+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

Одно из немногих действительных достижений революции 1917-го года – всеобщее обязательное и бесплатное среднее образование – разрушено до основания. «А затем…» – пока даже не объявлено. Вроде бы официально государство не отменяло принципа бесплатности, но на деле в школе происходят процессы, аналогичные тем, что «творятся» в обществе.

Марина Борисовна Горюшкина, директор гимназии № 80

Я в школе уже 25 лет и скажу прямо – деньги в школе были всегда. Не надо лукавить – образование у нас всегда было платное. Еще до войны в старших 9-10 классах родители платили за обучение – 400 рублей в год, и это были большие деньги по тем временам.

Мы никогда не назначаем сумму родительского взноса. Уже когда ребенок поступил к нам, а у нас существует конкурс, мы предлагаем родителям самим определиться с посильной для них суммой. Самым щедрым подарком у нас было приобретение интерактивной доски – это дорогая вещь, ее стоимость 65 тысяч рублей Но это исключение, единичный случай. Когда мне называют запредельные цифры – 25-30 тысяч, я говорю – покажите мне такую школу, я позавидую. Вообще, вокруг поборов в школе больше мифов, и распространяют их те родители, которым и 500 рублей заплатить жалко.

В нашей гимназии сумму родительских взносов определяет попечительский совет. В прошлом учебном году она составляла 300 рублей в месяц за ученика. Это тот минимум, который позволяет обеспечить все то, что не финансируется из бюджета и внедряется в школе по решению родителей: противопожарные меры, охрана, видеонаблюдение. Сейчас мы устанавливаем турникетную пропускную систему – как только ребенок прошел, родители получили СМС-сообщение и уверены, что ребенок в школе. Взносы платятся через систему «Город». Родители должны точно знать, что ни одна статусная школа не сможет выжить без денег на создание условий для обучения.

Я очень уважаю попечительский совет, это действенная форма сотрудничества родителей и школы, но все равно школа – это аппарат насилия. Это честно. Даже самая лучшая школа не прибавляет ребенку здоровья. И пока нет закона об автономных школах – так и будет. В 1 классе, в начальной школе для ребенка нужна своя «Арина Родионовна», чтобы не сломать, сберечь ребенка. Средняя школа 5-9 классы – это «камера хранения» для родителей, куда можно «сдать» ребенка и быть уверенным, что он будет в максимально хорошей компании, в здоровой среде. Ведь что бы ни планировали родители, дети в школу ходят в большей степени для общения и только для него. А старшая школа – это «банк», в который вкладываются, в том числе и деньги, чтобы получить «дивиденды» в виде хорошего аттестата и высоких баллов ЕГЭ. И если школа соответствует этим ожиданиям родителей, тогда конфликта не будет, и насилие школы будет сведено к минимуму, – учителя знают, для чего они нужны, а родители знают, что они могут получить. Если хоть одна позиция не совпадает – родители и задают вопрос: за что мы платим?

Константин Юрьевич Захаров, директор завода «Теплоприбор», депутат Законодательного собрания Челябинской области, отец четверых детей-школьников.

Мой сын учится в 10 классе, старшая дочь перешла в 7-ой, две младшие во 2 и 3 классах. Мы совсем недавно пережили поступление в первый класс, и связанный с этим денежный опыт. Если в начальной школе деньги требуются в основном на материальное обустройство образовательного процесса, то в старших классах очень велики затраты на дополнительные образовательные услуги – если хочешь, чтобы твой ребенок получал качественные знания, это требует много денег. Особого выбора, куда отдать детей в 1-ый класс, не стояло, трое из моих детей учатся в одном лицее, потому что он находится по месту жительства.

