Виктория Голубцова – заместитель губернатора Челябинской области, министр финансов. На ее рабочем столе… миллиарды, а если точнее – 55 миллиардов рублей, которые и составляют годовой бюджет 43 городских округов и муниципальных образований, 274 поселений Челябинской области. Разумеется, это не пачки купюр – трудно даже вообразить, какие емкости заняли бы эти реальные банкноты. Деньги, о которых речь, – в документах, которые всегда под рукой министра финансов.
Кстати, со времен создания Челябинского губфина (а это произошло в 1919 году), Виктория Голубцова – вторая женщина, которая возглавила областную финансовую службу. Первой была Ольга Коган, руководившая штатом из трех человек.
– Вообще в истории России эти должности традиционно занимали мужчины, – говорит Виктория Георгиевна. – Не зря же один из величайших умов России, министр финансов Егор Канкрин назвал свое двадцатилетнее пребывание в кресле министра «сидением на огненном стуле».
С тех пор, если говорить о сложности и ответственности, стулья под финансистами «пылают» и по сей день.
Виктория Голубцова из семьи энергетиков. Ее отец Георгий Иванович Голубцов строил плотину Аргазинского водохранилища, мама Любовь Николаевна работала на этой же стройке. Росло четверо дочерей, Виктория – старшая. Отец мечтал, чтобы дочери повторили его путь энергетика. И все они, получив образование, работают в системе «Челябэнерго». Со временем Виктория, до сих пор считающая «Челябэнерго» родным домом, ушла на ответственный финансовый пост.
Будущий министр поступила в свое время в энерготехникум по специальности «Электрические станции, сети, системы», работала дежурным электромонтером – «хозяйкой», как тогда говорили – главного щита управления Челябинской ГРЭС. Уже имея семью, окончила два института, чтобы освоить профессии экономиста и финансиста.
Начинала свой путь на Челябинской ГРЭС, потом – Управление «Челябэнерго», Челябинский облисполком, снова «Челябэнерго», и, наконец, Правительство Челябинской области, должность министра финансов.
Вот некоторые моменты ее профессиональной деятельности: активное проведение бюджетной реформы, разработка и реализация единой государственной политики в финансовой, бюджетной и налоговой сферах, осуществление контроля, формирование нормативно-правовой базы, принципов межбюджетных отношений, механизмов их финансового обеспечения, создание казначейской системы исполнения бюджета, и многое другое. Непосвященному человеку написанное вряд ли понятно, но можно сказать иначе. Область сегодня имеет бездефицитный бюджет с выраженной социальной направленностью. Впервые в этом году проведены публичные чтения. Бюджет прозрачен, в нем сведены до минимума возможности использования средств не по назначению. В проекте Правительства России и Международного банка реконструкции и развития область во-шла в тройку лидеров, что доказывает: челябинцы умело реформируют свою финансовую систему в условиях перехода на рыночную экономику.
На недавнем совещании представители Министерства финансов РФ отметили, что Челябинская область сумела выстроить гибкую систему межбюджетных отношений.
Министр Голубцова имеет звания «Заслуженный экономист Российской Федерации», «Отличник финансовой работы», благодарность от премьер-министра, Почетные грамоты Госплана России, губернатора, Законодательного собрания Челябинской области.
…Наш разговор с Викторией Георгиевной начался с… денег.
– Виктория Георгиевна, ваша специальность – финансы. Деньги, которых большинству из нас всегда не хватает…
– А их всем не хватает. Так уж уст-роен человек, что его желания всегда превосходят возможности. В бюджете – то же самое. Двухсотлетняя история финансовой службы России доказывает, что финансисты всех поколений имели дело с дефицитом бюджета и всегда искали дополнительные источники финансирования.
– Расскажите, по какому принципу распределяются деньги области?
– Прежде всего, не надо представлять себе кассу, где выдают пачки купюр. Минфин формирует предложения по бюджетной политике, вместе с отраслевыми министерствами и управлениями подготавливает проект бюджета, который рассматривается Правительством области и утверждается Законодательным собранием области. Работа строится коллегиально, строго в соответствии с законодательством страны и области, где прописаны все правила, установлены расходные обязательства. В бюджете столько разделов, подразделов, статей, видов расходов, двадцатизначных кодов функциональной и ведомственной классификации, что непосвященный запутается.
– А посвященный?
– А посвященный может проследить движение каждой копейки.
– И все же, что главное в бюджетной политике области?
