Такое счастье может выпасть только раз в жизни. А может и не выпасть. Поэтому он надеялся увидеть нечто грандиозное. Он много лет проработал в спорте и знал, какого труда стоит организовать мероприятие и гораздо меньшего масштаба. Но более всего Владиславу Беседину, председателю областного спорткомитета, хотелось, чтобы наши спортсмены, земляки-южноуральцы, завоевали в Афинах как можно больше золота, серебра и бронзы…
Владислав Борисович, всё-таки кипели страсти вокруг Олимпиады? И чем они были чреваты для наших спортсменов?
— Не столько для наших спортсменов, сколько для Олимпийского движения. Проведение XXVIII-х Олимпийских игр было доверено Афинам, это первые игры XXI-го века, и Афины — их родина. Поэтому Международный олимпийский комитет и олимпийский комитет Греции должны были подготовиться и провести их на порядок выше предыдущих, Сиднеевских. Это особенность олимпийского движения: каждая последующая Олимпиада должна хоть чем-то превзойти предыдущую.
— И чем Афины отличились, на ваш взгляд?
— Греки великолепно соблюли дух олимпизма, греческой мифологии, тех Олимпийских игр, что проводились ещё до нашей эры. Привели в порядок и использовали старинные объекты, в частности, центральный стадион в Афинах, где проходили соревнования по метанию и стрельбе из лука. Да и сами Афины, этот древний город с узкими улочками, где на каждом шагу встречаешь старинные памятники, тот же возвышающийся над городом Акрополь с совершенно изумительной подсветкой, и фигуры атлетов, и сувениры с древнегреческой мифологией, — всё было в стиле.
— Века не давили на спортсменов?
— Напротив, причислить себя к клану, к цеху, который насчитывает уже десятки тысяч лет, почти что к богам, — действительно, ответственность большая. Спортсмены считают, что участвовать в Олимпийских играх хотя бы раз в жизни, — самая лучшая награда.
— А по части судейства Афины не подкачали?
— Наверно, сработали традиции, которые сохранились ещё с советской сборной, ещё с тех добрых старых времён, когда Советский Союз «в одну калитку» выигрывал большинство чемпионатов мира, Олимпийских игр. Когда дружным фронтом, 15-ю республиками, мы выходили на соревнования, и равных нам не было. К нам всегда было предвзятое отношение как к наиболее сильным. И традиции Солт-Лейк-Сити сохранились. Пример: та же спортивная гимнастика, мужская и женская, игровые виды спорта. Конечно, много было претензий к судейству, и можно говорить, что судьи необъективны. Но, думаю, готовиться надо настолько серьёзно, чтобы победа не вызывала и тени сомнений, «на голову» выше других — тогда никто не придерётся. А когда спортсмены идут «ноздря в ноздрю», судья волен сделать шаг влево или вправо. И, как правило, этот шаг делается не в нашу пользу. Поэтому обиды были. Особенно в гимнастике, где-то — в фехтовании. По плаванию — ничего не скажу — сами завалили всё, что можно, тут уж не на кого грешить. А в последнем матче по женскому волейболу, в котором наши девчата боролись с бразильянками за выход в финал, судейство было совершенно объективное. И если бы судья чуть-чуть «свистнул» не туда, мы бы ничего не получили. Но судья был совершенно беспристрастен, и благодаря этому и напору наших девчат получился уникальный матч, который, думаю, войдёт в историю Олимпийских игр, как один из примеров, когда можно победить и в безвыходной ситуации.
— Там была и наша спортсменка…
— Катя Гамова, челябинка, её признали лучшей волейболисткой Олимпийских игр.
— А кто ещё вас порадовал?
— Мы отправляли от области 18 спортсменов: водное поло, дзюдо, бокс, академическая гребля, волейбол мужской и женский. Никогда не было у нас такой представительной команды легкоатлетов. Хотя надеяться на медаль в лёгкой атлетике было очень сложно, поскольку этот вид спорта давно «оседлан» сборной США. Но мы воспитали Николая Аверьянова — десятиборца такого уровня не было за всю историю лёгкой атлетики Южного Урала! Ему только 24 года, а в десятиборье большие результаты у спортсменов появляются годам к 27–28. Поэтому к Пекину этот парень как раз подрастёт. Он наш, челябинский, его тренирует Сергей Пугач. Очень порадовал Игорь Перемота, копейский спортсмен в беге на 110 метров с барьерами. Тоже беспрецедентный случай. Наш воспитанник, умный, грамотный, интеллигентный парень. Тоже молодой, 22 года, и я думаю, у него большое олимпийское будущее… Пусть наши легкоатлеты не привезли медалей сегодня. Но то, что они «обкатались», «поварились» в этой каше — здорово. Помните, первые 10 дней наша сборная проигрывала, а китайцы выигрывали? А ведь Китай привёз в Афины не самых лучших своих спортсменов, но именно тех, кто стартует через 4 года в Пекине! Для них выигрыш в Афинах, конечно, интересен, но не настолько важен. Главная задача, которую поставила перед ними компартия Китая, — выиграть Олимпийские игры в Пекине. Китайцы рассчитывают, что Олимпиада-2008 станет триумфом спорта в Азии и триумфом Китая. Но мы тоже, знаете ли… Даже если наши спортсмены сегодня не проявили себя и заняли только 10-е, 12-е или 15-е место из 130-140, но это же — элита, пенки, сливки всего мирового спорта! Быть среди 15-ти сильнейших спортсменов планеты, имея за плечами 22 года, — это неплохо!..
