+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info
Меир Кирш

Видеть свет из тьмы

Явления: Путь к согласию

Текст: Лена Москаленко
Фото: Игорь Ляпустин
О мудрости мира, об умении жить здесь и сейчас, о привычке не отчаиваться. Тонкий, глубокий разговор о мощи человека и его хрупкости. Урок мира от главного раввина Челябинской области. Меир Кирш делится с читателями «Миссии» простыми истинами и понятными правилами: как изучить мир на уровне пророчества? Как достичь высшей духовной ступени каждому? Что сегодня правильнее: спросить, чего можно ждать от жизни, или что жизнь ждёт от нас?
Меир Кирш

-Шалом! Шалом у евреев — это и приветствие, и жизнь. Сейчас евреи вместе со своими духовными лидерами читают Псалмы о мире.
-Еврейские мудрецы говорят: вся Тора была прописана для мира. Смысл Пятикнижия Моисеева — это мир, и поэтому Псалмы связаны с ним. Любой псалом можно читать для мира. Обычно у евреев, когда проблемы, они читают 20-ю главу в Теилимы Давида, и эта глава помогает, но можно открыть и прочитать любой Псалом. Один великий Ребе однажды сказал: «Если бы вы только знали, какая сила заключена в стихах псалмов и какое воздействие оказывают они на высшие небеса, то читали бы их постоянно. Знайте, что псалмы сокрушают все преграды. Они беспрепятственно поднимаются всё выше и выше, повергаются ниц в мольбе перед Владыкой миров и через милосердие и доброту достигают всего». Когда тяжёлые времена, человеку нужно благословение Всевышнего. Нужно читать Псалмы — любой псалом помогает.

-Правильно я понимаю, что любой, кто читает псалмы, он благословенен?
-Да! Псалмы много тысяч лет читаются всегда и в любой проблеме.

-Означает ли это, что когда всё хорошо и мирно, Псалмы можно не читать?
-Благословение Всевышнего человеку нужно всегда. Русское слово «молитва» — на иврите это тфила, на английском prayer. Молитва и prayer — это значит «просьба»: человек просит, только когда у него чего-то не хватает. Если всё есть, нет смысла просить. Однако тфила — это соединение: человек молится и соединяется с Всевышним. И это должна быть постоянная работа. Давид в Псалмах писал для пения то, что было в его сердце. Он думал и измышлял о верности и любви к Богу на протяжении всей своей жизни: был ли он в смертельной опасности или в благополучии. Все 150 Псалмов Давида — это невероятный кладезь мудрости, вдохновения и поддержки в любое время. Мы каждый день читаем Псалмы. Даже когда хорошо.

-Творец даёт трудности человеку, чтобы его исправить? Почему наша трансформация зависит от боли?
-Мы не можем знать пути Всевышнего, что, зачем и почему он делает, он видит общую картинку того, что человек увидеть не может. Мы не можем точно знать, что случилось, но мы знаем, есть такой принцип: Всевышний не даёт такого испытания больше, чем сила человека. Если человеку выпало испытание, значит, оно по его силам. Иначе это было бы нечестно, если бы человек не мог пройти через эти трудности. Мы должны молиться, чтобы неприятностей не было в нашей жизни, но если Бог даёт трудности, мы должны принимать их с радостью. Если Бог
что-то даёт, это всегда к лучшему. Не будет Бог давать то, что человеку не по силам.

-Как вы стали раввином? Мечтали об этом с детства? Можете что-то рассказать о своих родителях? Как они отнеслись к главному делу вашей жизни?
-Я родился в Израиле, вырос в ЮАР и учился в иешиве Любавического ребе. Он хотел, чтобы все его ученики после учёбы пошли в разные места и помогали развивать иудейскую культуру. Раввином хотел стать с детства — это была моя мечта. Правда, я не думал, что она исполнится в России — как мы говорим: Бога шаги человек не знает. Здесь в синагоге Челябинска я на своём месте вижу божественное провидение. Родители меня поддержали и к моему выбору хорошо отнеслись, но немного волновались, что я попал в Россию.

-Ваши родители в ЮАР?
-Да, они живут в ЮАР, но в России и в Челябинске были несколько раз — успокоились, что всё хорошо.

-Вы 25 лет живёте в Челябинске. Вам нравится этот город? Не пожалели, что здесь оказались?
-Да, четверть века прошло. Если бы я пожалел, давно бы отсюда сбежал. Слава Богу, я вижу свою задачу — здесь помогать людям.

