Из своих 39 лет в Челябинске Рафаил живет уже полжизни. Но по-прежнему тоскует по родному Азербайджану, уверяя, что настанет день, когда он непременно вернется туда. А пока его жизнь и бизнес, его семья — здесь
Небольшое уютное помещение оформлено в национальных азербайджанских традициях: металлическая посуда особого дизайна, оружие, ковры, картины с видами Баку, портрет Низами. Тихо работает кондиционер, и в столь же спокойном, неспешном ритме течет наша беседа с директором челябинского ресторана «Зодиак»— Рафаилом Кулиевым. Интерьеры банкетного зала не просто располагают к общению, но и … служат дополнением облика самого улиева. Помимо бизнеса, он занят общественной работой, является председателем Челябинской областной общественной организации «Азербайджанский культурный центр «Озан».
Как же занесло в наш суровый климат парня из далекой южной республики? Романтика и вынужденная необходимость тому виной. Романтикой в юные годы переболел, наверное, каждый. У Рафаила Кулиева она проявилась в желании совершенствоваться — поступить учиться после службы в армии, получить высшее образование. Что касается «вынужденной необходимости», то иначе он поступить не мог. В Азербайджане уже в те времена, в середине 80-х, гуляла безработица и процветал блат. Техникум политехнический за его плечами уже был — закончил его до армии, причем, с отличием. Предстояло найти город, где имелся бы институт того же профиля. Впрочем, этот вопрос не слишком долго занимал юношу. Он поступил просто: взял карту некогда великой страны СССР да и ткнул пальцем в самую ее середину. Вооружившись справочником для поступающих в вузы, убедился, что там, в этом городе, имеется политехнический институт. И — начал собираться в дорогу. Прибыл в Челябинск, поступил (как отличник, по результатам собеседования) в вуз и с удесятеренной энергией приступил к учебе.
Он вырос в рабочей семье. Четверо детей. Отца, работавшего сортировщиком на железной дороге, по несправедливому обвинению посадили в тюрьму. В Азербайджане схлопотать срок несложно — чем-то не угодил административной мафии, и — прощай, свобода, а то и жизнь. Матери, понятно, приходилось работать за двоих.
Будущему предпринимателю такие порядки в родном Гяндже (бывший Кировобад) не нравились. Уже тогда он отличался упорством, настойчивостью и обостренным чувством справедливости. Развить эти качества помог спорт — вольная борьба. Кулиев достиг в нем определенных результатов: участвовал в республиканских соревнованиях, имел звание «кандидат в мастера спорта». Уже тогда он понимал: необходимо учиться, дабы приобрести вес в обществе, и помочь, наконец, своей семье. «Я должен стать умным, сильным, обеспеченным», — внушал себе Рафаил. — «Добьюсь этого, вернусь в свой город и все изменю в нем!» Он рассуждал дерзко, как истинный максималист, и именно эта черта характера определила в дальнейшем успешность его судьбы. Если взялся за что-то — добейся лучшего результата! Не останавливайся на достигнутом и всегда имей перед собой высокую цель. акой бы неосуществимой она ни казалась попервоначалу, — добейся ее! При этом, надо отдать должное, наш герой далеко не лишен здравого смысла. Он понимает, что осуществление большой мечты требует терпения, времени и сил. Наивно ожидать «сбытья мечт» в короткие сроки. «Мечта — как фрукт, должна созреть, иначе не ощутишь всей полноты ее вкуса», — утверждает он. Сам Кулиев, строя судьбу, следовал именно такому правилу.
…Учеба на автотракторном факультете Челябинского политехнического института давалась азербайджанскому юноше непросто. Основную трудность составляли отнюдь не профильные предметы, а русский язык, которым парень владел недостаточно. В результате его не допустили к зимней сессии, что угрожало отчислением из вуза. «Я понял: если не мобилизуюсь сейчас, могу потерять нить жизни, — вспоминает он. — А проигрывать не люблю».
