Питер пахнет моросью, пышками и книгами
СТИЛЬ ЖИЗНИ: Путешествие
В Питере… гулять, дышать историей и восхищаться
В Питере жить! Однажды в моей жизни наступил момент, когда я поняла, что просто обязана сесть в самолёт и улететь жить в императорском городе. Сопротивляться внутреннему зову я не стала, собрала чемодан, обнялась напоследок с мужем, чмокнула собаку в нос и отправилась покорять град Петров. Удивительно, но сложилось всё поразительным образом: тут же нашлись подходящие и работа в одном из уважаемых петербургских вузов, и квартира в историческом и самом любимом районе города. Я растворилась в Петербурге, жадная до его театров, музеев, дворцов и альбомных видов.
Правда, парадная сторона культурной столицы быстро «насытила». И душа «попросила» чего-то такого камерного и человеку соразмерного. И я пошла по улицам, чтобы «найти» другой Питер. И эврика! В череде шедевров Росси, Растрелли и Монферрана я увидела наследие почти забытых сегодня, но весьма популярных в своё время архитекторов. Яркий пример — работы Николая Никитича Никонова, зодчего, который черпал вдохновение в формах и сюжетах древнерусского зодчества. Его имя было хорошо известно в Петербурге рубежа XIX–XX вв. благодаря храмам в стиле сказочных древнерусских теремов. Занимался Николай Никитич и гражданской архитектурой — строил доходные дома. Один из таких, часть которого была предназначена для собственного размещения семьи Никоновых, в 1899–1900 гг. архитектор построил на Колокольной, 11. Улица берёт своё начало от колокольни Владимирского собора. Для тех, кто гуляет по городу сам по себе, это станция метро «Владимирская».
Это обязательно к посещению! Этот дом интересен — факт. Он был выстроен в ряду типичных доходных домов по общим принципам: небольшой украшенный фасад с выходом на красную линию, основной же объём дома спрятан вовнутрь — такая «технология» обеспечивает максимальное заполнение участка и образует традиционный питерский двор-колодец. В разряд необычных постройку перевёл удивительный изобильный декор с традиционными для русского зодчества колонками, дыньками, кокошниками, сохранивший до наших дней яркие краски узорчатой майолики. Не случайно Дом Никонова получил промеж петербуржцев название «Дом-пряник». Может, чуть пренебрежительное с точки зрения высокой архитектуры, но такое уютное и вкусное. Самый яркий элемент фасада — огромный двухэтажный эркер, увенчанный отдельной шатровой крышей со шпилем. Если и он не сразит вас наповал, зайдите во двор: вместо типичного мрачного «колодца» вас встретит радостный геометрический орнамент, построенный на контрасте белого и красного кирпича. И снова башенки, и снова колонки, и снова яркие изразцы, словно по канонам народной росписи, разживляющие строгость фасада! Удивителен и сам дом, и тот факт, что весь декор, включая сложный рисунок майолики, был выполнен по эскизам самого архитектора.
Город Блока, метелей и туманов
Если бы кто-то из Челябинска приехал в гости, я бы точно своего доброго земляка провела по всем «злачным» архитектурным местам. Без архитектуры в Петербурге никуда, но если душа просит истории, то самое очевидное решение — отправиться в Коломну. Не в тот древний форпост рязанского княжества, что под Первопрестольной. В исторический район Северной столицы — его тёзку.
Здесь совершенно особый и, в отличие от других центральных районов Петербурга, слегка сонный ритм жизни. Возможно, из-за обилия воды: реки и каналы оплетают островки, образующие Коломну, и неспешно утекают в сторону Финского залива. Самого залива не видно — прибрежную зону занимает крупнейшее городское производство «Адмиралтейские верфи». Но крики чаек, морская свежесть воздуха и силуэты портовых кранов на закате обеспечивают этой негласной туристической локации абсолютно вневременное очарование. Гоголь писал про Коломну: «Тут всё непохоже на другие части Петербурга; тут не столица и не провинция — здесь всё тишина и отставка». И слова классика непостижимым образом актуальны для Коломны по сей день.