-У вас же в Челябинске и дети родились? Сложно воспитывать детей?
-Да, у нас с женой, слава Богу, 12 детей. Первенца мы привезли с собой, остальные родились здесь. Они учатся в онлайн-школе, кто-то уже уехал учиться в Москву, кто-то — за границу. Я скажу так, как учил наш ребе. У евреев есть заповедь — каждый день надевать тфилин. И ещё одна — каждый день думать полчаса о воспитании своих детей. Каждый из наших детей важен, но воспитываем мы каждого по-разному. Одно важное правило на всех — это воспитать в детях ценности, чтобы они понимали, знали и чувствовали в своей жизни присутствие Бога. Жили с волей Всевышнего — это фундамент на всю жизнь.

-Ваши дети тоже раввины?
-Пока ещё нет. Мой сын сейчас учится быть раввином, надеюсь, скоро закончит учёбу. Дочь вышла замуж за раввина, маленькие дети ещё учатся. Самому младшему сыну летом будет 3 года. Мы их воспитываем, но оставляем им право выбора, и я верю — они найдут свой путь.

-Ваша жена — ваш соратник, единомышленница, ваш тыл хозяйственный?
-В быту да, поэтому я на ней и женился. И мы одинаково думаем над важными вопросами в жизни.

-Русский язык вам сложно дался?
-Сложно. Много лет я учился говорить по-русски. Сейчас вспоминаю родной язык и ищу слова уже русские, такой обратный перевод получается.

-Большой философский вопрос вам заготовила. Он скорее жизненный, чем религиозный. Тора! Тора учит ценить жизнь, и каждый еврей должен стремиться к безопасности своей жизни и своей семьи. Почему тогда сегодня так часто люди не уважают ни свою жизнь, ни жизнь другого человека? Это тоже испытание?
-У человека всегда есть право выбора. По Торе человек обязан хранить свою жизнь. Даже до такой степени, что если возникает проблема с угрозой жизни, ему разрешено нарушать заповеди. Вот, к примеру, Шабат — священная суббота, и рожает женщина. В субботу есть ограничения по работе, и в этот день нельзя садиться за руль. Если речь идёт о человеческой жизни, её надо хранить. Почему люди поступают иначе — это сложный вопрос. Бог создал каждого человека с хорошим и нехорошим началом. Бывает, что оба начала очень сильные — каждый человек должен знать, что если у него есть очень сильное нехорошее начало, то у него есть и очень сильное хорошее начало. Это внутренняя борьба, и каждый должен знать, что Бог не даёт испытания, которые человек не может выдержать. Если у него много нехорошего, то он должен знать — он имеет потенциал стать особенным, хорошим человеком.

-Плохой может стать всегда хорошим, и наоборот?
-Не просто хорошим, а очень хорошим. Царь Соломон писал, что видел преимущество света из тьмы. «Я видел, что мудрость имеет преимущество над глупостью, так как свет лучше тьмы». Тут нужно понять, почему Соломон — мудрейший из людей в истории  — дал нам такую простую оценку. Что есть преимущество света над тьмой и преимущество мудрости над тьмой — это понятно каждому, но Соломон объясняет, если переводить с иврита: я вижу преимущество света из тьмы. И из тьмы можно получить больше, чем обычный свет, — именно такой человек, у которого есть очень сильное злое начало, должен знать: это сильное испытание и у него есть шанс подниматься по лестнице — он может перевернуть своё зло в особое добро. У евреев есть притча про обувную фабрику, когда её хозяин отправил в Африку своих помощников. Первый тут же позвонил и сказал: «Всё плохо, ничего мы тут не добьёмся  — все ходят босиком». Второй, напротив, позвонил и заказал большую партию обуви: «Тут все ходят босиком — срочно высылайте большую партию». Два разных подхода к проблеме: один — уныние, второй  — возможность увидеть свет из тьмы и превратить проблему в решение.

-Наш мир делится на материальное и духовное. Один из постулатов духовного развития человека — прийти к Богу, это считается высшей ступенью личностного духовного роста. Почему для многих — это сложный путь?
-Сложный потому, что важный. Мы все знаем историю, когда Адам съел плод от древа познания. У него была одна заповедь «не есть с этого дерева», и у него не получилось — мы видим результат: Адам должен был жить вечно, но он стал смертным, и мы видим это во всех поколениях. Это было так сложно потому, что это было важно. Включилась именно сила противодействия, и он не смог устоять.

