Вероника Мушкарина
Дружить с директором
Фото: Антон Иванов

-Вероника Сергеевна, в конце мая отгремели последние звонки для начальной школы, а также для 9‑х и 11‑х классов, расскажите о них?
-Последний звонок для девятиклассников был вдвое больше запланированного — два часа. Актовый зал переполнен, дети пели, танцевали, разыгрывали сценки, учителя и родители от них не отставали… Можете себе представить, какая это буря эмоций и сколько было пролито слёз! Последние звонки и выпускные — это мероприятия, которые трогают всех до глубины души. Для меня — символ перехода во взрослую жизнь, и, конечно же, хочется, чтобы он запомнился. Каждый год я спрашиваю коллег, что мы будем делать в следующем, ведь кажется, что лучше уже не организовать. Радует активность родителей, которые не менее серьёзно относятся к подготовке и проведению таких финальных торжеств: снимают видеоролики, готовят номера, выступают на сцене. На одном из последних звонков станцевали зажигательный джайв бабушка и дедушка нашего выпускника! Это было потрясающе красиво, трогательно и стало настоящим сюрпризом для всех.
-Говоря о выпускниках девятого класса, подскажите: сейчас их пять, а десятых набираете только три. Почему? И стоит ли идти в десятый?
-Не секрет, что 10–11‑й классы — это усиленная работа на ЕГЭ, на поступление в вуз. Чаще всего ребёнок, поступающий в 10–11 класс, уже определился с будущей специальностью, но не с вузом, хотя бывают и исключения. Эти два года для ребёнка — возможность определиться как с выбором учебного заведения, так и с собственным. Есть заблуждение, что в 10–11 класс идут исключительно отличники, но на деле причин отказаться от продолжения учёбы после 9 класса гораздо больше. Живой пример тому — мои ученики. Да и я! В своё время я сама после девятого класса ушла из школы, хотя училась хорошо и меня бы взяли дальше. Но я выбрала педагогический колледж, потому что хотела поскорее стать педагогом, и ни разу не пожалела об этом решении. После колледжа поступила в ЧелГУ с перезачётом ранее изученных дисциплин. Так что в вузы можно идти и после техникумов, сегодня есть много программ, позволяющих выстраивать свой путь в образовании. Отвечая на вопрос, стоит ли идти в десятый, скажу так: здесь прежде всего следует исходить из желаний, возможностей и целей ребёнка и семьи в целом.
-Старшие классы в вашем лицее кто-то обязательно курирует — ЧелГУ, Сириус, Росатом… С какой целью?
-Сетевое взаимодействие открывает возможности современной образовательной среды: объединяя свои ресурсы с партнёрами, школа решает образовательные задачи, которые не под силу отдельному учреждению. Так создаются условия для повышения уровня профессионально-педагогического мастерства, это позволяет использовать в процессе обучения современную материально-техническую базу. Вся эта работа направлена на профориентацию школьников, ведь мы понимаем, что специалист крупного завода или врач большой больницы с живой практикой может и даёт нашим ребятам прекрасную подготовку в направлении, которое они выбирают. Дети решают поставленные задачи, получают какие-то кейсы и заранее понимают, с чем им придётся работать, когда они выберут ту или иную профессию.
-После начальной школы классы делят на профили, после седьмого класса их делят ещё раз, после девятого — снова… Почему сегодня нет тенденции на сохранение класса от начала до конца?
-Уже с пятого класса мы предлагаем углублённое изучение отдельных предметов, а после седьмого класса снова даём ребёнку возможность поменять направление и углублённо изучать другой предмет. У каждого ребёнка свои возможности, таланты, предпочтения, которые меняются по мере взросления. Если все будут идти по одному маршруту, то детям будет сложнее определиться с профессиональным выбором в будущем. Комплектование нового класса не является большим стрессом для детей, они коммуникабельные, мобильные и очень быстро адаптируются.

-В 2022 году вы одержали победу во всероссийском конкурсе «Учитель года». Что, на ваш взгляд, даёт педагогам участие в подобных конкурсах, грантах, пилотных образовательных проектах? Отвлекает ли от работы?
-В прошлом году наши дети победили во всероссийском конкурсе «Инженерные кадры России», и такие результаты — лучшее признание педагогов. Да, участие в конкурсах — энергозатратная работа, но она является неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагога. В этом году учитель физики 95 лицея вошла в пятёрку лучших учителей города. Ежегодно наши учителя становятся победителями в конкурсном отборе лучших учителей, получая грант Президента, премию Губернатора Челябинской области, Законодательного Собрания Челябинской области, приобретая статус отличника образования, почётного работника образования, а также отмечаются многими отраслевыми наградами. Отвлекает ли от работы? Нет! Становится реальной возможностью «прокачать» свои навыки, поработать с интересным проектом, стать ещё лучше и педагогам, и, как следствие, нашим ребятам, ведь все приобретённые знания перекладываются на образовательный процесс.
