В известном романе Патрика Зюскинда «Парфюмер» есть отрывок, в котором выражается сожаление по поводу того, что в истории искусства существовали шедевры, которые не дошли до нас по причине своей мимолетной и эфемерной природы. Речь в книге идет, как не трудно догадаться, о парфюмерии, но кроме нее есть, пожалуй, еще одна сфера, где истинные шедевры почти точно так же неуловимы, однако, возможность прикоснуться к ним у нас все-таки есть. И эта сфера – виноделие. Нашим гидом и экспертом в этой интереснейшей области будет управляющий бутика «Винный погребок» Юлия Алексеева. Сегодня мы поговорим о Великой пятерке французских вин.
Юлия АлексееваРасскажите, откуда взялось это выражение «Великая пятерка»? И, разумеется, какие вина в нее входят?
Великая пятерка – это французские вина «Шато Марго», «Шато Латур», «Шато Лафит Ротшильд», «Шато Мутон Ротшильд» и «Шато О’Брион». Все они родом из Бордо – наиболее значительного винодельческого региона Франции. Первые сведения о виноделии в этом регионе относятся еще к XII веку.
В 1855 году в Париже проходила Вторая Всемирная выставка, где были представлены последние достижения промышленности и сельского хозяйства. И вот одним из результатов этой выставки и стало принятие классификации бордосских вин, которая не потеряла актуальности и в наши дни. Хотя нужно отметить, что тогда лучших вин – класса «Гран Крю» – было не пять, а четыре. Вино «Шато Мутон Ротшильд» в 1855 году оказалось ступенькой ниже. Войти в Великую пятерку ему удалось только в 1973 году.
Даже фамилия Ротшильд не помогла?
Скорее, помешала. Поместье Шато Мутон приобрел в 1853 году Натаниель Ротшильд – представитель английской ветви этой знаменитой фамилии. Скепсис французов в отношении винодельческих способностей англичан, по-видимому, и сыграл свою роль в 1855 году, во время распределения мест. Однако, здесь они столкнулись с чисто английским упорством. Борьба за вершину длилась более века, причем, с применением необычной для того времени рекламной стратегии. С 1924 года этикетки к вину «Шато Мутон Ротшильд» стали создавать известные художники. Например, Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Марк Шагал и многие другие. Но решающими оказались, конечно же, великолепные свойства вин – сложные с пышным ароматным букетом и насыщенным вкусом с оттенками кофе, черной смородины, дуба и специй.
Фамилия Ротшильд фигурирует и в названии другого вина – «Шато Лафит»…
Здесь немного иная ситуация. Это имя присоединилось к названию уже после триумфа «Шато Лафит». В 1868 году барон Джеймс де Ротшильд, глава французской ветви, приобрел хозяйство Лафит, первые упоминания о котором восходят к 1234 году. Настоящая слава к вину пришла в первой половине XVII века, когда с легкой руки кардинала Ришелье оно стало зваться «Вином Короля». Именно кардинал рекомендовал его Людовику XV как источник молодости и нектар, достойный богов. С тех пор известность этого вина в мире только растет. Изысканный вкус и сложный букет объясняется, кроме всего, и возрастом лоз, с которых происходит сбор. В среднем он составляет 40 лет, однако, в хозяйстве есть лозы, именуемые Ла Гравьер, посаженные в 1886 году.
Виноделие – это не только искусство, но и история. А что вы можете рассказать о других винах Великой пятерки?
Что касается истории, то поместье Шато Латур – одно из древнейших винодельческих поместий Бордо. Его вино было широко известно уже в XVI веке. Здесь оказались практически идеальные природные условия для виноделия – даже не в самые удачные годы в поместье вызревает превосходный виноград. Поэтому стабильность высокого качества – главная отличительная черта и преимущество вин этого хозяйства. Это серьезные, сложные, превосходно сбалансированные вина. Гармоничный вкус, которых соблазняет сочными тонами спелых ягод ежевики и черной смородины, переплетающихся с нотками табачного листа, кожи и графита.
Насколько велики эти хозяйства?
В данном случае решающую роль играет, разумеется, не площадь сельскохозяйственных угодий, а качество самой земли. Самое крупное хозяйство в Великой пятерке – Шато Марго. Площадь его виноградника – 92 га и это, пожалуй, наиболее стильный и аристократический из виноградников Бордо. В свои лучшие годы вино «Шато Марго» – это тонкий и изысканный аромат, сложный букет из спелой черной смородины, пряной ванили и фиалок. Это вино никогда не бывает грубым и мясистым, оно всегда пленительно и элегантно, словом, это самое «женское» вино из Великой пятерки.
А вот виноградники Шато О’Брион по площади самые маленькие – всего 45 га. Зато это хозяйство, по крайней мере, с того момента, как в 1935 году перешло к нынешним владельцам, неизменно оказывалось на полшага впереди прочих бордоских хозяйств в том, что касается внедрения разного рода технических новшеств. Например, в 1961 году они стали первыми использовать емкости из нержавеющей стали. Также они раньше всех начали работать с клонами разных сортов винограда. Но, несмотря на это, их винодельческая стратегия – это следование традициям. Вино «Шато О’Брион» необыкновенно и изысканно. В одном бокале красного вина объединены ароматы кедра и гаванских сигар.
Великая пятерка – это не только выдающиеся и ценные вина. Наверняка есть особые условия их хранения?
Да, такие условия есть, и они тщательно соблюдены в нашем «Винном погребке». Эти условия включают в себя множество нюансов, важны положение бутылки, температура, влажность, отсутствие солнечного света. Даже резкие звуки могут сказаться на качестве вина. У нас все приведено в соответствие с международными стандартами хранения вина.