-Творец даёт трудности человеку, чтобы его исправить? Почему наша трансформация зависит от боли?
-Мы не можем знать пути Всевышнего, что, зачем и почему он делает, он видит общую картинку того, что человек увидеть не может. Мы не можем точно знать, что случилось, но мы знаем, есть такой принцип: Всевышний не даёт такого испытания больше, чем сила человека. Если человеку выпало испытание, значит, оно по его силам. Иначе это было бы нечестно, если бы человек не мог пройти через эти трудности. Мы должны молиться, чтобы неприятностей не было в нашей жизни, но если Бог даёт трудности, мы должны принимать их с радостью. Если Бог
что-то даёт, это всегда к лучшему. Не будет Бог давать то, что человеку не по силам.

-Как вы стали раввином? Мечтали об этом с детства? Можете что-то рассказать о своих родителях? Как они отнеслись к главному делу вашей жизни?
-Я родился в Израиле, вырос в ЮАР и учился в иешиве Любавического ребе. Он хотел, чтобы все его ученики после учёбы пошли в разные места и помогали развивать иудейскую культуру. Раввином хотел стать с детства — это была моя мечта. Правда, я не думал, что она исполнится в России — как мы говорим: Бога шаги человек не знает. Здесь в синагоге Челябинска я на своём месте вижу божественное провидение. Родители меня поддержали и к моему выбору хорошо отнеслись, но немного волновались, что я попал в Россию.

-Ваши родители в ЮАР?
-Да, они живут в ЮАР, но в России и в Челябинске были несколько раз — успокоились, что всё хорошо.

-Вы 25 лет живёте в Челябинске. Вам нравится этот город? Не пожалели, что здесь оказались?
-Да, четверть века прошло. Если бы я пожалел, давно бы отсюда сбежал. Слава Богу, я вижу свою задачу — здесь помогать людям.

-У вас же в Челябинске и дети родились? Сложно воспитывать детей?
-Да, у нас с женой, слава Богу, 12 детей. Первенца мы привезли с собой, остальные родились здесь. Они учатся в онлайн-школе, кто-то уже уехал учиться в Москву, кто-то — за границу. Я скажу так, как учил наш ребе. У евреев есть заповедь — каждый день надевать тфилин. И ещё одна — каждый день думать полчаса о воспитании своих детей. Каждый из наших детей важен, но воспитываем мы каждого по-разному. Одно важное правило на всех — это воспитать в детях ценности, чтобы они понимали, знали и чувствовали в своей жизни присутствие Бога. Жили с волей Всевышнего — это фундамент на всю жизнь.

-Ваши дети тоже раввины?
-Пока ещё нет. Мой сын сейчас учится быть раввином, надеюсь, скоро закончит учёбу. Дочь вышла замуж за раввина, маленькие дети ещё учатся. Самому младшему сыну летом будет 3 года. Мы их воспитываем, но оставляем им право выбора, и я верю — они найдут свой путь.

-Ваша жена — ваш соратник, единомышленница, ваш тыл хозяйственный?
-В быту да, поэтому я на ней и женился. И мы одинаково думаем над важными вопросами в жизни.

-Русский язык вам сложно дался?
-Сложно. Много лет я учился говорить по-русски. Сейчас вспоминаю родной язык и ищу слова уже русские, такой обратный перевод получается.

-Большой философский вопрос вам заготовила. Он скорее жизненный, чем религиозный. Тора! Тора учит ценить жизнь, и каждый еврей должен стремиться к безопасности своей жизни и своей семьи. Почему тогда сегодня так часто люди не уважают ни свою жизнь, ни жизнь другого человека? Это тоже испытание?
-У человека всегда есть право выбора. По Торе человек обязан хранить свою жизнь. Даже до такой степени, что если возникает проблема с угрозой жизни, ему разрешено нарушать заповеди. Вот, к примеру, Шабат — священная суббота, и рожает женщина. В субботу есть ограничения по работе, и в этот день нельзя садиться за руль. Если речь идёт о человеческой жизни, её надо хранить. Почему люди поступают иначе — это сложный вопрос. Бог создал каждого человека с хорошим и нехорошим началом. Бывает, что оба начала очень сильные — каждый человек должен знать, что если у него есть очень сильное нехорошее начало, то у него есть и очень сильное хорошее начало. Это внутренняя борьба, и каждый должен знать, что Бог не даёт испытания, которые человек не может выдержать. Если у него много нехорошего, то он должен знать — он имеет потенциал стать особенным, хорошим человеком.

