На Кировке, в зелени листвы, недалеко от Оперного театра прячется небольшая скульптура – памятник Учителю. Молодая учительница склонилась к малышу, что-то ему объясняя.
В канун первого сентября Михаил Юревич пригласил в городскую администрацию своего классного руководителя, Нину Михайловну Матерухину.
Встреча учителя и взрослого ученика напомнила мне ту самую скульптуру на Кировке, только здесь персонажи словно поменялись местами. Теперь уже ученик, мэр миллионного города, склоняется, чтобы обнять свою маленькую учительницу.
– Когда-то я мечтала стать врачом, – рассказывает Нина Михайловна. Окончила фельдшерско-акушерскую школу, подала документы в медакадемию и в педагогический, благо, и там и там экзамены были схожи. Меня зачислили в оба вуза, но в ЧГПИ чуть раньше. Я выбрала педагогический и ни разу не пожалела об этом.
47 лет простояла у доски, преподавая химию, из них 38 – в 138 школе, со дня ее открытия – 1 сентября 1962 года. Очень многих ребят помню по именам. Стоит только взять в руки фотографию класса, и в памяти все оживает: кто за какой партой сидел, имена, почерки, характеры …
Все мои дети для меня родные. Но особенно любимы два выпуска – самый первый (1966 год) и выпуск 1986 года (в этом классе учился Михаил Юревич). У выпуска 1986 я была классным руководителем с 7 по 10 класс. Из 35 человек этого класса 20 учились только на 4 и 5. Мы много времени проводили вместе. Смотрели одни фильмы, читали и обсуждали одни книги. Ходили в походы, на каникулах путешествовали в другие города.
– Все эти мероприятия обычны, ежедневная школьная рутина, – возразит скептик, – почему же запомнился именно этот класс?..
– В нем сложилась особая дружеская атмосфера. Это были очень внимательные и чуткие ребята. Нам всегда было интересно друг с другом, мы общались на равных.
На праздничной линейке на выпускном они вручили мне «медаль» в номинации «Самая увлеченная», с подписью:
Уроки, классный час, опять уроки.
Искореняете вы наши все пороки.
Политинформ и род. собрание.
Вся ваша жизнь проходит
в воспитании.
Тогда, на выпускном, я им пообещала, что больше не буду брать классное руководство. Но наш директор Мария Тимофеевна Щербина была другого мнения: «Еще такая бодрая и молодая! Обязательно дадим тебе класс». И после выпуска 1986 я была классным руководителем еще в двух классах.
Ребята сердились на меня за это, уж не знаю, в шутку или всерьез: «Нина Михайловна, Вы же нам обещали!.. после нас – никого…».
Теперь с любимым классом мы встречаемся на школьных юбилеях. Я горжусь своими учениками: многие из них достигли успеха в жизни, нашли себя. Они говорят мне сейчас: «Если бы не вы, Нина Михайловна, мы бы совсем разболтались». А я отвечаю: «Мне очень повезло, что такой достался класс». На 40-летии школы с нами был и Миша Юревич, тогда уже депутат Государственной Думы.
Миша был самым высоким в классе. Сидел на среднем ряду за предпоследней партой. На фотографии с выпускного Михаил слева, во втором ряду, на голову возвышается над остальными ребятами.
Не могу сказать, что во время учебы уделяла Мише какое-то особое внимание. Я знала, что на него можно положиться, доверить серьезное дело, и он не подведет.
Старостой он не был, но, как модно сейчас говорить, был неформальным лидером в компании своих друзей. Мог организовать ребят, поэтому отвечал за участие класса в субботниках, спортивных мероприятиях.
Свободного времени у тогдашних пионеров и комсомольцев было меньше, чем у нынешних учеников. Много сил отнимали общественные нагрузки: собрания, мероприятия, сборы, подготовка к олимпиадам. В выпускном классе Миша был членом учкома. И надо заметить, к должности своей относился очень ответственно.
Учился ровно, в основном, на четверки. Любимые предметы – математика и история. Нельзя сказать, что у меня, как у классного руководителя, не было к нему никаких претензий. Он очень не любил сдавать дневник на проверку. «Почему ты не ведешь дневник?» – мой постоянный вопрос к нему. «А я в тетради домашнее задание записываю. Так мне проще и удобнее. Дневник еще надо достать, открыть…»
Уже тогда он был парень с характером, любил поспорить и на все имел свое мнение. Я знаю, что некоторым он подчас кажется слишком резким, прямолинейным. Он и в юности был таким. Всегда говорил правду в глаза, не лицемерил.
Мог и подраться, умел за себя постоять.
Серьезный, легкомысленных увлечений за ним не водилось. На 40-летнем юбилее школы, когда зазвучали первые аккорды вальса, я спросила у него: «А что же ты, Миша, снова не танцуешь?» «Да, не танцую, – улыбнулся он, – для меня эти танцы – что есть, что нет их. Вот спорт – другое дело».
Нина Михайловна Матерухина – заслуженный учитель РСФСР, отличник народного просвещения … Солидный список ее регалий и наград занял бы полполосы в журнале. Но настоящее доказательство того, что учитель состоялся – успехи учеников. Среди учеников Нины Михайловны – кандидаты и доктора наук, знаменитый кардиохирург, командир атомной подводной лодки, ученый ядерного центра, много талантливых, известных, достойных людей.
Когда в 2005 году ее ученик стал мэром Челябинска, все звонили и поздравляли Нину Михайловну. «Причем же тут я? – удивлялась она, – Мише звоните». И слышала в ответ: «Каков учитель, таков и ученик». Как же приятно это слышать учителю…