‑летию радиозавода Дворцу культуры «Победа» было присвоено имя Михаила Лазаревича Анисимова. В это же время в ДК был переведён заводской музей и Совет ветеранов. Здесь ведётся приём работников завода, решаются насущные проблемы участников трудового фронта, вдов и матерей погибших солдат, да что там говорить — всех без исключения уважаемых людей.
В ДК «Победа» формируется особая культура — культура человеческих отношений.
Вероятно, это культура, особые человеческие взаимоотношения, единение с коллективом, стремление сохранить традиции прошлого и вместе с тем видеть перспективу будущего — и есть ключ к успеху предприятия, чья история продолжается.
Крюков Виктор Васильевич
Даньшин Виталий Степанович
А дальше была конверсия и попытка перевода предприятий «оборонки» на выпуск кастрюль и детских игрушек. На заводе вопросами конверсии занимается экономист Виталий Степанович Даньшин.
В это время завод акционируется. Обстановка тревожная: денег нет, народ увольняется, социальной защиты нет. Завод медленно ползёт к банкротству. И всё-таки Даньшин не сдаётся, ему удаётся перевести на газ заводскую котельную, найти выгодный заказ на производство телепередатчиков. Но объёмы работ малы и никак не сравнимы с долгами. Завод объявляют банкротом. На заводе избирают внешнего управляющего сроком на 10 лет. Им стал Виктор Алексеевич Маркин.
Маркин Виктор Алексеевич
генеральный директор АО «Радиозавод»
В истории нет сослагательного наклонения. Но если бы не Маркин, завода, возможно, уже не было. Или это был совсем другой завод, жалкое подобие прежнего оборонного предприятия. В годы разгула демократии нашлось немало желающих наложить лапу на всё, что было создано предыдущими поколениями. Но Маркин твёрдо сказал: «Бандитам я завод не отдам!» Внешний управляющий и директор (с 2007 года) перенёс всё: и давление чиновников, и шантаж, и прямые «наезды». Он был готов защищать предприятие с оружием в руках.
Виктор Алексеевич ставил перед собой и коллективом просто нереальные цели. Но успешно добивался их! Коллеги, например, говорили, что такое-то изделие можно освоить за два-три года. Министерство на это давало год. А изделие выходило на испытание через восемь месяцев.
При Викторе Алексеевиче производство постоянно увеличивается. В разы! Директор Маркин не считает себя гениальным руководителем. Но он чувствует себя патриотом страны. Так надо. И так будет!