Однако судьба отнеслась к нему благосклонно — одарила надежными друзьями. А дружбу Рафаил, как всякий восточный человек, ставит превыше всего. Соседи по комнате в общежитии — Николай Фрицлер (ныне — гражданин Германии) и недавний житель рыма Эрнест помогли ему в освоении точных наук и познании грамматики. Русским языком он занимался с особым усердием — день и ночь. С тех пор обрел стойкую привычку — читать книги.
Экзамены все-таки сдал. Однако стипендия не «улыбнулась». Но жить на что-то надо. Устроился слесарем в ЧПАТО-1. Днем учился, вечером вкалывал. Еще и семье часть денег умудрялся высылать.
Летом Рафаил улиев отправился в студенческий строительный отряд. Однако сумма заработанного не удовлетворила. И на следующий год он поехал на «шабашку» со своим отцом. В бригаде строителей работа шла споро: трудились с семи утра до десяти вечера. И — никаких отвлекающих факторов: дискотек и ухаживаний за девушками, как это принято у студентов. Заработал четыре тысячи рублей. Очень неплохие, по тем временам, деньги. Мог заработать еще и премию, но на последнем этапе работы Рафаил сломал руку и вынужденно «простаивал». Отец его, бригадир, мог, конечно, по-родственному распорядиться о начислении родному сыну нужной суммы, но делать этого не стал. Сам же Рафаил не просил отца: «Никогда никого ни о чем не прошу. И сейчас убежден: просить можно только Бога».
— И в детстве ни о чем не просили?
— В детстве, как сейчас помню, просил родителей купить велосипед. Не купили. Мечта о собственном транспорте осталась нереализованной, поэтому студентом, как только заработал нужную сумму, сразу же приобрел автомобиль — «Жигули» 11-й модели.
В среде студентов обладатели авто встречались тогда редко. улиев мог бы остановиться, перевести дух, перейти в более расслабленное состояние, но… желание зарабатывать не прошло. Шел 1988-й год, вступил в действие исторический закон «О кооперации», появились первые частные заведения. Рафаил устроился обвальщиком мяса в кафе предпринимателя по имени Эдик.
Его должность диктовала умение готовить из мяса шашлык. Рафаил разбил стадию готовки на несколько этапов и нанял (под те деньги, что пообещал ему кооператор — 40 рублей в день) дополнительно еще парочку студентов-однокурсников. Себе планировал брать 80 процентов заработанного, а оставшееся — делить между парнями. улиев предложил им также доставку на своем автомобиле на работу и с работы и ежедневный обед за свой счет. Страдающие от безденежья студенты радостно согласились, но хозяина такое предложение по организации труда не устроило: дескать, я тебя одного нанимал, а тут целый «ансамбль». Рафаила из заведения попросили. Причем, не слишком вежливо. Тогда и созрело у него решение: закончу учиться, сам организую ресторан, сделаю его лучшим в городе, нет, — во всей стране! Об этом, кстати, он гордо заявил консервативно настроенному Эдику. Но тот в ответ лишь рассмеялся. Реакция недоброжелателя лишь подхлестнула улиева, он решил начать собственный бизнес. Закончил вуз, открыл кафе «Лабиринт» на Зеленом рынке. Правда, из-за строительства новой дороги близ рынка кафе снесли, сославшись на реконструкцию.
— Дважды отстаивал свое заведение, когда его пытались закрыть, но на третий раз не удалось, — с горечью вспоминает Рафаил.— Хотел вообще уйти из общепита. В 1998 году зарегистрировал строительную фирму «Раф и компания», занимались отделочными работами. Через строителей узнал — случайно — что в тресте «Челябгражданстрой» простаивает столовая.
Помещение, как после бомбежки, нуждается в капитальном ремонте. «А что, если взять его в аренду?» — Посетила шальная мысль. Сказано — сделано. В течение трех месяцев заключил договор об аренде, практически из руин воссоздали столовую. Теперь здесь образцовое заведение — ресторан «Зодиак».
Можно представить, как удивился бы тот самый Эдуард, узнав, что слово, данное себе, Рафаил Кулиев сдержал: в 2002 году ресторан «Зодиак» получил Всероссийскую высшую общественную награду «Золотой журавль» в сфере ресторанного бизнеса и общественного питания. Самому Рафаилу тогда же присвоили звание «Мастер России».
