+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info
Андрей Некипелов
Андрей Некипелов, председатель правления Фонда общественного развития «Южный Урал»

Вы председатель правления фонда «Общественного развития». Скажите, что это за организация и чем она занимается?
-Это проект либерально-образовательного плана. Мы создали фонд общественного развития «Южный Урал», который известен таким проектом, как «Школа публичной политики». Собрали 60 человек, 30 %– люди бизнеса, 30 %– политические партии, 30%-чиновники, 10%– студенты и преподаватели ВУЗов. Проект удался. Известные эксперты проводили тренинги по личностному росту, лидерству, ораторскому искусству. Я могу с гордостью сказать, что многим участником этот проект помог реализоваться и сделать карьеру.

На какие средства существует фонд?
-Пожертвования. От выпускников, от людей, которые видят ценность проекта.

Как так? Просто приходят люди и помогают? Что-то из области фантастики…
-Не всегда. Разумеется, мы стараемся привлекать деньги в фонд. Стараемся объяснить ценность того, что мы делаем.

Какими качествами должен обладать современный политик?
-Мы живем в современном обществе, в котором развитие интернета дает возможность получить массу информации о человеке. Ничего не утаишь. Поэтому политик должен быть открытым, позитивным. Политик должен быть «избираемым». Люди должны его видеть, слышать, понимать.

Как относитесь к блогам?
-В обществе есть некоторые «деструктивные» силы, которые пытаются сохранить власть и видят мир несколько разобщенным. Недавно в Екатеринбурге остановилась почтовая машина, поломка какая-то произошла. Мало того, что водителю никто не помог, так у него еще и украли инструмент, когда он пошел погреться в соседний магазин. Такого вот тотального недоверия и разобщенности быть не должно. Блогосфера помогает людям объединяться, обмениваться мнениями, получать знания. Это уникальный шанс преодолеть барьер разобщенности.

А большей разобщенности такой обмен мнения не вносит? Я вас хочу спросить о ЖЖ Навального.
-Нет. Алексея Навального я знаю около 5 лет. Уникальный человек. Живой, сильный, знает, чего хочет, способен собрать вокруг себя людей. Он доставляет беспокойство большому количеству коррумпированных чиновников. Но я бы не стал называть это «раскачиванием общества».

Верите в его бескорыстность?
-У каждого человека в любом случае есть свои задачи и цели. Но доля здорового патриотизма у Навального совершенно точно есть. Между прочим, Навальный впервые собрал от анонимных спонсоров порядка 5-6 млн рублей на осуществление проекта «Роспил». Представляете степень доверия? Когда человек перечисляет деньги, это больше чем галочка в бюллетени на выборах.

Сколько пользователей интернета, на ваш взгляд, действительно интересуются политикой и проектами на вроде «Роспила»?
-12 процентов. Во времена Советского Союза такие беседы происходили на кухнях. Сейчас эта «кухня» переместилась в интернет. Я вас уверяю, что разговоры этих 12 процентов, рано или поздно выходят за пределы интернета, попадают в другие СМИ. Поэтому смысл в таких проектах есть. Ведь эти самые 12 процентов – а) мыслящая, б) активная часть общества. И эти проекты влекут за собой обязательное реагирование властей. Недавно в Магнитогорске наш президент сказал, что если существует публичное обвинение в коррупционных схемах, то чиновник обязан публично на эти обвинения отвечать. Это и есть результат деятельности Навального и его друзей.

Но ведь чиновники зачастую отвечают более чем формально…
-Но раньше они вообще не отвечали. А в Египте до сих пор не начали.

Давайте про Египет. Вы считаете, что во всех странах возможна демократия?
-Черчилль сказал, что демократия есть отвратительный способ управления государством, но ничего лучше человечество не придумало. В Египте случилась социальная революция, двигателем которой явились Facebook и Twitter. Вице-премьер Игорь Сечин сказал, что вся проблема Египта в том, что, цитирую «Накануне там побывали высокопоставленные представители компании Google» (улыбается). Но проблема не в социальных сетях, конечно, просто в обществе назрели изменения. События, которые происходят сейчас на Арабском Востоке, некоторое время назад происходили в Грузии и на Украине. В Египте молодые люди, с одной стороны, видят высокие стандарты Запада и высокие стандарты потребления своего правящего класса, а с другой стороны, не имеют работы. Рецепт Египетской революции: открытый доступ к идеям + неработающая молодежь с отсутствием перспектив. Это не мусульманская революция, которой всех пугают, произнося страшное слово «Аль-Кайда». Это самая настоящая либеральная революция.

А в Ливии?
-А в Ливии нефть. Причины тут совсем разные. Там большие интересы у Франции, Италии, частично у Великобритании. Италия всегда покушалась на кусочек Северной Африки, это я вам как историк могу сказать. Для Америки то, что происходит сейчас в Ливии – это одна головная боль.

Для России демократия в полном смысле слова – вариант?
-Да. Но только не американская модель. Адаптировать эти стандарты к нашей стране – все равно, что заставить все население говорить на английском.

А модернизация?
-Модернизация правящей элите, может быть, не особенно нужна, потому как элите нужна стабильность и постоянное перераспределение природной ренты. Но посмотрите, какая жесткая конкурентная борьба происходит между государствами и их экономиками. У нас на востоке Китай, на западе Евросоюз. Если в ближайшие 5-7 лет Россия не модернизирует свою экономику, не перенаправит потоки средств от продажи нефти и природного газа на инновационные проекты, мы окажемся неконкурентоспособными. Тогда под угрозой может оказаться и территориальная целостность. В Кремле, как говорят, «много башен». Там есть и консерваторы и реформаторы. И модернизация станет неким результатом борьбы. У нас, может быть, нет западных механизмов столкновения политических групп и открытого разрешения разногласий. Но политическая борьба никуда не делась. Опять же, Черчилль сказал, что политическая борьба в СССР – это битва бульдогов под ковром. Но иногда искры этой борьбы все же вылетают в публичное пространство.

Слово «модернизация» в последнее время неразрывно связано со словом «инновация». На ваш взгляд, какая-то работа действительно идет, или это только качественная имитация?
-За последние 10 лет, так называемой стабильности, было создано огромное количество институтов, которые имели только красивые названия. Общественная палата, Парламент – «не место для дискуссий», разные бизнес-инкубаторы. С одной задачей – имитировать бурную деятельность и писать красивые отчеты. Почему это происходит? Потому что чиновников никто не контролирует. Должен бы контролировать источник власти – народ, но народу не до того. Но этот период «радостной туфты» рано или поздно закончится в связи со сменой поколений. 

Pin It on Pinterest

Share This