+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

Последние месяцы 2011 года город будоражило, и причина была не в предстоящих выборах. Даже московские телеканалы обсуждади новый челябинский проект – спектакль «Ревизор» по Гоголю, в котором принимали участие чиновники, министры, бизнесмены. Мнения – от восторженных до разоблачающих. Сегодня в рубрике «За кулисами» – правда о «Ревизоре» из первых рук.

декабря 2011 года. 19.00. Театр драмы. Прогон спектакля. Наконец-то! Он дважды переносился из-за выборов, поэтому связь держали с Павлом Каштановым, главным режиссером-постановщиком спектакля, автором инсценировки и исполнителем роли Хлестакова. К нему масса вопросов: почему «Ревизор»? почему – с чиновниками? почему в Челябинске?

Сама идея возникла еще в начале этого года – создать такой спектакль, как новую форму благотворительности. И Марина Петрова, генеральный директор театрально-концертного агентства «НОН-СТОП» и арт-директор проекта, предложила ввести в состав участников не профессиональных актеров, а первых лиц города, министров, топ-менеджеров, управленцев. Сразу решили, что нужна комедия. Чиновники должны играть чиновников, и в пьесе, в которой как раз высмеиваются чиновничьи недостатки. Некий скандальный момент в этом есть, но это и интересно. Александр Полозов выложил в блоге информацию об этой инициативе. И к нам приехали… с НТВ. В их репортаже все выглядело так, словно челябинские коррупционеры показывают в спектакле себя… Глупость конечно! Ни один «казнокрад по жизни» не выйдет на сцену про ЭТО играть!

Конечно, изначально это выглядело как авантюра. Подобное совершалось впервые, и гарантировать успех не мог никто. Но идея была нацелена на благое дело: собрать деньги на лечение онкобольных детей. И Павел Каштанов предложил «Ревизора»: мол, люди пойдут, чтобы посмотреть нового Гоголя. Текст был сокращен процентов на сорок, спектакль актуализирован и осовременен: марки одежды, айфоны, блогеры, переписка «В Контакте», «дорожная революция», известные фамилии… Кто будет играть — вопрос главный. На 23 персонажа было по 5-6 кандидатов. Кто-то отказывался, а кто-то сразу окунался в работу. Репетиции шли по 4-5 часов после рабочего дня и завершались за полночь. И на репетициях многое стало очевидным, ведь сцена обнажает, на ней видно – кто есть кто.

Многие «актеры» стали открытием, например, министр образования Александр Кузнецов, выделывающий на сцене уморительные коленца:

Мой персонаж – немногословный, спокойный, тихий, даже забитый человек. Хотя вру! Не спокойный, а переживающий, но тихо, про себя… И характер персонажа надо было выразить не столько словами, сколько пластическими средствами, движением, поведением на сцене. Это было трудно, но режиссер помог.

В декорациях 19-го века исполнители играют практически в своей одежде. Это, кстати, сэкономило бюджет спектакля. Правда, узнав о постановке, появился один спонсор, который сшил яркие жилетки. И это тоже такая «красочка» характеров персонажей.

 

Кстати, о характерах. Наиболее ярким и даже триумфальным можно назвать исполнение роли Городничего Вячеславом Бежиным, директором филиала ОАО МТС по Челябинской области. А ведь ему пришлось выучить не одну, а целых две роли… 

По ходу развития событий мне пришлось поменять персонаж. Сначала я выучил роль судьи, потом актеров перетасовали, и сейчас я репетирую роль городничего, для чего пришлось выучить огромный текст! Чего ожидаю? Супер-премьеры! Надеюсь, что, во-первых, мы сдержим обещание и соберем деньги, а во-вторых, это будет очень интересное событие для города. У меня друзья и из Москвы приедут на премьеру, и из Италии, из Екатеринбурга… Всем очень интересно посмотреть, как серьезную профессиональную трагикомедию сыграют люди, которые, в общем-то, никакого отношения к театру не имеют.

