Домовничает Жихарка. Еду готовит, ложки на столе раскладывает.
— Эта ложка простая — Петина, эта ложка простая — Котова, а эта — не простая, точеная, ручка золоченая, никому ее не отдам.
Известная русская народная сказка «Жихарка» не так проста, как кажется. На первый взгляд, сценарий сказки основывается на полярности добра и зла, где добро в лице Жихарки, кота и петуха побеждает, а зло в лице лисы наказывается. Но не все так однозначно.
Жихарка – маленький человечек, живущий в домике в лесу вместе с котом и петухом. Кот и петух ходят на охоту, а Жихарка «домовничает». Здесь можно увидеть параллель и с другими народными сказками, где сказочные мальчики-с-пальчики возникают в союзе двоих и всегда из ниоткуда. Как правило, на них и держится весь дом, они приносят в него жизнь.
Несмотря на очевидный факт того, что Жихарка – герой положительный, он наделен алчностью и повышенным ЧСВ (чувство собственной важности, – прим.авт.). «Эта ложка простая – Петина, эта ложка простая – Котова, а эта – не простая, точеная, ручка золоченая, никому ее не отдам».
Далее в сказке появляется отрицательный герой – лиса. Прослышав, что Жихарка остался в избушке один, хитрая лиса захотела его съесть. Жихарка испугался и спрятался под печку. А далее началось все самое интересное. Вы заметили, насколько лиса симметрична Жихарке? Даже говорят они одинаковыми словами:
– Постой же, – думает лиса, ты мне сам скажешь, где сидишь. И начала ложки перебирать: Эта ложка простая, Петина, эта тоже простая, Котова, а эта ложка не простая, точеная, ручка золоченая, эту я себе возьму. А Жихарка под печкой во весь голос: Ай, Ай, не бери тетенька, я не дам!
Теперь воплощением алчности выступает лиса. Ей удалось увидеть Жихарку благодаря его привязанности к ложке. Жихарка как объект не существует для лисы, остается невидимым до тех пор, пока не проявляет алчности. Из чего следует, что лиса – это и есть отрицательная часть самого Жихарки, и как в любой доброй сказке, ей суждено умереть.
Подбежала лиса к печке, схватила Жихарку, да в лес. Домой прибежала, печку истопила, хочет Жихарку изжарить да съесть. Но Жихарка в печку не пролезает, не смотря на то, что очень маленький. Кстати, с печкой у него вообще особые отношения. В книге «Homo amphibolos» Софья Агранович выводит своего рода определение сущности человека и культуры: «…культура человечества в конечном итоге оказывается постоянной коллективной, а впоследствии и личной рефлексией по поводу границы». А основная тема этой рефлексии – власть над границей и способность ее переходить, соединяя разъединенные миры – мир живых и мир мертвых. В нашей сказке этой границей как раз и выступает печка. Так мальчик, создающий в доме уют и жизнь, сидит под печкой, на территории смерти. Ложка – символ жизни, если руководствоваться логикой, что мы едим, чтобы жить, а не наоборот. Конечно, лисице не удалось сжечь Жихарку в печи, потому что жизнь в принципе невозможно уничтожить. Зато Жихарка сжарил лису на раз-два.
Итак, перед нами явные бинарные оппозиции: жизнь положительного героя и смерть алчного злодея по сути являются двойниками. Если смотреть еще шире, то сказка не отделяет Жихарку и лисицу друг от друга: лиса – это лишь проявление негативной стороны человека, воплощение его алчности и высокомерия, которым суждено сгореть. На эту особенность народных сказок обращают внимание и многие исследователи-литературоведы – картина мира в них зачастую организована как система противоположностей: жизнь-смерть, свои-чужие, левое-правое. Такие метафоры помещают героя в определенную точку, где он выполняет отведенную ему роль, и это прослеживается во многих культурах. Возможно, урок сказки заключается в том, чтобы герой перестал отождествлять себя лишь с одной из оппозиций. Дуальное видение, присущее человеку, позволяет увидеть мир намного шире, чем только «добрый» или только «злой». В этом мире нет ничего совершенного, как и ничего очевидно несовершенного. И вроде бы все закончилось хорошо:
Кот лапкой слезы утирает, Петя крылышком подбирает. Вдруг по лесенке Жихарка бежит, громким голосом кричит: – А вот и я! А лиса в печке сжарилась! Больше не придет! И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас в гости ждут.
Хотя в другой версии сказки мне встретился несколько иной финал: Кот лапкой слезы утирает: «Вот эта ложка простая моя, эта – Петина. А эта, самая красивая ложка, чья теперь будет?». «А эта, самая красивая, моя, – послышался голос Жихарки. – Никому ее не отдам! Лисицу-то я сжарил!».
…Но об этом лучше не думать.