В Коломне можно просто идти по улице, скажем, по Английскому проспекту, и вспоминать, кто проживал в том или ином доме. Дом № 3. Здесь жил сам Григорий Распутин до переезда на Гороховую, 64 — здесь теперь оборудован его музей. А № 3 — это довольно унылый дом в начале улицы, который вызывает в памяти известную фотографию старца с посетительницами: снимок сделали именно в этой, «плохо и неуютно меблированной» квартире. Следом приходят размышления о том, какие важные персоны могли приезжать сюда, на Английский проспект, за советом к «вещему человеку», а потом вдруг — и понимание, что убит он был совсем неподалёку, всё в той же Коломне, — печально известный в этом отношении дворец Юсуповых располагается точно по её западной границе.
Чуть дальше — дом № 18. В начале своей карьеры его снимала Матильда Кшесинская. Интересно, что до неё в довольно скромном особняке — был он тогда одноэтажным — проживала другая балерина-фаворитка, Анна Кузнецова, для которой дом и построили на средства великого князя Константина Николаевича. Именно сюда к Матильде наведывался возлюбленный Ники, а когда бурный роман подошёл к концу, особняк был выкуплен и подарен Кшесинской в качестве подарка «на память».
Увлеклись историей Матильды?! Тогда идём дальше. В Музей политической истории России, что на Кронверкском проспекте, 1. Ничего неожиданного — удивительно прекрасный дом, который занимает музей, был выстроен по заказу Кшесинской в начале XX века. Великолепный образец стиля «северный модерн» чудесным образом пережил социалистическую эпоху в статусе Государственного музея Революции. Сегодня сюда заглядывают не только любители новейшей истории, но и желающие полюбоваться восстановленными интерьерами особняка.
Я бы ещё всё-таки вернулась на Английский проспект и прошла бы дальше. Тут по дороге встретится ещё много «балетных»: квартиру в доме № 30 занимал Вацлав Нижинский, а в доме № 21 проживали Анна Павлова и Пётр Ильич Чайковский. Мощное присутствие композиторов, художников, поэтов и писателей в Коломне вряд ли можно объяснить только близостью Мариинского театра. Скорее, это магия места. Даже солнце русской поэзии, непревзойдённый наш Александр Сергеевич, когда окончил лицей и приехал в столицу к родителям, жил не где-нибудь, а именно в Коломне.
С пушкинским пребыванием здесь связана одна курьёзная достопримечательность. Исследователи не сразу установили, в каком из домов близ Калинкина моста жил юный гений. Сначала считалось, что он обитал по адресу Набережная канала Грибоедова, 174, и на крошечном домике XVIII века с милым балкончиком появилась соответствующая мемориальная табличка. Потом выяснилось, Пушкины снимали квартиру на Набережной реки Фонтанки, 185, куда была установлена вторая табличка. Ну, а так как домов, где проживал за время своей жизни активный во всех отношениях поэт, по Петербургу и за его пределами довольно много, то петербуржцам больше нравится первая табличка. Ведь она маркирует место, где ВОВСЕ НЕ ЖИЛ Пушкин. Но об этом знают только посвящённые! Вы теперь тоже знаете.
Питер — город особой атмосферы
Неожиданный Петербург — моя фишка. Греет, заставляет «покопаться» в истории, открыть неочевидное в очевидном и дать насладиться нетривиальными фактами тем, кто рядом со мной. Вообще, в Петербурге достопримечательностями становятся самые разнообразные, подчас довольно заурядные вещи. К примеру, таблички с номерами квартир у парадных. Любопытные туристы часто в изумлении замирают и усматривают отсутствие какой-либо логики в их нумерации. На одной площадке могут располагаться квартиры 11, 12 и 59, а выше этажом — 14, 60 и 57. Всё это, правда, попадает в поле зрения постепенно, как и осознание странных связей, будто ведущих тебя по городу от одного удивительного места к другому. Однако об этом, наверное, как-нибудь в следующий раз…