В 20‑е годы XX века началось капитальное искоренение казачества. Им запрещалось ходить в традиционной форме, были отменены войсковые праздники, например день Георгия Победоносца, который отмечали в мае. Между тем казачьи хозяйства старались сохранить свой уклад и являлись основными поставщиками хлеба. Но зажиточный казак — значит независимый, и советская власть стремилась их дисциплинировать. На карте области появились коллективные хозяйства. Весной 1928 года нижнеувельская молодежь решила показать всем пример и создала первый в районе колхоз. Однако примером для подражания он не стал, и, как сказал поэт Сергей Есенин, задрав штаны, бежать за комсомолом никто не стал. Пришлось властям проводить насильственную коллективизацию.
Массовые репрессии подорвали хозяйство и привели к резкому сокращению численности населения Увельского района. Казачья станица потеряла свое значение — в 1939 году центр района был перенесен в станционный поселок, возникший ранее как станция Челябинско-Троицкой железной дороги. Сегодняшний поселок Увельский зачастую отождествляется с прежней казачьей станицей Нижне-увельской, расположенной в семи километрах от станции.
Второе рождение рабочий поселок получил в начале 1950‑х годов. Это место было выбрано для строительства Южноуральской ГРЭС. Начиналась новая эпоха. На карте СССР появится молодой город — Южноуральск.