Кто помнит Государственный знак качества, который присваивали лучшей продукции страны? Это был пятиугольник, в котором размещалась надпись «СССР» и какой-то символ. Художники — создатели знака так перемудрили, что в нынешнее время остается только гадать, что он означал. По одной из версий — это соединение рычажных весов и циркуля, что иллюстрировало тезис «от соизмерения — к установлению соответствия». На Южноуральском арматурно-изоляторном заводе долго и нелегко шли к этому «соответствию». Но уже в начале восьмидесятых годов 40 процентов продукции было отмечено Знаком качества. Южноуральские изоляторы отгружались в Казахстан, где строилась самая мощная в мире ЛЭП Экибастуз — Центр. Оксюморон: уральские изоляторы помогали расширять международные связи — они поставлялись в десятки стран мира. Вот так!
В отличие от других предприятий пуск Южноуральского арматурно-изоляторного завода не был связан с какой-то праздничной датой страны. 1 августа 1957 года прошло просто и буднично. Никто не «толкал» пафосные речи, не надували щеки музыканты духового оркестра. Даже красную ленточку не перерезали. День был рабочий. Но в 1979 году дату рождения завода придумали отмечать как свой праздник — День Трудовой Славы. Славы, которую еще надо было заслужить.
Первое время похвалиться было нечем. Выпускали высоковольтные и роликовые изоляторы для внутренних работ. Попутно шло строительство новых мощностей, но дело продвигалось медленно. А заводу был спущен план уже с учетом работы главного корпуса, который только строился. Однако завод собрал силы и начал осваивать новое оборудование и выполнять все, что от него требовали. В 1959 году предприятие впервые выполнило план. Этот год заложил основы будущих успехов: на заводе освоили основные агрегаты, отладили технологию и подготовили кадры. А кадры, как известно, решают все.
Ветераны завода с особой теплотой вспоминают это время. Одна из старейших работниц Лидия Никифоровна Гончарова с удовольствием рассказывает о тех первых годах: «Было тяжело, потому как приходилось заниматься не только своей работой, но и очищать пути от заносов снега, убирать строительный мусор. В цехах было холодно. Но это не тяготило, а было как-то интересно, весело. Неудачи принимали близко к сердцу, радовались успехам. На шумных общих собраниях вносили предложения, горели желанием быстрее наладить работу».
Дальнейший подъем был связан с приходом Сергея Терентьевича Апышкова, который стал директором завода на долгие годы.
Электрические мощности в стране росли. Энергетикам стало недостаточно фарфоровых изоляторов, так как в мире появились более совершенные. Нужен был другой изоляционный материал. Им оказалось стекло. На заводе появилась первая в стране линия по производству подвесных высоковольтных изоляторов из закаленного стекла. Южноуральцам пришлось учиться варить стекло! Дело оказалось непростым. В марте 1965 года случился перелом. Ветераны надолго запомнили день, когда вечером, часов в девять, прозвучала фраза: «Есть годный изолятор!». Как придирчиво ни рассматривали первое детище, но дефектов обнаружено не было. Потом пошел второй, третий, десятый… к концу смены насчитали 127 изоляторов. Через два года на заводе торжественно выпустили миллионный изолятор. Изделие, выпущенное на специальной форме с надписью «1 000 000», отправили в Москву. Тут уже состоялся митинг с речами и аплодисментами. Повод-то для радости знаменательный! 17 работников завода за успехи в труде были удостоены государственных наград. На груди обжигальщика Н. Ф. Шалагина появился орден Ленина, несколько человек получили ордена Трудового Красного Знамени.
1967 год интересен тем, что на заводе устранили все неполадки, окончательно отладили все процессы и освоили новые типы продукции. А в следующем году началась эпоха перестроек. аизовцы и впредь будут на острие перемен, часто непростых. Завод перешел на новую систему планирования и экономического стимулирования. Аизовцы почувствовали, как в день зарплаты значительно потяжелел кошелек, и вот итог: эффективность производства выросла, производительность труда подскочила вверх, появились новые заказы, следовательно, выросли объемы. Из планово‑убыточного (в социалистической экономике было и такое!) завод стал прибыльным. В соревновании в честь 100‑летия со дня рождения В. И. Ленина завод получил 5472 тысячи рублей прибыли, в том числе 708 тысяч — сверх плана. Жизнь налаживалась.
В отчете в честь 25‑летия завода было написано: «Трудящиеся завода живут в благоустроенных квартирах, оборудованных холодным и горячим водоснабжением, отоплением, канализацией. Всего в Южноуральске заводом построено более 30 многоэтажных домов с жилой площадью 50 тыс. м², в 1550 квартирах проживает более 5000 работников завода и членов их семей. Кроме того, завод располагает двумя общежитиями, в которых проживает 120 человек.
Для удовлетворения социально-бытовых нужд и отдыха трудящихся завод располагает двумя детсадами-яслями, пионерским лагерем «Солнышко» на 160 мест, летним домом отдыха «Уют» на 150 мест, стадионом, лыжной базой, санаторием-профилакторием на 100 коек. На территории завода работает три столовых, два буфета, магазин, кулинария».
В 1974 году одному виду подвесных изоляторов Южноуральского арматурно-изоляторного завода присваивают Государственный знак качества. По всем показателям завод лидирует. Но полностью проблемы на заводе не исчезли — производство есть производство! Потребность страны в изоляторах и арматуре росла. Заказов было невпроворот! Как обычно, резервы искали внутренние. А они были. И на заводе взялись за новые рычаги: сначала бригадный подряд, потом — аренду, чуть позже — хозрасчет. Строились новые мощности, осваивались новые изделия, в том числе и товары народного потребления. Впереди была перестройка.