Я был инициатором небольшой войны против предыдущего руководства лицея, которое просто откровенно собирало с родителей деньги и тратило их неизвестно куда. Вопрос был в целевом расходовании средств. До сегодняшнего дня в школах существует две схемы собирания денег. Первая – это АНО – автономные некоммерческие организации, которые организуют якобы сами родители. К школе эта АНО никакого юридического отношения не имеет, несмотря на то, что ее название точно копирует название школы – «АНО школа такая-то». Такая схема в 99% случаев приводит к злоупотреблениям, с которыми я как родитель столкнулся в своем лицее: руководство школы через аффилированных лиц начинает сбор денег в эту АНО и никто, включая органы образования, не вправе проверять их расходование. Когда дело дошло до прямых угроз и оскорблений моих детей , «если не принесут деньги», я взялся разобраться с этой подоплекой. Родители вообще находятся в невыгодном положении – администрация школы всегда имеет преимущества перед любыми родительскими органами и поглощает их, оставаясь недоступной и для прокуратуры и для других органов, пока сами родители не возьмутся решить эти вопросы, как мы и сделали.

Вторая форма – создание при школе внебюджетного счета, на который родители на добровольной основе вносят средства. Деньги идут на две цели – оплата дополнительных образовательных услуг и благотворительные взносы на инфраструктуру школы. Здесь нужно понимать – когда деньги идут через внебюджетный счет, сама система образования проверяет целевое расходование средств. Эта схема менее удобна директорам, зато она удобна родителям, они могут спать спокойно, там украсть или «нецелево» использовать деньги невозможно. Эта форма используется в очень немногих школах, в том числе и в лицее, где учатся мои дети, и я приглашаю всех родителей взглянуть , как он преобразился за это время за счет родительских денег.

Главная причина поборов с родителей в том, что бюджетные средства не покрывают потребностей образовательных учреждений. Исполнительная власть не может назвать точную сумму недофинансирования, а значит, невозможно точно запланировать расходы на образование. Деньги поделены по школам без учета конкретных потребностей каждой – кому-то надо ремонтировать крышу, а где-то течет подвал. И большая часть родительских взносов идет именно на хозяйственные нужды, а не на дополнительные образовательные услуги. Сегодня очень много дополнительных услуг финансируется за счет бюджета, при желании это можно достаточно легко организовать.

Сколько же нужно платить школе? Я общался со многими директорами школ и родителями, есть элитные (с точки зрения родителей) школы, где родители платят до 100 тысяч в год. Я считаю, что это ненормально, когда деньги платятся скорее за то, чтобы в эти школы никто, кроме детей этих родителей, не попал. И там начинаются серьезные проблемы,
в том числе и нравственного характера.

Дамир Галиханович Тимерханов, директор гимназии № 1

По закону РФ «Об образовании» образование у нас бесплатное. Но при этом финансирование вопросов, связанных с созданием современных условий для получения образования, осуществляется по остаточному принципу: то есть на ремонты, приобретение оборудования и развитие МТБ средства выделяются в очень небольшом процентном отношении к потребности, насколько позволяет бюджет субъекта федерации и муниципалитета.

В связи с этим первая гимназия пошла, на наш взгляд, по самому прозрачному пути: восемь лет назад родители гимназии образовали Фонд Попечительского Совета с независимым юридическим лицом. Все взаимодействия осуществляются через Фонд безналичным расчетом, к этим деньгам «не прикасается» ни один учитель. Каждый родитель является попечителем Фонда.

Хочу сказать, что система небезупречна, она периодически даёт сбои, недавно мы ее модернизировали. Теперь у нас новая система отчетности: каждый казначей ответственен перед главбухом за подачу информации о приходе ежемесячно. Информация доводится до родителей.

Ежемесячной обязательной платы у нас НЕТ. Есть бюджет, на который рассчитывает Попечительский Совет, составляя годовую программу развития. Он рассчитывается из размера 3 тысячи рублей на ребенка в год. Но это лишь ожидания. «Добровольные пожертвования» – они добровольные. Чаще всего в роли принципиально отказывающихся помогать гимназии оказываются люди далеко не бедные. Иногда это люди с именем в городе. Они говорят: «А у нас в стране бесплатное образование». Зато люди более скромного достатка с большим пониманием относятся к нуждам школы, иногда скрипя зубами, иногда сами предлагают помощь, но – помогают. Спасибо им!

Pin It on Pinterest

Share This