+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info
Охота ли на охоту

СТИЛЬ ЖИЗНИ: хобби

Текст: Михаил Ильин
Иллюстрации: Пётр Серебровский
Охота, наверное, древнейшее занятие человека, но не выглядит ли сейчас атавизмом? Некоторые считают, что всякую охоту надо запретить, другие утверждают, что охота помогает регулировать численность животных, и вообще, это определённые традиции, которые следует сохранить. Вполне возможно, что со временем охота исчезнет сама по себе, просто со сменой поколений.

Пострелять  — удовольствие дорогое

Челябинец Владимир Васильев охотой занимается уже несколько десятков лет и признаётся, что если и попрощается со своим увлечением, то только из-за финансовой составляющей.

— Путёвки постоянно дорожают: например, недавно за путёвку для охоты на зайца выложил 5 тысяч рублей, — рассказывает Владимир. — Плюс ещё 5–6 тысяч рублей составляют охотничьи взносы. Кроме того, надо ведь ещё потратиться на бензин.

Сейчас среди охотников преобладают люди среднего и старшего поколения  — молодёжи практически нет.

— Я сам обращаю внимание, когда бываю в оружейных магазинах, что оружие берут только для стрельбы, а не для охоты, — объясняет Владимир.

Так как настоящих охотников не так много, тем больше они ценят свои сложившиеся компании и не любят пересекаться с теми, для кого охота  лишь повод выпить на природе.

Как ни странно, есть среди южноуральских охотников и женщины.

Например, Ольга Круглова по образованию зоолог, а к охоте пристрастилась, когда работала в Казахстане. Там на реке Уил, что в Гурьевской области, водится много птиц. Интересно, что женщины на охоте делают меньше выстрелов, экономят, а вот мужчины любят пострелять.

По словам Ольги, она чаще выступает в роли загонщика крупной дичи  — так можно больше увидеть картинок из мира животных. Другая причина  — когда участвуешь в загоне, меньше стреляешь.

— Когда только начинаешь, больше азарта, а потом с опытом приходит уже другое восприятие: раз не ты дал жизнь другому живому существу, негоже тебе её и забирать, — откровенничает Ольга. — Есть даже обычай у охотников — просить прощения у убитой дичи. Кстати, и многие опытные мужчины-
охотники со временем переключаются на рыбалку. И фотографироваться с убитыми животными я не люблю, как и многие настоящие охотники не любят.

К сожалению, случаи неоправданной жестокости на охоте встречаются, причём жестокость выражается не только в стрельбе. Так, несколько лет назад в Агаповском районе компания парней на снегоходах преследовала косуль. Февраль тогда выдался тёплым, но по ночам подмораживало, и образовался ледяной наст.

Спасаясь от снегоходов, косуля проваливалась в наст и резала себе ноги.

— В конце концов, сил уже не остаётся, и косуля просто останавливается и смотрит на своих преследователей, — делится Ольга. — Парни подходят, привязывают к её рожкам ленточки и уезжают. Когда они мне сами об этом рассказали, я была просто вне себя от возмущения. А они ещё удивляются: «А что такого? Мы же её не застрелили». И не понимают, что это живое существо, что она за время гонки пережила невесть что, колоссальный стресс, понимая, что убегает от смерти! Да она может после этого даже с места уже не сойдёт!

Кстати, то, что загнанная дичь нередко бросается на охотника, это правда: был случай, когда людей атаковал даже поросёнок кабана. Понятно, что со стороны зверя это просто жест отчаяния.

А вообще у каждой птицы или зверя свой характер, который надо учитывать. Любопытно, что охотники не очень любят такую благородную птицу, как лебедь. Так-то на Южном Урале охота на лебедя запрещена, благодаря чему эту птицу можно встретить во многих местах. Но в водоёмах, где обитает лебедь, уже не встретить других пернатых  — царская птица всех выгоняет. Лебедь довольно агрессивен, одна из косточек крыла у него острая и служит своеобразным оружием. Поэтому-то охотники не любят лебедя  — он отгоняет всю добычу.

Также считается зазорным охотиться на куропаток  — уж слишком доверчивые птицы, человека практически не боятся.