Репетиции шли практически ежевечерне, но неполным составом из-за занятости актеров, но чем более приближался час премьеры, тем более полноценными были репетиции. Уже на прогоне видно, что в спектакле задействовано много технических средств: видеосопровождение на проекционном экране, специальное освещение, компьютерное оснащение, ВЕБ-камера, интерактивные «живые» фотографии участников. Все это должно донеести зрителю главную мысль: суть российских проблем, которые поднял Гоголь еще 175 лет назад, осталась, но надо открыто об этом говорить. И надо что-то делать!


Александр Полозов, заместитель Руководителя Администрации Губернатора Челябинской области, считает, что гоголевская история «не про нас»:

— Может быть, такие чиновники очень хорошо маскируются, но за полтора года работы в Администрации я не увидел ни одной взятки. Хотя по своей «должностной росписи» подпадаю под категорию коррупционно-опасную. А, глядя на министров, участвующих в спектакле, понимаю, что эти люди просто по природе своей не способны взятки брать! Для меня здесь больше приятных открытий: когда я вижу министра, который перевоплощается в Луку Лукича, или господина Бежина, репетирующего на моих глазах уже вторую роль, я удивляюсь тому, насколько они профессиональны, и фактурны, и органичны на сцене! Город просто заново узнает своих руководителей! Да, спектакль имеет определенный политический смысл, во всех эпохах имеющий определенный контекст, который несмываем и всякий раз звучит по-разному. Гоголь творил на века. А если мы через этот прецедент создадим традицию – это будет здорово.

Сам Александр играет Хлестакова на предпремьерном показе настолько легко, смешно и с выдумкой, что у зрителей закрадываются сомнения – а не профессиональный ли перед ними актер..? Но в благотворительном спектакле Александр участвовать не смог — работа…

Зато Бобчинский с Добчинским обворожили зрителя. Если кто видел детский мультсериал про Лунтика, то не мог не заметить сходства этих персонажей с двумя неуклюжими хулиганами-гусеницами. 

Вахтанг Чикаберидзе и Алексей Севастьянов

Александр Полозов и Вячеслав Бежин

И кто бы мог подумать, что омбудсмен Алексей Севостьянов, уполномоченный по правам человека в Челябинской области, человек, чья деятельность вообще не предполагает юмора, будет настолько ярок и забавен на сцене!

Как думаете, Алексей, что вас ждет – оглушительный провал или потрясающий успех?

Вообще об этом не думаешь! Я – член Попечительского Совета Фонда «Родная», наша миссия в этом спектакле – благотворительная, поэтому как мы сыграем – дело второе. Провал будет, если мы не соберем денежных средств на благотворительность, хотя я знаю, что много билетов продано, в том числе через Фонд, хорошая сумма получится, и мы реально сможем помочь детям.

К слову сказать, Алексея режиссеры «пощадили» – дали небольшую роль. Его график – до девяти вечера на работе, а репетиции начинались в семь. Правозащитнику приходилось «маневрировать».

А уже сложилось впечатление, каким будет следующий благотворительный проект?

Очень надеюсь, что сама идея спектакля и новая концовка его (вы завтра услышите), подвигнет людей, предпринимателей объединиться вокруг этой идеи и подумать над одной простой вещью: что деньги, когда они есть, – это большая ответственность за то, чтобы помогать другим людям. Это и есть христианская идея, которая в нашей стране должна работать. Если мы сможем привлечь к ней внимание, это будет просто отлично!

Вторым из «сладкой парочки» (или первым?) был Вахтанг Чикаберидзе, директор инвестиционной компании «Западный берег». Его игру отличал без всякой лести высокий профессионализм, и внимание зала сопровождало каждый его «пингвиньий» жест, каждую реплику.

Об этом проекте я услышал за месяц-полтора до того, как меня пригласили. А когда пригласили, сразу согласился, не было никаких сомнений! Был интерес, тем более, что организаторы подошли к нам с пониманием – мы репетируем вечером, допоздна, не отнимая время от работы. Супруги также отнеслись с пониманием – это благотворительность, а, значит, так нужно.

Как удалось добиться такого понимания от семей?

Мы же все – управленцы! (Смеется) Какие могут быть сложности с семьями! Все контролируем, всем управляем…

А что тогда было сложным?