Сегодня Рафаил Кулиев известен как руководитель областной общественной организации «Азербайджанский культурный центр «Озан». стати, герб «Озана» создан по его же эскизу. Герб этот недавно показывали советнику президента Всероссийского азербайджанского онгресса Эльдару улиеву. Герб символизирует любовь и верность Родине, счастливую жизнь в кругу семьи и друзей. ак и на флаге Азербайджана, используются три основных цвета: зеленый, голубой, красный. Отображены полезные ископаемые края — золото, нефть, имеется намек на плодородные земли (урожаи ржи, пшеницы). Герб заключен в круг — символ вечности. А венчает его яблоко — знак будущего, эмблема ребенка. «Ради будущего, по сути, мы и живем», — рассуждает Рафаил, — «вся наша деятельность — во имя него, его создания и сохранения».
— Вы выпускаете газету «Озан», пытаетесь привить и возродить среди проживающих здесь азербайджанцев национальные традиции. Существуют ли какие-либо трудности?
— Главная моя боль — разобщенность азербайджанского народа. Надо искать пути к объединению. Но пока, в основном, «Озан» — это театр одного актера. Мало людей посещает нашу организацию. «Зачем тебе это надо?» — вопрос, который я слышу довольно часто. Просто очень хочу помочь своему народу. Бедно наши люди живут… Хотя наш народ — очень трудолюбивый, искренний, честный, мудрый. Цель нашей общественной организации — оставить память потомкам. В делах своих оставить. Вот говорят: роди ребенка, построй дом, посади дерево… С такой жизненной установкой не согласен, слишком уж примитивно. Я хочу вечно жить — в своих делах, поступках. Хочу оставить после себя красивый мир потомкам. Может, поэтому решил издавать свою газету «Озан».
— У вас есть любимый национальный праздник?
— Конечно. Это — Навруз-байрам, праздник весеннего равноденствия, наш Новый год. Отмечается 21 марта. Самый любимый мой праздник.
— Вы — верующий человек?
— Не до фанатизма. Верю в высшие силы, в высший разум. Мечеть посещаю. Мои предки — Адам и Ева, все человечество, не обязательно это лишь мусульмане.
— Рафаил, а как вы относитесь к войне в Чечне?
— Война — это грязная работа. то-то зарабатывает на ней грязные деньги. Бывший Советский Союз — великая страна, и не может разобраться с маленькой Чечней, с несколькими бандформированиями? Не верю в это… Просто эта война — чья-то кормушка, способ добывания денег. Денег, замешанных на крови ни в чем не повинных людей…
— Чувствуется, вы очень любите свой народ и, как следствие, — свою семью. Расскажите о ней…
— С женой Еленой познакомился в 1992 году, у меня в то время было кафе на Зеленом рынке. Она с подругой время от времени заходила туда пообедать. Есть дочка, ей пять лет, зовут Рафаэлла. Она ходит в обычный детский сад неподалеку от дома, но также занимается в учебном центре «Автограф», готовится к школе и со следующего года начнет изучать английский язык. Хочу, чтобы стала моим помощником, когда вырастет. Будет переводить мне с английского во время переговоров с партнерами, помогать в бизнесе.
При упоминании о дочери черты Рафаила Расуловича, казавшиеся мне поначалу суровыми, разглаживаются, лицо оживает, и вот уже на нем заиграла улыбка. Во всем, что касается бизнеса, этот человек принципиален, тверд и даже жесток. При иной модели поведения в нашем предпринимательском мире просто не выжить. Но стоит лишь заговорить о дочурке, улиев становится сентиментальным. Сообщает массу подробностей о том, что сейчас маленькая Рафаэлла находится в гостях у бабушки в Азербайджане, где учит родной язык. У нее неплохо получается: «Она вообще очень способная!». Бабушка и внучка друг в друге души не чают. Рафаэлла у бабушки — самая младшая внучка и, скорее всего, самая любимая: живет далеко, на далеком, холодном Южном Урале, фрукты ест только привозные…
— Давайте пофилософствуем на тему: вера и деньги. Согласитесь, несколько несовместимые понятия. Я бы даже сказала, взаимоисключающие. Вера призывает творить добро, а деньги, по большому счету — это зло. Посещали ли вас сомнения по этому поводу?