Свой трофей надо уважать

Хотя среди охотников есть женщины, чисто женских компаний, которые выезжают за добычей, не существует. Тому есть несколько причин, помимо того чисто психологических. Конечно, представительницы прекрасного пола водят машины, но на охоте часто приходится передвигаться по просёлочным дорогам, где можно и застрять, так что на охоте без мужской силы не обойтись.

Да и всякие компании можно встретить в лесу  — нередко пьяные.

Между прочим, раньше алкоголь на охоте был строжайше запрещён . Как рассказывает охотовед Николай Сорокин, это было своего рода охотничья этика.

— Сейчас такого уже нет, — сетует Николай Сорокин. — Прежде ни один уважающий себя охотник не позволил бы себе сесть на свой трофей или поставить на него ногу. Трофей надо уважать!

Беда ещё и в том, что пьяные компании нередко устраивают гонки на снегоходах и квадроциклах, отчего животные ищут спасения где придётся  — даже забегают в деревни и города.

Но если пьянство на охоте многие осуждают, то против блюд из дичины никто не возражает  — у каждого охотника найдутся любимые рецепты. К примеру, Ольга Круглова любит так называемый «шлем»  — она поделилась своим рецептом:

— Это свежее мясо, которое засыпают в казан над костром, добавляют лук, морковь, картошку. Шлем обычно готовится из косули  — у неё мясо нежнее, чем у говядины, более тонкое волокно. Говорят, что, бывает, мясо попахивает  — это случается, если косулю убили выстрелом в живот или же уложили козла во время гона. Можно приготовить шлем и из утки  — тогда хорошо бы добавить ещё лапшу. Вроде бы рецепт немудрящий, но когда мясо не замороженное, а свежайшее, да на костре тушённое  — это объедение!

Интересно, что многие охотничьи навыки пригодились Ольге и в обычной жизни  — наблюдательность, внимательность. Это особенно помогает за рулём. Так что и в шумном городе можно вести себя как охотник. Может, в будущем так и произойдёт  — охота исчезнет, а древние навыки люди будут применять в более мирных целях.

К охоте отношусь ужасно. На дворе XXI век, сегодня охота  — это хобби. Какое оправдание может быть убийству? Я понимаю, когда человек убивает животных ради пропитания. Но сегодняшние охотники, как правило, люди обеспеченные, охотничье оснащение стоит очень дорого, ни о какой необходимости речи не идёт. Некоторые убивают зачастую, чтобы потом выбросить убитых животных. Зачем это всё? Самоутверждаться за счёт животных, которых и так в природе остаётся мало. Пускай не оправдываются, это  — убийство. Нельзя идти против природы! Пожары, которые каждое лето происходят по стране, и так уничтожают животных.

Карен Даллакян

На заметку

В российских законах есть определённые требования, которые можно расценить как защиту животных от действий человека. К примеру, если зверь ранен, преследовать его (это называется «добор»), можно лишь в течение строго определённого времени  — от суток до трёх, в зависимости от вида животного. Кроме того, запрещается разрушать и раскапывать постоянные выводковые убежища пушных зверей. Правда, есть исключение  — нору можно раскопать для того, чтобы помочь своей собаке, которая застряла внутри.

Также нельзя охотиться на животных, которые оказались в бедственном положении, беспомощном состоянии, на переправах через водные объекты, в условиях стихийного бедствия или другой чрезвычайной ситуации. Запрещено приманивать зверей при помощи раненых животных.

Схожие требования есть и в законах многих стран, а в некоторых запрещена вообще любая охота , например в Люксембурге, Коста-Рике, Израиле, Японии. Есть страны, где нельзя добывать определённые виды животных и птиц: так, в Латвии полностью запретили охоту на водоплавающую птицу.

Интересно, что даже в Африке, куда так любят ездить охотники на экзотическую дичь, есть страны, которые пошли на полный запрет,  — это Кения и Ботсвана. А в Великобритании после многолетних споров решились запретить охоту на лис, которая считается одной из многовековых традиций в королевстве.

Так что мировая тенденция очевидна — повсеместное сокращение охотничьих смертельных «забав».

Pin It on Pinterest

Share This