-Плохой может стать всегда хорошим, и наоборот?
-Не просто хорошим, а очень хорошим. Царь Соломон писал, что видел преимущество света из тьмы. «Я видел, что мудрость имеет преимущество над глупостью, так как свет лучше тьмы». Тут нужно понять, почему Соломон — мудрейший из людей в истории  — дал нам такую простую оценку. Что есть преимущество света над тьмой и преимущество мудрости над тьмой — это понятно каждому, но Соломон объясняет, если переводить с иврита: я вижу преимущество света из тьмы. И из тьмы можно получить больше, чем обычный свет, — именно такой человек, у которого есть очень сильное злое начало, должен знать: это сильное испытание и у него есть шанс подниматься по лестнице — он может перевернуть своё зло в особое добро. У евреев есть притча про обувную фабрику, когда её хозяин отправил в Африку своих помощников. Первый тут же позвонил и сказал: «Всё плохо, ничего мы тут не добьёмся  — все ходят босиком». Второй, напротив, позвонил и заказал большую партию обуви: «Тут все ходят босиком — срочно высылайте большую партию». Два разных подхода к проблеме: один — уныние, второй  — возможность увидеть свет из тьмы и превратить проблему в решение.

Меир Кирш

-Чувство юмора у евреев. Его считают тонким, отменным — откуда это? От желания жить или от желания примириться с действительностью, которая иногда бывает суровой?
-Я не знаю, есть у евреев особое чувство юмора или нет, но есть плюс в юморе, и важный момент  — хорошее настроение. Даже в Талмуде написано: один из мудрецов начинал урок с чего-то юмористического — с простого, над которым не надо думать, надо всем посмеяться, чтобы потом учиться с более весёлыми сердцами. Талмуд говорит, что у шутников есть доля в мир грядущий — они приносят радость, а радость важна в служении Всевышнему. В книге Псалмов написано: «Служите Богу с радостью», даже когда тяжело, это всегда должно быть радостно.

-Вопрос может показаться нескромным: а вы, когда были у Стены Плача, оставляли там записки?
-Я несколько раз был у Стены Плача. Я молился. Знаете, но у евреев молитва — это не обязательно Стена Плача, можно и нужно молиться дома. Даже если человек ни в чём не нуждается, он должен молиться и обращаться к Всевышнему, и нужно иметь в виду, что Бог исполняет каждую молитву: если не сейчас, то позже, если не полностью, то частично. Молитва имеет силу, и я вижу в своей жизни, как Бог помогает и помогал.

-Когда человек осознаёт, что Бог его любит, ему же жить проще?
-Обязательно. Если человек верит в божественное провидение, он знает, что Бог видит всё и каждую «деталь», он управляет. Это знание даёт спокойствие души, радость и осознание, что ты не один.

-Что есть сегодня любовь к ближнему? Носить маску, совершать благочестивые поступки — всё так же, как и в добиблейские времена: не убий, не укради, не сотвори себе кумира, вести благотворительность? Или что-то иное?
-Любить ближнего, как самого себя, — это значит, я должен знать и думать, что ему нужно, помогать, в чём ему нужно. Если я голодный, а он не голодный, у него жажда? Я ему дам хлеб, а ему хлеб не нужен, ему нужна вода! Возлюбить ближнего, как самого себя, — это ещё и понять, что нужно дать. В помощи должны быть конкретные действия не только на словах и чувствах. Особенно просто сказать, что Бог тебе поможет! Это очень жестоко. Мы должны помогать людям — утешить человека, совершить какое-то действо помощи к нему, а не только ссылаться на Всевышнего.

-Вот моему родному близкому человеку нужен миллион рублей. Я ему даю миллион рублей — значит ли, что я показываю любовь к ближнему?
-Вам надо знать, если у вас есть возможность помочь миллионом и это действительно нужно, то почему нет? Написано: если человек придёт и скажет, что голодный, тогда не надо проверять, надо помогать — накормить. Да, могут быть и мошенники, но если человек просит о помощи, и он знает, что перед ним не мошенник, нужно помогать по мере возможности. Возлюбить ближнего своего, как самого себя, — это значит помогать каждому человеку в том, что ему нужно. Возможность помогать — это хорошее действие, поступок.