— На золото по дзюдо надеялись?
— Скажем, рассчитывали на медаль, поскольку это весьма труднопрогнозируемый вид спорта. Наш Виталий Макаров имеет в багаже медали всех достоинств — чемпионатов мира, бронзовые, серебряные, золотые. На играх в Сиднее, к сожалению, он не смог ничего показать. Но к этой Олимпиаде подошёл как сложившийся боец, готовый во всех отношениях — в психологическом, физиологическом и
техническом плане. Я посмотрел все пять поединков, что он провёл, и в каждом Виталий выступал блестяще, несмотря на травму, не позволявшую ему довести приёмы до конца. К тому же, победить корейского спортсмена, когда президент Международной федерации по дзюдо, корейский миллиардер, сидит на трибунах и болеет за своего соотечественника… Когда все судьи оглядываются на то, как он реагирует. Виталию было очень тяжело бороться с корейцем, со своей болью и с президентом Международной федерации. Тем не менее — серебро наше…
Совершенно неожиданно победила наша четвёрка в академической гребле, в их числе и Игорь Кравцов. Ребята шли к этой победе уже много лет, тоже возрастные — им по 30 лет, были призёрами чемпионата страны, и в Европе неплохо катались, вторыми на мире выступали. Но конкуренция в этом виде спорта очень высока. Сильны традиции у немецких спортсменов, англичан и французов. Поэтому этот успех мы даже не прогнозировали. А для Магнитогорска — это первая золотая олимпийская медаль за всю его историю. Парень стал национальным героем города.
— А на что рассчитывали, но не состоялось?
— Водное поло. Шесть спортсменок из челябинской команды «Уралочка» вошли в состав сборной команды страны по женскому водному поло, и мы рассчитывали на медаль. На бронзу — уж наверняка. Но Федерация совершила ошибку: не тот тренер выводил команду на игры. Мы настаивали, чтобы Михаил Накорякин (тренер нашей команды) был включён в состав сборной, но его посчитали неудобным. Я смотрел две игры: тяжелейшую с Венгрией, когда девчата вытащили игру на последних минутах, и очень трудную и проигранную тренером игру с командой США. Дальше была игра с Грецией. А грекам дома и стены помогают. В общем, если бы выиграли у американок, могли бы рассчитывать на медаль. Но этого не состоялось.
— И всё же — с каким чувством вернулись из Афин, и что вам дома сказали?
— Сказали, что загорел. Два дня сидели на трибунах легкоатлетического стадиона при жаре за 40 градусов. Тяжело, конечно, пришлось нашим ребятам-легкоатлетам, очень тяжело. К тому же, спортсмены жили далеко от нас — группы поддержки, и связи не было. Непосредственно повлиять на процесс мы не могли. Подойти, похлопать по плечу — невозможно, очень строгие меры безопасности, греки заранее предупреждали, что меры безопасности будут беспрецедентными. Так и было. Над городом постоянно «буражировали» вертолёты, висел аэростат над центральной спортивной ареной, всюду полицейские и «люди в штатском», постоянные проверки при входе на спортсооружения; могли остановить, потребовать открыть сумочку и предъявить удостоверение личности. Правда, с улыбкой, но настойчиво. Со спортсменами встречаться было сложно. Разве что поболеть, покричать…
— И как громко вы кричали и в каких выражениях?
— До сих пор голос не восстановил, а кричали: «Россия, вперёд!», и на водном поло: «Уралочка, давай!». Флаги на древках запрещали проносить, поэтому брали телескопические удочки и свёрнутые полотнища, и всё это на трибунах раскладывали, прикрепляли и размахивали. В посольстве России в Афинах был организован «Русский Дом», который возглавила супруга Леонида Тягачёва, председателя национального Олимпийского комитета, ей помогала супруга посла в Афинах. Каждый день там проходили какие-то встречи. Я присутствовал на самой первой, 14 августа, приуроченной ко Дню физкультурника. Были все наши коллеги, олимпийские чемпионы, ветераны олимпийского движения, театральная общественность, масса журналистов. Приехал с соревнований по плаванию расстроенный Вячеслав Фетисов. С ним — четырёхкратный олимпийский чемпион по фехтованию Виктор Кровопусков, который громко ругался и говорил, что такого позора он не видел никогда. И, действительно, мы очень надеялись и прогнозировали, что сабля и рапира должны принести много медалей. Но, к сожалению, не взяли, что хотели.
