Когда мне было лет пять, я уже, по-моему, что-то рисовал и лепил. У нас на кухне стояла печка, я обжигал на ней свои первые поделки. И место себе в жизни уже тогда определил у этой печки: решил, что буду или поваром, или художником. Вышло второе.
Но и поваром могу. Фирменное блюдо – лепешки. Заходите отведать.
И живописью, и графикой занимался в молодости серьезно… А с керамикой вышло неожиданно. После свердловского училища пошел преподавать в художественной школе. Была вакансия учителя-скульптора. А в нашем классе-мастерской была печка и неизвестные мне тогда порошки – глазурь. Я и начал с детьми экспериментировать над этой глазурью, фантазировать… Им было скучно кубы лепить по казенной программе – мы сочиняли свою программу, баловались. Когда начали осваивать глину, народ повалил в мой класс пачками. Потом я опомнился – а уже поздно! Керамическая бацилла вселилась.
Секрет таланта? Встаю с солнышком и иду в мастерскую. В шесть, в семь утра. Если в семь утра еще не там – значит, куда-то не в ту сторону свернул. Художники чаще всего совы, а мне повезло – я дитя восхода. И работается с первыми лучами легче, вдохновенней.
Три тонны глины в год уходит на работу – это в сухом виде. Так что за двадцать пять лет мои руки перелопатили семьдесят пять тонн. Не считая глазури и других материалов.
Несколько лет вырезаю ледяной городок на Площади Революции. Из глины лепишь, а здесь отсекаешь лишнее. Это проще. Скажем, если с одной стороны срезал неправильно, с другой можно подправить – и глыба льда не будет «запорота».
А с глиной ничего не отсечешь. И последнее слово там всегда говорит печь, в которой работы обжигаются. Никогда до конца не знаешь, что получится. Это и интригует.
Сюжеты приходят из окружающего мира: из книг, мифологии, сказок, неожиданных ситуаций, которые наблюдаю на улице. А лепить люблю больше всего зверей. У каждого зверя свой нрав. Попробуй-ка, вырази его пластикой и цветом!
Если бы себя пришлось изображать в керамике в виде зверя, наверное, слепил бы дикого лохматого козла. Упрямого. Горного или степного – не так важно. Главное, свободолюбивого.