Вопросу о смысле жизни, посвящено немало философских трудов, но объективно ответить на него не под силу, наверное, никому…
Часто нам «простое кажется вздорным», и то, что «было когда-то важнее всего», со временем обесценивается… Наверное, людям, перешагнувшим 80-летний рубеж, виднее, что на самом деле главное в жизни, и в чем заключается счастье?
Давайте спросим об этом у них самих…
Илья Ильич Палей, 87 лет
Собственно человека, личность формируют жизненные трудности. Преодоление этих трудностей учит человека радоваться жизни. И с каждым днем он все больше учится радоваться. И самое главное в жизни (для меня точно главное) – это любовь. Это источник всего! Можно прожить всю жизнь, так не узнав, что такое любовь. Но такая жизнь бессмысленна и пуста. Это совершенно точно.
Счастье – оно для всех разное. Для меня? Солнце светит – я счастлив, вижу своих родных – я счастлив. А еще я очень дорожу счастьем общения с близкими мне по духу людьми. По-прежнему нахожу удовольствие в чтении книг. Очень люблю ходить в театр и на концерты. Недавно открыл симфонический сезон. Любимый драматический театр – конечно же, «Манекен», он же зародился в нашем институте! У меня есть все основания радоваться жизни. Радоваться жизни надо уметь… Однажды со мной в больнице лежал один человек. Он даже старше меня. Высшая радость для него – выздороветь и засолить на зиму грибы. Я говорю ему: а что-нибудь еще? Вы не хотите на концерт пойти? В театр? Он понятия не имеет об этом! У него нет большей радости, чем грибы. Зациклился на грибах, и все тут! Я конечно утрирую, но жизнь – это ведь нечто большее, чем банка с грибами, не стоит размениваться на мелочи. Хотя – каждому свое.
Одним из самых счастливых моментов моей жизни можно назвать знакомство с будущей супругой. У нас была общая студенческая компания. И однажды мой товарищ привел свою сестру. Это и оказалась та самая девушка, которая через четыре года вышла за меня замуж и уехала со мной на Урал. С ее стороны это был тоже подвиг, ведь она была коренной москвичкой. Я-то был не москвич, жил в общежитии. Еще о счастливых моментах: 9 мая 1945 года на Красной площади я встречал День Победы. Это был самый счастливый день для всей нашей Родины. И я это видел своими глазами.
Взгляды на жизнь меняются. И я тоже меняюсь. Помню, как на первом курсе на первое мая не мог поехать домой на пару дней на майские праздники. Как же? Ведь мы пойдем на демонстрацию, и там на трибуне я увижу самого Сталина! Как же я могу уехать в такой день? А сейчас я думаю: второго такого изверга не создавала Земля! Он не только изверг, он еще создал целую систему зла. Постепенно эта система сломалась. Ищем новую…
За жизнь у меня сформировались собственные взгляды на исторический процесс. Я был свидетелем многих событий, которые сейчас переоцениваются. В 1939 – Пакт Молотова-Риббентропа. Тогда ему была дана однозначная оценка. Сейчас появились совершенно другие. Расстрел 10 000 польских офицеров в Катыни. Когда наши части освобождали Польшу от фашистов, этот «подвиг» был приписан фашистам. Организовали комиссию с приглашением духовенства, и комиссия вынесла вердикт: «какие фашисты жестокие!» Я помню, что читал это сам. А сегодня выясняется, что это были вовсе не фашисты! Вот такие вещи…
Ну, а с точки зрения нравственной… Нравственная сторона отстает в развитии от материальной, и в последнее время все больше. Исправить это очень трудно. Сегодня многие вспомнили про церковь. Но церковь раньше имела огромное влияние на людей с тремя классами церковно-приходской школы, а сейчас, когда у нас все грамотные, изучали в школе физику, астрономию, биологию, как можно верить в Бога? Я, конечно же, атеист. Вообще нравственность нашу поднимать…, это долго и сложно, это длинный процесс.
Но сильно всерьез мои слова не принимайте (улыбается).
Ольга Васильевна Порошина, 81 год
Любовь очень многогранна. Это ведь не только любовь мужчины и женщины. Хотя это тоже очень важно. Надо любить людей, обязательно любить свою работу. Без любви ничего не получится!
Я вообще себя считала всегда и считаю счастливой. И дней, которые можно повторить, у меня много. Один из самых счастливых – первый рабочий день. Я помню его так отчетливо, как будто это было вчера. Жили мы непросто, и мне нужно было помогать родителям. Маме подсказали, что в «Универмаге Главунивермага» на Кирова требуется рассыльная.