-И про кумиров! Дети в обильном информационном потоке и интершуме смотрят и подражают, стремятся подражать звёздам шоу-бизнеса. Надо ли наших детей отвлекать от этого? Как воспитывать сегодня детей? Есть ли универсальные правила?
-Я думаю, что надо воспитывать детей в ответственности перед высшей властью. Перед Богом. Пусть хотя бы 2 минуты в день думают об этом. Это единственная гарантия, что люди будут вести себя хорошо. Важное в воспитании детей — донести простую истину: меньше делать зла, а больше — добра. Когда есть свет, автоматически уходит тьма. Люди ожидают от нас добро, поэтому добрые поступки — это норма, это как зажжённая свеча, которая автоматически отгоняет много тьмы. Если ребёнок хочет играть — это не такое уж большое преступление, главное, чтобы дело его жизни несло добро.

-Вас приглашают в Челябинские школы на встречи?
-Нет, в школы не приглашают, но в синагогу часто приходят на экскурсию. Дети разного возраста, им интересно и нравится сюда приходить.

-35 лет назад Михаил Горбачёв объявил курс на гласность и перестройку. В города России, в том числе и в Челябинск, официально вернули веру в Бога, а в 1992 году здание синагоги передали еврейской общине. За 30 лет какой стала еврейская община Челябинска? Что она сегодня из себя представляет?
-Да, за эти 30 лет многое изменилось. В Челябинске при синагоге действует еврейская община «Иудим». Раньше при синагоге была школа, сейчас её нет, но есть детские клубы — дети приходят разных возрастов, учатся основам иудейской культуры. Была раньше столовая, мы кормили нуждающихся, но из-за пандемии многое изменилось. В апреле обязательно отпразднуем Песах.

-Сложно в Челябинске соблюдать кашрут?
-Для меня не сложно, я привык. Тому, кто не привык, — сложно. Сейчас стало намного легче соблюдать кашрут. В Москве действует раввинат, и главный раввин России Берл Лазар наблюдает много разных фабрик, многие продукты российского производства признаны кошерными, и их можно купить в любом супермаркете. Конечно, 25 лет назад, когда я впервые попал в Челябинск, помню, мы первые полгода не ели мясо вообще — не могли купить. Вообще сейчас многие соблюдают кашрут — в этом стало легче.

-Политически сейчас не всё стабильно, но у любого человека в России сегодня есть вера в Бога. И именно сегодня ощущается так много отчаяния как никогда. Почему? У вас бывает чувство отчаяния?
-Совсем отчаяния нет, не бывает. Может быть огорчение, усталость, но совсем отчаяния не должно быть. Если человек верит, что Всевышний есть и всё к лучшему, но нам что-то в реальности не понятно, то мы должны точно знать: всё к лучшему. Отчаяние — это нехорошее качество, злое начало человека. Отчаяние — это значит, человек ничего не хочет делать. Да, иногда может быть горько на душе, но это может привести и к хорошему. У человека всегда должно быть сильно желание выйти из огорчения и стремиться к лучшему. В противном случае в отчаянии человеку нужно будет заполнить вакуум, и он будет следовать своим страстям, которые принесут ему ещё больше отчаяния. Получается замкнутый круг. Если верить и молиться, то лучшие времена настанут. Наш ребе говорит «трахт гут вэт зайн гут» — на идише это значит «думайте хорошо, и будет хорошо». Человек должен думать позитивно, и жизнь вокруг будет такой. Надо доверять Всевышнему — он ничего плохого для нас не замышляет. Доверие приносит оптимизм.

-От чего зависит мир в душе каждого человека? Почему нам всем его не хватает?
-Мир в душе — это знать, что человек идёт по правильной дороге. Мир в душе — это радость, и её место часто занимают сомнения, когда человек не верит. Когда у человека есть Всевышний, он идёт в правильном направлении и правильной дорогой, это даёт настоящий мир в душе. И радость.

-Кто за этот мир в душе отвечает? Бог, президент, синагога, сосед или сам человек?
-Не президент и не сосед. И даже не синагога. Синагога может дать направление и духовную поддержку, но каждый сам выбирает для себя, и каждый должен сам себя воспитать.

-Синагога может помочь обрести мир?
-Синагога всегда готова помогать всем, чем может.

Меир Кирш

Pin It on Pinterest

Share This