— Почему?
— Спорт есть спорт, значит, недостаточно хорошо подготовились. Тем не менее, я считаю, что Олимпиада удалась. Итоговые цифры неплохие: по количеству золота мы на 3 месте — 27 золотых медалей. По общему количеству — 92 медали — на 2 месте после США. Обычно мы были первыми по золоту, тем не менее, Россия — в тройке. Опасались, что можем и четвёртое, и пятое место занять. Одна из неожиданностей этих Игр — серьёзное наступление со стороны азиатских стран — Японии, Кореи, Китая. Сильной на сей раз была Австралия. Всё решительнее выдвигается Азия в олимпийском движении, да и в спорте вообще. Это говорит о том, что и массовым спортом они занимаются серьёзно, много средств и сил уделяют укреплению материальной базы. Думаю, Олимпиада в Пекине 2008-го года — это будет нечто…
— А что показала Олимпиада спорту Челябинской области? Какие выводы вы сделали для себя?
— Олимпийские игры — это итог четырёхлетия, а за последние 3 года сделаны серьёзные шаги по укреплению материальной базы, в отношении массового спорта и спорта высших достижений. Через 2 года, зимой, состоятся Олимпийские игры в Турине. У нас к этому времени «поспевает» конькобежный каток. Вскоре запускаем легкоатлетический стадион. В этом году впервые провели первую зимнюю Спартакиаду учащихся России, и среди всех регионов страны Челябинская область заняла первое место, опередив даже свердловчан. Резерв у нас есть. Но это проблема не только нашей области, а всей страны. Когда в 90-х годах сокращали штаты, разгоняли тренеров, когда лучшие спортсмены уехали за «бугор», — эти годы безвременья сильно подкосили большой спорт. И сегодня имеются серьёзные опасения: как будет выглядеть сборная России в Пекине? Уходят из строя спорт-смены, взращённые в СССР, а молодёжи такого уровня пока мало. Уйдут и Виталий Макаров, и Кравцов. Хорошо, подрастает водное поло — это мощный клуб, имеет отличную базу, 4, 5, 6 поколений спортсменов. Принято решение построить для них плавательный бассейн в Златоусте. И отдельной строчкой в бюджете облспорткомитета прописано финансирование спортивного клуба «Уралочка». Это тоже задел на будущее. А выводы… Конечно, надо серьёзнее работать с резервом. Чемпионов растят годами, это «товар» штучный. И не хотелось бы терять тренерские кадры, они должны получать достойную зарплату, занимаясь своим делом. Хотелось, чтобы материальная база подтягивалась. Нам бы сохранить ещё на четыре— пять лет темпы, которые сегодня в области набраны. Мы много строим. Открываем физкультурно-оздоровительные комплексы. Даже боюсь сглазить: есть у нас программа губернаторская по их строительству в городах и районах области. Она рассчитана на «складчину»: половину даст Москва, остальные средства — пополам — область и регион.
— С миру по нитке — области — золотая олимпийская медаль?
— Именно. В регионах подрастает сильная молодёжь, здоровая, сельская, настырная. Но их надо выявлять, то есть, нужны спортивные сооружения. Всё начинается с массового спорта. Мы начали создавать при спортивных сооружениях и центрах интернаты для детей, особо одарённых в спорте. Открыли центр дзюдо — лучший в регионе и, может быть, в стране. При нём строится гостиница на 50 мест. Дзюдо развивается в 15 регионах области, есть хорошие ребятишки. А у нас сконцентрированы лучшие тренерские кадры. Построим гостиницу — сможем проводить учебно-тренировочные сборы, отборочные турниры, проводить мастер-классы, выявлять звёздочек, и уже целенаправленно с ними работать. То же самое мы сделали сегодня в боксе. Год назад вместе с руководством «Спорт Хауза» открыли центр по плаванию на 10 человек. В этом году заработает аналогичный интернат по конькобежному спорту на базе 4-го интерната и спорткомплекса «Инга». Спорткомплекс ЧТЗ создаёт такой же интернат по хоккею. Сегодня речь идёт о раннем профессионализме. Массовка должна дать свой «выхлоп», и с этим «выхлопом» — нашими звёздочками — надо работать уже сегодня.