Был ясный майский очень холодный день. Я оделась не по погоде, но, как мне тогда казалось, нарядно. В свое лучшее, красное в горох платье с рукавами-фонариками. Вплела в косы алые банты. Встретивший нас директор универмага показался мне просто огромным. Он едва взглянул на меня, обронив: «Очень уж маленькая!» А я подняла на него глаза и ответила: «Я все-все знаю!» Мне казалось: он сейчас меня не примет. А для меня это был бы удар. Ведь я уже настроилась работать. Нужно было помогать семье, а работающий получал карточку. И мне повезло! В меня поверили, меня приняли! Так начался мой путь в профессию. Тогда мне было 13 лет. Папа хотел для меня другой судьбы. Я училась отлично, и он мечтал, что я стану учительницей. Но война вмешалась в наши планы, и моя жизнь пошла совсем по другому пути.
В целом молодежь изменилась, но изменилась в лучшую сторону. Они стали такие умные, развитые, стремительные. Целенаправленные. Мы не были такими. Нам надо было показать, указать… А теперешней молодежью я всегда любуюсь.
Меня мало удивляет плохое. Чаще по-доброму удивляет хорошее. Когда я была директором «Детского мира», начальником управления торговли был Королев Валентин Васильевич, «отец» нашего универмага, очень грамотный и эрудированный человек, большой новатор. Он нам много рассказывал про заграничные супермаркеты и доказывал, что и у нас такое возможно. Нам не верилось, все мы тогда были от этого далеки. А сейчас? Какие сейчас великолепные магазины, огромные, настоящие магазины – города! Только жить и радоваться. Смотрю на сегодняшних покупателей и думаю: «Ну, какие же вы счастливые! По какому зданию вы идете, все такое красивое, чистое, сверкает». Я вспоминаю добрым словом Валентина Васильевича, ведь он оказался прав.
Игорь Николаевич Мокичев, 75 лет
Жизнь вообще – прекрасная штука! Но, увы, не всегда и не для всех. Я думаю, что для того чтобы не потерять в жизни смысл и не разочароваться окончательно, для каждого человека очень важно ощущать свою нужность кому-то, востребованность. Ведь без этого жизнь пуста. Думаю, что мне востребованность удалось ощутить в полной мере.
Всю свою жизнь я посвятил энергетике. И у меня никогда не было ощущения, что прожил свою жизнь зря. Из родного Кыштыма я уехал в 14 лет, поступил в Энергетический техникум. Так началась самостоятельная жизнь. В начале карьеры работал на Аргаяшской ТЭЦ, она строилась для «сороковки». Так что я тоже немного причастен к развитию в нашей стране атомной энергетики. Затем вернулся в Челябинск, трудился на запускающейся в то время ТЭЦ-2, на ГРЭС, затем в службе по ремонту энергетического оборудования металлургических заводов. Сейчас я уже 12 лет на пенсии, но ощущения, что сделал в начале жизни неверный выбор, у меня нет. Энергетика мне понравилась сразу, еще в юности, я не собирался ей «изменять», и свой путь в профессии прошел до конца.
К сожалению, представления о жизненных ценностях очень разнятся у разных поколений. Я это и на себе ощущаю, и в отношениях с внуками. С сыном у нас хорошие отношения, а вот внуков иногда понять трудно. И мораль у них какая-то другая, я это чувствую. То, что для нас когда-то было дико, для них вполне в порядке вещей. Внуки – кровно близкие мне люди, и то, что мы не слышим друг друга, меня очень огорчает. Может быть, когда-то я был слишком занят работой, и в чем-то их упустил. Вообще от семьи зависит очень, очень многое.
Можно сказать, для разного возраста – разное счастье. Когда я был молодым, я своего счастья так резко не ощущал. Просто жил и все. А сейчас понимаю, что молодость – это уже само по себе счастье! Но самый-самый яркий день – это возвращение отца с войны. Этот день я не забуду никогда!
Я радуюсь совсем простым вещам. Каждому наступившему дню. Вот сейчас осень. В юности кажется: ничего особенного. Осень, тоска, сезон. А сейчас понимаешь, что это не просто осень. Это еще одна осень в моей жизни. С возрастом особенно ценишь каждый миг.
А еще меня по-хорошему удивляет, но вместе с тем, и радует, как растет Челябинск. Как-то проехал в глубину Северо-Запада и по плотине. И я действительно удивился. Там прекрасный новый микрорайон! Очень много делается для города. С Челябинском в годы моей молодости никакого сравнения нету! Смотрю на старые фотографии, и даже немного смешно становится, каким у нас областной центр был! А сейчас — красавец-город!