По жизни с этим необычным человеком судьба сводила меня уже не раз. И каждая новая встреча вносила что-либо новое и интересное, как бы дописывая его образ. Образ автора художественных полотен, хранящихся у коллекционеров не только Челябинска, не только России, но и за рубежом. Образ живописца, члена Союза художников России и Международной Ассоциации художников ЮНЕСКО, педагога Владимира Сергеевича Сафронова.
Именно как с преподавателем произошло моё знакомство с ним. И сразу стало ясно: передо мной личность — многогранная и полная внутренних противоречий. Он общительный, но не доступный, со своим сложным и одновременно ясным внутренним миром, вызывающий неоднозначные реакции у студентов.
— Мысли и чувства свои не скрываю ни от кого…, — говорит он мне в сегодняшней беседе. И сейчас, по прошествии лет, я вполне понимаю смысл его слов, рассуждений и высказываний на уроках. «Живопись — застывшая поэзия… О любви писать не сможешь, если не любишь… Чувство — главное в человеке… Талант рождается, мастерство прикладывается… Посоветовал бы родителям более чутко относиться к своим детям, вспомнить пример с Чайковским: чутьё матери подарило нам уникального композитора… Иногда руки опускаются, когда встречаешь художника-неудачника. Может, из него получился бы хороший бухгалтер. Такие люди, как правило, сами несчастливы…»
— Не устаю повторять студентам с первого курса: «Вытащи своего Бога из себя. Бог помогает тому, кто сильно хочет. Ван Гог, Есенин, Врубель… Они доставали Его из себя. Это и есть главное».
В эти дни, посетив выставочный зал Союза художников на улице Цвиллинга, вы ещё успеете познакомиться с его тремя большими новыми работами.
Я видела их в эскизах, наблюдала в мастерской за творческим процессом. Грандиозность замысла! Уникальность представленного проекта! Картины отражают тонкие переживания автора, его огромный внутренний мир. В котором добро и зло, «быть или не быть?». Работы писались без всякого расчёта на продажу.
— Так накипело на душе — хочется выплеснуть что-то из неё…
А вы читали его стихи? Многие и не знают, что он не только картины пишет. Это эрудированный, образованный и в высшей степени интеллигентный человек. Много читает. Имеет собственное мнение, но не навязывает свою точку зрения никому. Только, если спросят — ответит. И ответит в форме совета из личного опыта. Думаю, ценное качество, коего не хватает многим учителям. Не сломать, не напичкать стереотипами студента, а вытянуть из глубин подсознания что-то стоящее и настоящее.
Меня часто спрашивают: «Сафронов твой учитель?» И добавляют: «Но ты ведь пишешь не так, как он». В этом-то и заключается талант педагога.
С ним беседовать всегда интересно. Он честен. Искренность — редкое качество.
Говорит со мной о жизни, искусстве — импульсивно, страстно. «Идея… Триадность… Ноев ковчег… Я работаю вместе со студентами. Они в классе. А я в мастерской на эту же тему». Смотрит на полотно картины. «В моём понимании эта работа написана не в стародавние времена, но и не в нашу эпоху. В ней есть будущее. Видна первобытность — здесь бы не подошёл классический образ. Хотя древний человек не мог нарисовать так. Примитивное искусство нам ближе. В каждом гене мы несём всю информацию о себе. Ностальгия по глубочайшему детству. Отразить современность и добавить мечту о рае, которая живёт в любом из нас. Может быть, это тот рай, что описан в Ветхом Завете. Может быть, это память генов о том, что когда-то и где-то мы жили счастливо. Например, Ван Гог верил, что он не земной, что он прилетел с другой планеты. Я стремлюсь создать абстракцию и современнейшее искусство. Тот рай, ту планету, где мы жили и были счастливы. Возможно, это мечта моя, но где-то внутри меня хранится та память, что посещает меня во сне».
Ему с полным правом подойдёт эпитет «порядочный». Задаю вопрос: «Как сегодня живётся человеку честному?» На открытом, улыбчивом лице пробежала тень тревоги.