— Была только радость, – тяжело вздохнув, сказал Вахтанг. – Для меня сцена – не новость, я и в студенчестве выступал, и это была хорошая возможность вспомнить молодые беспечные годы.Это вообще очень хорошее начинание! Тренд. Когда можно увидеть реакцию на себя не только со стороны своих подчиненных, но и людей, не зависящих от тебя, публики, прессы, критиков. Смог – не смог? Верю – не верю? Хлопать – не хлопать! Плюс тренд – благотворительность, который в России все-таки не прижился. По крайней мере, я не вижу активного желания заниматься благотворительностью, но благотворительность через самореализацию – очень хороша.

С вами рядом руководители области, министры. На кого-то взглянули по-другому?

Здесь очень много этапов восприятия. Смотришь, кто как вкладывается, кто как знает текст, как включается в процесс, и понимаешь, что если они в этот процесс так качественно и глубоко входят, значит, они и в своей компании, департаменте, министерстве так же глубоко существуют. Для таких людей это возможность проявить все свои положительные качества руководителя, политика среди равных или практически равных. Реально командная работа. А нам на каждой репетиции видно, кто болеет за дело всей душой, а из тех, кто остались, таких большинство. Вы заметили, что на генеральной репетиции все без бумажек и без подсказок? А ведь многие чуть ли не по пять ролей прошли! И «ввелись» чуть не в последнюю минуту, как говорится, вспрыгнули на подножку! Взгляд не поменялся. На всех, кто остался в проекте – взгляд положительный.

В челябинском Ревизоре «маленькие» роли тоже играли «большие» люди, и некоторые из них были со словами. А некоторые оказались удачами постановки, такие как роль гостей городничева в исполнении Алефтины Юдаевой и Веры Соколовой, Президента «Союза женщин-предпринимателей Челябинской области».

Для меня лично это не просто спектакль – это миссия. Если ты принял это предложение – на тебе ответственность. Вдруг не вытяну? А чем мы хуже?

Мы – лучше! Потому что мы нерастраченные, мы – нерасплесканные. Всегда ценится то, что происходит впервые! И здесь я убедилась, что медийные люди, а здесь других нет, это как глянцевая обложка журнала: все их «знают»… Но! Под обложкой всегда много неизвестных страниц, и человеческих качеств «обложки» мы не знаем. Пролистываешь странички и очаровавываешься – какой перед тобой глубокий человек!..

Вы своим участием в проекте удовлетворены?

(Смеется). Конечно, очень бы хотелось сыграть Одетту, хотелось – Брунгильду! Но! Пьеса выбрана точно, мне очень нравится режиссерский состав, Мария, Павел, Лена – открывают в нас нечто, даже нам самим неведомое и учат «выплывать» как щенят… Я получаю удовольствие!

Похоже, задумка удалась как нельзя лучше. Зрители рукоплещут, режиссер, наконец-то, светло улыбается, и артисты довольны. На самом деле, никто из них не знал, получится ли, не случится ли какого-нибудь казуса: текст забыл, артист не явился на спектакль, не включился какой-то механизм… Да мало ли, что случается, когда нужно, чтобы совпали миллион мелочей. Совпали. Главным образом, потому что идея-то изначальная была благой. А банальное «дайте денег», уже не работает, как говорит Марина Петрова, координатор проекта и сорежиссер. 

Эти люди и так занимаются благотворительностью и сами решают, куда отдавать свои деньги. Важно было придумать нечто, чтобы они получили и удовольствие, и пиар, и помогли детям. Мы боялись, что репетировать с такими персонами будет трудно, но на репетициях они были — просто люди, никаких чинов и регалий, достойные, удивительные люди рождали экспромты, какие-то находки… Я рада, что мы не отступились от идеи.

P.S. Премьера состоялась 6 декабря на сцене Челябинского Академического Театра Драмы им. Наума Орлова. Успех был невероятным. Спектакль собрал для онкобольных детей 1,2 млн. руб.

Браво! И — ждем продолжения в Новом Году!

Pin It on Pinterest

Share This