Алану почти пятьдесят. Он сейчас в Джидде, в Саудовской Аравии. Он ждет короля. Ему надо продать свою технологию голографической конференц-связи. У него много проблем. На работе новая молодая команда, которая не считается с ним и думает о нем, как о динозавре. Жена давно ушла, да и пока не ушла, жили они не очень. Единственный друг утопился. Есть только дочь, но и с ней странные отношения. А еще есть множество долгов, включая долг за оплату следующего года колледжа для той самой дочери. А король все не едет смотреть технологию. И как бы Алан ни хотел получить этот заказ (тут либо он, либо китайцы, которые, как обычно, дешевле) – от него ничего не зависит.
Американская пресса очень любит хвалить Дейва Эггерса, а еще больше она любит писать о том, как они ждали-ждали книгу, а она не оправдала их ожиданий. Но даже эта их печаль после выхода книги не мешает им называть Эггерса добрыми словами от «Норман Майлер нового миллениума» до «Новый Сэлинджер». Это довольно громкие слова. Если для всего мира Сэлинджер просто великий писатель, то для рядового читающего американца это просто сродни божеству. Да, Эггерс это все-таки больше Сэлинджер, чем Майлер. Не стоит, конечно же, считать, что это просто появилось из ниоткуда. Успех к Эггерсу пришел в 2000 году, когда вышли его мемуары «Душераздирающее творение ошеломляющего гения».
В «Голограмме» поднимаются не менее серьезные темы, и тема раковой опухоли прослеживается на протяжении всего романа. Да что там прослеживается, происходящее в романе и есть раковая опухоль. «Голограмма» написана настолько просто, что некоторые могут посчитать его несерьезным. Возмутиться, что серьезные вещи так не пишутся. Да и что это за книжечка такая небольшая, как это новый великий американский писатель написал этот длинный рассказ. Где роман? Почему он все только ждет и ждет, где действие? Вот именно это и есть сила Эггерса. Он не оставляет никого равнодушным.
К манере повествования в книге надо привыкать очень сильно. Хотя там все почти как в жизни. Сначала автор увлеченно нам что-то описывает и вводит нас в ситуацию, а потом точно так же, как и любому из нас, это может надоесть, и он не перестраивается на другую сцену, а пытается разобраться, почему это надоело. И что с этим делать, и как дальше жить.
Перед нашими глазами разрушается «американская мечта». Те самые мысли о том, как ты всю жизнь работаешь, а потом спокойно уходишь на пенсию и живешь в своем загородном доме. В настоящей посткризисной Америке теперь все не так. Теперь ты живешь и работаешь. А если не работаешь, то и не живешь. Нет этой выдуманной безопасности и спокойствия за свое будущее и будущее своих детей.
Дэйв Эггерс
Голограмма для короля
Перевод: Анастасия Грызунова,
320 страниц. Phantom Press
Ozon (твердый переплет)