– Социальная направленность и, конечно, развитие. Нельзя все проедать – это делается быстро. Нужно думать о завтрашнем дне и обеспечивать развитие тех направлений, которые в будущем будут пополнять бюджет.
– Виктория Георгиевна, как вам работается в мужском окружении?
– Коллектив Минфина на 90% женский, так что нельзя сказать, что окружение состоит только из мужчин. Стараюсь не подчеркивать свою принадлежность к прекрасному полу на службе – ни внешним видом, ни поведением. Предпочитаю работать на равных с мужчинами, без каких-либо скидок на дам-ские слабости.
В свое время на меня большое впечатление произвели слова Чубайса: на вопрос журналистов, почему в его деловом окружении нет женщин, он ответил, что их черты характера – излишняя эмоциональность, обидчивость, амбициозность и неумение держать удар – мешают работе.
– Вы их лишены?
– Нет, конечно. Я же не робот. Но полностью согласна с тем, что на работе не место проявлениям таких качеств. Поэтому воспитываю в себе выдержку, терпение, умение выслушать, говорить аргументированно и не повышая голоса. Не жалею времени, чтобы объяснить собеседнику свою позицию, обосновать свое мнение или решение. Ведь главное во взаимодействии людей – это понимание.
– Любая высокая должность – испытание. Многие ли ищут дружбы, особого расположения, пытаются воспользоваться знакомством?
– По большому счету – нет. Все знают мои строгие нравы. Бывает, обращаются по делу или за советом. И тут я действую в соответствии с принципом: выслушай, пойми, помоги. Но давление на меня – бесперспективное занятие.
– Кто дал вам такое имя – Виктория? Оно означает победа, да и отчество «победоносное» – Георгиевна?
– Имя мне дали в честь бабушки-польки по линии отца – Виктории Санотт. Признаюсь, в детстве я не любила свое имя, мне оно казалось чужеродным, тем более, деревенские тоже воспринимали его критически. Повзрослев, оценила вложенный в имя смысл и поняла, что надо ему соответствовать.
– Говорят, имя влияет на судьбу человека. У вас действительно есть нацеленность на победу, психология победителя?
– Нацеленность действительно есть – не на победу, скорее, на результат. Если я считаю, что мой алгоритм действий – оптимальный, тут меня не переубедить. При этом я – человек компромисса, но разумного.
– А не железная ли вы леди, Виктория Георгиевна?
– Ну что вы, я обычная женщина, в душе романтичная, даже порой сентиментальная. Но это, наверно, так глубоко, что мало кто об этом догадывается. В детстве вообще была очень застенчивой. Я выросла в деревне Байрамгулово. И когда приехала в Челябинск поступать в энерготехникум, то комплексовала, мне казалось, что раскованные городские ребята лучше адаптированы, а, значит, больше знают. Но на первом же занятии немецкого языка я оказалась единственной, кто смог поговорить на нем с преподавателем. И по другим предметам была отличницей. Горжусь нашей Байрамгуловской школой, которая дала нам путевку в жизнь, не забываю ее, радуюсь, что выпускники держат высокую планку среди других школ.
– Какой у вас стиль жизни?
– Много работы, минимум отдыха и отвлечений на все то, что с работой не связано. Чтобы хорошо делать свою работу, надо на ней максимально сосредоточиться, создать четко отлаженную систему и постоянно ее совершенствовать. Иногда представляю себе пчелу, которая создает соты: начинает с одной ячейки, потом наращивает следующие, скрупулезно, детально, четко. В жизни и работе мне хочется, чтобы было так же – системно, разложено по полочкам. В финансах по-другому просто нельзя. Эта задача не дает расслабиться. Если я в тонусе, мне комфортно. Расслабляюсь – тут же портится настроение, ухудшается самочувствие. Ничегонеделание – не для меня.
– Как вы проводите отпуск? За рубежом, на море?
– Ездим с семьей на наши Уральские озера, я все организовываю: культурную программу, пикники, поездки. Часто с нами внуки, поэтому все надо предусмотреть: от еды до теплой одежды. В общем, всегда при деле. И отдых получается веселым, потому что нас много собирается, вместе нам хорошо, все рады пообщаться друг с другом на природе.
– Ваш муж принимает такой стиль жизни?