— Я не считаю деньги злом. Деньги — это эквивалент вложения труда. Денег много не бывает. Просто нужно делиться своими доходами с другими, с тем, кому хуже, кто, может быть, не столь преуспел в жизни. Я отдаю примерно одну десятую часть доходов на благотворительные цели. Так в святых книгах сказано. Не оскудеет рука дающего… Деньги должны быть на втором месте, а на первом — искреннее желание честно их заработать. Сейчас моя цель достигнута — ресторан создан, он признан лучшим. И в моем сознании образовалось некое пустое пространство. Не могу жить без цели. Очень хочу вернуться в свой родной город Гянджа, сделать его еще красивее, уютнее. Солнце, зелень, земля наша — это клад. Не хочу, чтобы наши женщины работали. А если женщина желает трудиться, то не по той несправедливой системе, когда отбирают в пользу начальства половину заработка. Хочу эти законы искоренить. Вот такая теперь у меня мечта: вернуться в родной Азербайджан, но, как говорится, «на белом коне».
— Кстати, о благотворительности. Знаю, у вас немало благотворительных проектов…
— Хочу, чтобы не было на наших улицах беспризорных детей. Финансово поддерживаю организацию «Теплый дом», участники которой собирают и кормят беспризорников. Перечисляю средства детским домам. В детском саду № 84 являюсь членом попечительского совета, помогаю ребятишкам с покупкой игрушек, мебели, продуктов. Пенсионерам тоже помогаю. В день Победы в нашем ресторане организовал для ветеранов Великой Отечественной войны праздничный ужин, вручил им подарки. Перечислил средства на памятник воинам-интернационалистам. Планирую включиться вскоре в деятельность фонда «Челябинская область без наркотиков». Еще есть задумка организовать стипендиальный фонд — для поддержки успешных студентов челябинских вузов. Для лучшего школьного класса Центрального района придумал такую традицию — раз в четверть, по итогам учебы, приглашать учеников такого класса на ужин в наш ресторан. Написал об этом письмо в городское управление образования, но ответа пока нет.
— Вы много работаете и многого достигли. Но и расслабляться как-то надо… ак проводите свое свободное время, есть ли у вас друзья, как снимаете стрессы?
— Начнем с последнего вашего вопроса, о стрессах. У меня есть принцип: не плакаться, не рассказывать о своей боли. Поэтому в плохие дни предпочитаю уединяться. Лучше побыть наедине с собой, поразмышлять: а почему так произошло, что послужило тому причиной? Рассмотреть ситуацию со всех сторон и поискать выход… По этой теме читаю разную литературу. Знаю, как заблокировать негативную информацию, направленную на меня. Могу закрыть к себе доступ «стеклом» и, допустим, вашу энергию не буду уже ощущать. Просто надо уметь контролировать свои эмоции, свои чувства. И еще я убежден: если кто-то сделал тебе зло, не надо платить ему тем же. Есть возможность — сделай добро. Для меня лучше так: заблокировать какие-то чувства к этому человеку, возможные контакты, пожелать мысленно здоровья и — отойти от него.
Что касается друзей, настоящих друзей, тех, к кому не страшно спиной поворачиваться, у меня их не так уж много. Есть Андрей Калищук, с ним мы вместе учились. Есть Коля Фрицлер. Когда провожал его в Германию, у меня дыхание захлестнуло, словно хочешь вдохнуть, а не хватает воздуха. Это друг на всю жизнь. Переписываемся сейчас с ним, недавно он сюда приезжал. Все вроде нормально у него. А, главное, он спокоен за будущее своих детей. Вот и я мечтаю о тех временах, когда буду спокоен за будущее. Не только своего ребенка, но всех ребятишек, которые уже родились и даже тех, которых лишь собираются произвести на свет. Ведь, в конечном итоге, ради чего мы живем? Ради них, конечно, ради будущего. Впрочем, простите, эту тему мы, кажется, уже обсуждали.