-В школе нет дефицита кадров?
-Сейчас у нас почти 2700 учащихся и воспитанников. На такое большое количество ребят требуется много учителей и воспитателей. Штат укомплектован полностью, образовательная программа реализуется в полном объёме, у нас никакие дисциплины не вынесены на дистанционный формат обучения. Но мы всегда в постоянном поиске новых квалифицированных сотрудников, так как численность учащихся в основной школе в ближайшие годы будет расти.
-Вы сейчас ведёте уроки или занимаетесь исключительно управленческой деятельностью?
-Веду. Мне кажется, это очень важно — быть с детьми. Тем более, что иностранный язык — это такая история, что если один-два года не практикуешься, всё быстро забывается. Я не хочу лишать себя общения с детьми, они заряжают. Я и стала педагогом из-за детей, ради общения с ними и возможности делиться чем-то новым.
-По своему детству помню, что к директорам всегда было особое почтение, учащиеся их побаивались… Ваши школьники вас узнают?
-Конечно! Некоторые запросто могут подойти ко мне, обнять. Речь, конечно, больше про маленьких. Одна девочка в начальной школе, видя меня, всегда подбегает, обнимает и непременно одаривает комплиментами в духе: «Вероника Сергеевна, вы сегодня божественно выглядите!» Из уст первоклассницы это слышать необычно, но вместе с тем, конечно, приятно. Старшеклассники могут зайти ко мне в кабинет и, например, попросить что-нибудь распечатать. По-моему, это здорово! Дети не должны бояться директора школы.
-Ваши собственные дети учатся в 95 лицее?
-Да, старшая дочка перешла в четвёртый класс, а сыновья ещё маленькие — младшему полтора года, среднему — 5 лет, он ходит в наш детский садик. У нас ведь не только школа, но и структурное подразделение для дошколят по Комсомольскому проспекту 91 Б. В прошлом году мы открыли там 1 класс начальной школы с углублённым изучением английского языка. Это очень здорово! В Челябинске лингвистический класс для дошколят — наш пилотный проект. В первой половине дня у детей обычные уроки, а во второй — внеурочные развивающие занятия, прогулки, но все они проходят на иностранном языке, то есть это полное погружение в англоязычную среду. Так как изучение английского языка в школе проходит с делением на подгруппы, этот класс является малокомплектным, в нём учится 14 человек. Благодаря этим условиям процесс обучения новому языку осуществляется намного эффективнее. Само собой, у учителя две квалификации — учителя начальных классов и учителя иностранного языка.
-Насколько усложнилась история учебного заведения, когда оно получило статус лицея?
-Она не усложнилась, а просто стала интереснее. Ведь раньше мы выпускали деток из начальной школы и не знали, где и как они учатся дальше. А теперь мы имеем возможность наслаждаться наблюдением за лицеистами, их ростом, их успехами… Их победы во всероссийских конкурсах, их прекрасные результаты ЕГЭ дают нам право гордиться.
-Есть ли в этом плане какая-то конкуренция среди лицеев?
-Мне кажется, что нет. Как минимум открытой. Каждый лицей в Челябинске занимает свою нишу: кто-то готовит олимпиадных математиков, кто-то делает акцент на творчество. У нас напротив актового зала написано: «Миссия — способствовать личностному и профессиональному развитию, создавать историю каждого». Для меня в этой фразе важнее всего слово «каждого», потому что у нас учится очень много разных детей, и нужно сделать так, чтобы каждому ребёнку было комфортно, чтобы каждый мог раскрыть свой потенциал, свой талант. Вторая половина дня в нашей начальной школе насыщена разносторонней внеурочной деятельностью — это и танцы, и шахматы, и футбол, и теория решений изобретательских задач, и бисероплетение, и каллиграфия… Наша цель — показать ребёнку, какой разнообразный и интересный мир вокруг, что бы он мог попробовать как можно больше и понять, что ему нравится, в чём он талантлив. Кстати, я начала изучать английский только в шестом классе, тем не менее стала учителем английского языка.
-Руководство лицеем — титанический труд. Как удаётся совмещать его с личной жизнью, с ролью жены и матери троих детей?
-Благодаря самодисциплине. Я с детства была достаточно загружена: занятия в музыкальной школе, спортивные бальные танцы, иностранный язык… Умение чётко распределять время в течение дня пришло само собой. Но, конечно, без поддержки семьи и коллег никакой тайм-менеджмент бы мне не помог. Знаю, что всегда могу обратиться за помощью и советом к своим родным и близким. С детьми здорово помогают бабушки… Вообще семья — мой надёжный тыл и самая верная группа поддержки!