– Как говорится, без борьбы. Он и сам легкий на подъем, мои идеи подхватывает с лету. Как-то еще в «Челябэнерго» в канун 8 Марта меня попросили ответить на вопросы нашей корпоративной газеты. Ответила. А ночью вдруг проснулась: господи, что я там наговорила, я же главного не сказала! Села за стол в четыре утра и написала первые строчки: «Всем, чего я достигла в жизни, я обязана своему мужу». И это правда. Оба моих института, двое детей, ненормированный в сторону увеличения рабочий день, мой защищенный тыл, – заслуга мужа, Федора Федоровича Подсуконных, инженера-энергетика, прекрасного отца, деда, понимающего, чуткого друга. Конечно, мою беспокойную работу вынести трудно. Срываются домашние планы, недостает времени на самых близких и любимых людей. Но муж всегда понимал меня, его терпение и мужество безграничны, он хранитель нашего семейного очага. Не каждый согласился бы на такой расклад.
– Как вы нашли друг друга?
– Судьба, наверное. Наш путь друг к другу был тернист, мы оба обжигались в жизни. В момент, когда я его встретила (а мы оба в энергосистеме были секретарями комсомольских организаций), я была связана словом, данным самой себе: никаких романов, мужей, личной жизни. Надо работать, учиться, стать самодостаточным человеком, личностью в обществе. Поэтому, когда симпатичный парень Федя начал мне звонить вечерами и петь песни о любви под гитару по телефону, я к этому никак не отнеслась. Не разрешала себя провожать, не соглашалась на свидания. Роман был телефонным, даже слова «выходи за меня замуж» первый раз я услышала в трубку. Помню, ответила: «Сейчас не могу». «А почему?» – не унимался Федор. «Да потому что голова мокрая, я только что из ванной». Не обиделся, рассмеялся шутке. И продолжал ухаживать на расстоянии, пока до меня не дошло – к чему дурацкие обеты, когда рядом такой замечательный человек. Теперь думаю – хорошо, что вовремя дошло. Теперь-то сполна оценила. Вспоминается такой момент. У меня последняя сессия в институте. Сдавать ее надо в Москве, сын Олег –
первоклассник, а маленькому Косте только пять месяцев. Что делать? Откладывать все на год? Муж решает: поезжай, я справлюсь. Он (!) меня уговорил, убедил. Конечно, весь месяц душа болела – как там они, нервничала, даже заболела. Звонила домой – в ответ спокойный, уверенный голос: «У нас все хорошо, не беспокойся, сдавай экзамены и приезжай». Потом приехала: чистота, дети сыты, здоровы, Олег закончил первый класс. Правда, сам папа сильно отстал в подготовке дипломного проекта. Вместе наверстывали… Разве такое забудешь?
– Вы с мужем похожи?
– Мы разные, как два полюса. Может, поэтому нас и притянуло друг к другу и держит уже 33-й год.
– Как у Пушкина – «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень»?
– Вот-вот! Он – волна, стихи и пламень, а все остальное – я. У меня на первом месте – системность, строгий порядок, плановость, а он – человек экспромта, творческого начала, и не любит, когда его загоняют в какие-то рамки.
– Вас это не раздражает?
– Теперь уже нет. Воспринимаю как должное. Научилась за годы совместной жизни. Каждый из нас уважает «чужое» пространство, старается не разрушать его целостность. Я не заглядываю в гараж, машину, кладовку, не навожу там свои порядки, но уж на кухне – мое царство, даже когда меня там нет.
– Как проводите свободное время?
– Его так мало, но когда выдается, ходим на концерты, в театры. Вообще в театры стараюсь ходить во всех городах, где бываю. И сравнения – в пользу наших театров… Постановку Владимира Гурфинкеля «Чужой ребенок» смотрела не раз. Вот где заряжаешься энергией человечности и добра!
Ездим на природу, причем, в любую погоду. Люблю зиму: снежные сугробы, метель, деревья под белыми шапками, мороз и солнце… Чудо какое-то. А больше всего в свободное время обожаю общаться с семьей, своими внуками: Романом и Анитой, которых мы безмерно любим. Есть еще мои любимые сестры – Валентина, Евгения, Надежда, их семьи. Часто ездим на озеро Аргази – нашу малую Родину. И первым делом – на родительские могилы, поклониться праху дорогих нам людей.
Еще собираю материалы об истории своих предков, мечтаю – когда будет время – «вырастить» наше генеалогическое древо.
– Дома у министра финансов кто ведает деньгами?