— Непросто. Одна фирма продала мои картины на сумму свыше 1000 долларов. А рассчитываться со мной не торопится. Уже полгода эта история продолжается. Только обещают. Разговаривал со Скобелевым — ему тоже должны. Будем в суд обращаться. Сама знаешь, как живёт художник. Картины ведь не каждый день покупают, а жизнь требует ежедневных расходов…. Да ладно, хватит об этом. Замыслов в голове много. Мне бы домик на природе купить. Я бы туда от благ цивилизации сбегал. А потом и насовсем перебрался бы. Красота — такое понятие, которое вдохновляет, окрыляет.
Следующий вопрос — довольно неожиданный для него: «А сейчас есть муза, женщина, которая вас вдохновляет?»
— Есть.
Было бы нетактично спросить, кто она, но хотелось бы знать: чем или как?
— Энергией. Но больше всего доброжелательностью. Поддерживает своей активностью. Не люблю людей пассивных, они опасны. Женщина, осознающая себя яркой, одевается красиво, ведёт себя подобающе…»
— А как вы, вообще, относитесь к женщинам?
— Двояко, — отвечает коротко. А далее раскрывает мысль:
— В институте смотрю на студентов. И могу сказать, что женщины намного способнее мужчин. К слову, женщина на предательство первой не пойдёт — только если её предали. А мужчину может подтолкнуть к такому поступку честолюбие, гордыня или злоба. Женщина, она воспринимает жизнь такой, какая есть, и доверяет ей. Если бы она не умела прощать, то физически не смогла бы выносить дитя. Среди мужчин распространено пьянство, то есть уход от реальности… Женскую красоту люблю. Это самое высшее в природе. Много было создано человечеством интересного и великолепного в искусстве (готика, барокко), но совершеннее и прекраснее женской красоты ничего нет. Мужчины злобные и мстительные. Я совершенно одинокий человек. У меня нет друзей… Не знаю, почему? Лишь догадываюсь.
— А если подумать, — настаиваю я. Беседа протекает активно, он возбуждён, блеск его глаз говорит о том, что я затронула учителя за живое.
— Первое: я не стремлюсь быть вычурным в обращении, я прост, а люди любят лесть. Второе: когда вижу , что человек начинает меня поучать, когда собеседника «заносит», я умолкаю. Одиночество — это не моя беда, это беда времени, одиночество характерно для сегодняшних людей. Самолюбие, оно играет большую роль, оно уводит от подражательства, оно заставляет искать свой путь. Третье: критику в отношении меня считаю признаком гордыни, демонстрацией того, что собеседник якобы что-то соображает. Я — человек абсолютно разный. Могу радоваться, любить, ненавидеть. И пишу на разные темы. Реалистический натюрморт, пейзаж, а также в стиле кубизма, модерна, абстракционизма. Я в полной мере отвечаю своему времени. А наш век — век эклектики. В поэзии 20 века рождается футуризм, кубизм… Мир становится всё более технократическим, в искусстве появляются жёсткие формы изображения. Я, как и многие, часто пользуюсь кубизмом. Через него обостряю восприятие формы, характера, состояния…. Настоящее есть бритва лезвия, грань между будущим и прошлым…
В его словарном запасе можно встретить такие фразы, как «ужасающая жуть». Они звучат, когда он рассуждает о художниках, которые всю жизнь пишут одно и то же — берёзку слева, берёзку справа…
Он может сказать: «Люблю время разнообразное», «В счастье не верю». Для большей убедительности цитирует Пушкина: «Нет счастья на земле, но есть покой и воля». Философствует: «Воля есть труд, а через него приходит покой, это суть счастье». И продолжает: «Вот такой мой девиз. Нет, иногда на меня нападает меланхолия, лень — от них страдаю. Приходят дурные мысли: напиться, удавиться… Чувство пессимизма рождает безысходность. Жизнь теряет всякий смысл. Нужно ли и реально ли будущее? Выход? Как правило, заставить себя работать. И если сильно повезёт, то можешь встретить хорошего человека, который отвлечёт тебя от этих мыслей. Как художник, я не занимаюсь плагиатом. Но я вдохновляюсь поэтом, музыкантом, художником. Без музыки картину писать нельзя. Она, музыка, подсознательно мне помогает. Я придаю ей особое значение. Я верю, что в человеке находится Бог, который спасает его в трудную минуту».