Айские притёсы
Явления: удивительные места
Текст: Любовь Усова
Фото: Александра богданова
Башкиры называют эти места иначе — Сыбар Кая, что означает «пёстрая скала». И действительно, Айские каньоны, в отличие от американских, полны жизни и цвета. Они покрыты мхами, лишайниками, травой и даже кустарниками, что делает их крайне живописными. И, конечно, тут присутствует это ощущение силы и мощи, которое возникает только в горах. Хотя на самом деле это настоящий обман зрения. Когда находишься внизу, на реке, или карабкаешься по скалам вверх, понимаешь — да, это горы. Но стоит подняться на вершину и оглянуться окрест, ты видишь лишь равнину и дали, пасущихся лошадей, синеющий на юго-востоке хребет Кушик, и лишь суда на реке кажутся крошечными. Просто река Ай течёт по глубокому каньону, достигающему до ста метров глубины, это и есть высота отвесных скал, или притёсов, по местному наречию. На Больших Притесах оборудована смотровая площадка, откуда всё это великолепие можно обозревать.
Конечно, есть трагичная легенда об этих местах, записанная саткинским краеведом Чернецовым. Годах в 20‑х прошлого века это случилось. Стали пропадать лошади у мужиков деревни Терменевой. Рассердились мужики и решили подкараулить вора. Им оказался татарин Юлдаш, продававший крестьянских лошадок цыганам. Крестьяне подстроили засаду, окружили Юлдаша так что бежать ему было некуда, — справа поле, слева обрыв! Отчаянный Юлдаш распряг коня, вскочил в седло и со всего разгону прыгнул с конём со скалы. Недовольные мужики отыгрались на жалком скарбе татарина и сбросили с той же скалы его повозку. А самовар, лежавший в ней, выпал и неведомо как зацепился за скалу. Да так крепко, что ещё много лет в самоваре завывал ветер, напоминая о той трагедии. А может, то был не ветер, а неупокоенная душа татарина Юлдаша? Ведь не мог самовар сам собой продержаться на скале долгих 40 лет…
Но, несмотря на все суеверия местных, экстремалы и альпинисты очень любят эти места. Первые бросаются в пропасть на привязи, по типу колоссальной «тарзанки», либо с парашютом безо всякой страховки. Даже просто наблюдать за этими самоубийственными прыжками со стометровой высоты страшно. А какой адреналин получают сами камикадзе… Нравится некоторым поиграть с судьбой, пусть их.
Альпинистам тут тоже вольготно, они исследуют гроты и пещеры, труднодоступные простым смертным. Одна из них — грот Юношеский если спускаться к нему с вершины, то «всего» на 26 метров, а если подниматься с подножия, то придётся преодолеть все 56 метров. Кто-то обозначил вход в пещеру, прибив к скале крест, возможно, как предупреждение об опасности. Не зря местные называли пещеру Чёрной дырой, она простирается почти на сто метров и разветвляется на два хода, один из которых ведёт в Зал Ледяных Сабель. В холодное время он заполнен свисающими с потолка ледяными десяти-двенадцатиметровыми сталактитами, напоминающими по форме сабли. Но чтобы добраться до этой необычной и опасной красоты, сначала надо добраться до пещеры, проникнуть в неё, чтобы через несколько метров спуститься в колодец на четыре метра, затем протиснуться в узкую расщелину, которая ведёт в остальную часть пещеры. Такое путешествие лишь для смелых, опытных и выносливых.
Ну а просто любителям пеших прогулок по пересечённой местности можно дойти до Сухих водопадов, находящихся чуть ниже скального выхода Малых Притёсов, на левом берегу реки Ай. Малые Притёсы так же величественны и грандиозны, как и Большие. Отличие их в высоте (всего на 20–30 метров) и слагающих скалы известняках, которым 350–370 миллионов лет от роду. Сухие водопады (или по-местному Алексеевский Лог), расположенные каскадом, хороши и с падающей с них водой, и без оной. По ним можно подниматься как по каменным исполинским ступеням, а когда-то в древности тут была река…
И всё это природное великолепие находится рядом, на границе Сатки и Башкортостана.