– Когда мы были молодыми, и денег хронически не хватало, бюджетом ведала я. При этом меня очень угнетало, что главе семейства доставалось на обед так мало – от полтинника до рубля. Всегда с ужасом думала: а вдруг возникнет ситуация, что надо будет кого-то угостить мороженым или газировкой, а у него не хватит денег? Я должна признаться: мы с мужем – люди не очень-то расчетливые. В молодости могли всю зарплату пустить на празднование дня рождения, хотелось блеснуть богато накрытым столом, попотчевать гостей всякими вкусностями. Потом занимали до зарплаты, наверное, как и все в то время. Денег не копим, радуемся, делая подарки детям и внукам, помогаем родным.
– Как вы строите отношения с детьми?
– Мальчиков растить непросто. Конечно, я им всегда доверяла и доверяю, но, признаюсь, я – строгая мама.
– Кто у вас глава семьи?
– Мы это никогда не выясняли. И лишь однажды внук Роман в споре с дедом заявил: «Что ты раскомандовался? Ты тут не главный». «А кто?», – поинтересовался муж. «Бабушка главная», – выпалил внучок. Как говорят, устами младенца…
– Готовите сами?
– Раньше, когда в доме было трое мужчин, не страдавших отсутствием аппетита, любила стряпать пироги, беляши, чебуреки, драники, печь торты, лепить пельмени. И всегда с их участием. Причем, они это делали с удовольст-вием. Задумывается какое-то блюдо, и если я одобряю, все бегут на кухню готовить, например, начинку для пирога – кто лук, кто мясо, кто картошку. «Готово!» И тут выходит шеф-повар (это я), профессионально раскатывает тесто и садит пирог в печь. У нас была такая шутка в ходу: у меня просят рецепт пирога, я отвечаю: «Рецепт прост. Берешь Федю, идешь на кухню..» Но шутки шутками, а пироги наши были вне конкуренции. Концепция-то была моя, да плюс к этому грамотная организация работы! Муж даже иногда говаривал: «Если бы я мать (то есть меня) не любил, женился бы на ней из-за пирогов».
Сейчас режим питания щадящий, стараемся обходиться малым – диетическими блюдами, овощами. На неделе чаще готовит муж, может сварить замечательные щи, запечь мясо, рыбу. А в выходные и праздники сама люблю у плиты поколдовать, порадовать семью.
– Что вы цените в человеческих отношениях? Чего не приемлете?
– Выше всего ценю доверие. Доверие – оно или есть, или его нет. Утратить его легко, вернуть – невозможно. Козьма Прутков как говорил? «Единожды соврамши, кто тебе поверит?» С этой меркой подхожу к себе и другим. В коллективе отношения должны быть доверительными. На работе должна быть команда, коллектив единомышленников. Помню, еще в «Челябэнерго» решили изменить структуру нашего подразделения, так поднялся весь коллектив: «Это невозможно, мы же как клумба с одним корнем!» Эта «клумба с одним корнем» меня сразила.
Не приемлю предательства, такие люди просто перестают для меня существовать.
– Я вижу на вас только тонкое обручальное колечко…
– Не люблю украшений, тем более, на работе. Колечко же – символ семьи – ношу всегда. Время от времени муж делает попытки дарить мне что-нибудь из украшений, но это не для меня, не для моего характера, поэтому и не ношу. Люблю строгие костюмы классических цветов. И от своих подчиненных требую соблюдения дресс-кода. В нашем министерстве все сотрудницы одеваются по-деловому. Для проявления их вкуса и фантазий есть другое время и место.
– Жалеете о чем-то в жизни?
– Только о том, что недостаточно времени уделяла мужу, детям, внукам, – я же всегда очень много работала и училась. Но, надеюсь, у меня еще все впереди!
– Каков ваш жизненный девиз?
– Честь превыше всего.
– Виктория Георгиевна, вы ощущаете себя счастливым человеком?
– Что такое счастье? Вы сами можете ответить на этот вопрос? Есть счастливые мгновения – и они бесценны. Быть постоянно счастливым невозможно и, наверное, вредно. Но есть незабываемые счастливые моменты – рождения детей, внуков. Востребованность на работе, без которой не представляешь жизни…
Я счастлива, когда смотрю на озерную гладь Аргазей, на горы, у которых прошло детство. Мое сердце тает, когда раздается звонок, и детский голосок спрашивает: «Бабушка, а ты когда заберешь меня к себе в гости?» Я радуюсь встречам с родными и близкими, когда вся наша большая дружная семья собирается вместе. Семья – одно из главных достижений моей жизни, опора. Здесь черпаю силы для жизни и работы. Мы – одно целое.
– Клумба с одним корнем?
– Точнее не скажешь…