Ирина Текслер
Прекрасное далёко
Фото: Дмитрий болотин
-Ирина Николаевна, в самом начале нашего разговора хочу рассказать вам картинку, которая зацепила меня и вызвала желание поговорить с вами один на один. Это было в апреле, после концерта Дениса Мацуева, вы выходили из зала, я увидела тихую-тихую, молчаливую вас.
-Я очень люблю музыку. Шопена, Рахманинова, Чайковского, саундтреки Джона Уильямса к «Звёздным войнам» и «Гарри Поттеру». Когда говорят, что вся музыка уже написана, не верьте. Сколько позади, столько и впереди.
-Проект «Большая семья», идейным вдохновителем которого вы являетесь, с успехом идёт по нашей области уже второй месяц. Довольны ли вы результатами этого мероприятия?
-Всё идёт замечательно. Каждый населённый пункт, каждый город встречает нас с такой радостью, что у меня складывается впечатление, что люди ждали этого события много лет. Я ужасно не люблю что-то делать для галочки, поэтому сильно волновалась перед началом этого проекта. Идея родилась в январе, почти сразу же мы начали подготовку. Восемь министерств, Правительство Челябинской области — мы включили в эту работу всех. Мы хотели показать все возможности региона, для любого возраста, от дошкольного до серебряного. Мы посетили сорок пять населённых пунктов области. Важен каждый: каждый город, каждая семья, каждый житель региона. Мы открыты, мы готовы к диалогу и заинтересованы в самых лучших решениях любых ситуаций. Эту встречу готовили сотни самых разных людей. В оргкомитет фестиваля вошли представители различных организаций, ведомств и министерств. Но главное — все долго готовились, переживали и ждали встречи! Быть в открытом прямом контакте друг с другом, показать возможности региона для всех возрастов, поддержать стремления и начинания — главная задача фестиваля «Челябинская область — большая семья». Дети и взрослые сдавали нормы ГТО, узнавали, где можно получить основное или дополнительное образование. На ярмарке вакансий подбирали работу по душе. Выпускники проходили у психологов профориентационные тесты. Молодые мамы радовались новой выплате к первому сентября. Министерство здравоохранения развернуло пункт диспансеризации, а приехавшие врачи-узкие специалисты проводили приём. В приёмную губернатора часто приходят люди с нерешёнными вопросами, поэтому наш большой проект оказался очень важным для всех. Видели бы вы, как тепло нас встречали! В первый день этого праздничного мероприятия я приехала в Кунашак. В селе поставили юрты, организовали богатую ярмарку, люди были в национальных костюмах. У нас такая красивая область! А вы знаете легенду о создании села Кунашак?
-Нет.
-Шёл караван по земле Уральской. Застала его ночь на берегу озера. Старый аксакал велел всем устраиваться на ночлег. Проснулся он рано. Видит — в голубом тумане по воде идёт человек. Весь в синюю одежду одет, в руках корзина с рыбой. «Доброго здоровья, — говорит человек, — прими от сердца рыбу из озера». Поблагодарил аксакал доброго человека, вернулся к своему каравану, и решили они ещё на ночь остаться. На утро он пошёл в лес. Навстречу ему человек в зелёной одежде выходит, в руках корзину ягод несёт и говорит: «Добрый человек, прими от сердца ягод из наших лесов». Поблагодарил аксакал зелёного человека, и караван провёл здесь ещё одну ночь. На третий день проснулся он и в поле пошёл. Видит — по полю идёт человек в золотой одежде, в руке золотые колосья. «Доброго здоровья, сосед, — говорит золотой человек, — прими от сердца хлебные колосья золотые». Поблагодарил аксакал золотого человека, вернулся к своему каравану, говорит: «Куначаг-быз! Еще здесь переночуем! Зачем дальше идти? Места привольные и богатые, соседи добрые и приветливые». Вот и стали эту землю обживать, Кунашаком называть.
-Красивая легенда. Как вы думаете, им было страшно?
-Думаю, что достаточно волнительно.
-Вам было волнительно, когда пять лет назад вы приехали в Челябинск?
-Конечно. Я же приехала на новое место. Чужая, ни с кем не знакомая. Мне хотелось понять, как правильно сократить эту дистанцию и стоит ли форсировать это действие? Стоит ли сокращать её искусственно? Решила, что нужно просто работать и быть в таком темпе, в каком ты есть. Это всегда видно, если человек пытается прыгнуть выше своей головы. Подумала, что нужно успокоиться и делать то, что делала всегда. Самое главное — делать хорошо. Я в принципе перфекционист, поэтому сложностей не возникало.
-Вы помните свой первый шаг на этой новой дороге?
-Мне показалось правильным поехать к Ольге Ильиничне Суминой, вдове Петра Ивановича, знаменитого губернатора Челябинской области. Мне было важно понять, как она жила в этой роли, как посвятила свою жизнь мужу и людям. Я чувствовала, что через знакомство с ней лучше пойму место, в которое приехала, и точнее буду понимать, что меня ожидает. Ольга Ильинична встретила меня очень тепло, она потрясающий человек, лёгкий, открытый. Было ощущение, что мы знакомы много лет. Она много рассказала про жизнь, про непростую судьбу. Когда они с Петром Ивановичем начинали работать и строить жизнь области, всё кардинально отличалось от сегодняшнего времени, но её опыт, мудрость, терпение, полное доверие мужу, абсолютная поддержка его, помогли со всем справиться достойно. Мне хотелось перенять её опыт и талант безупречной самоотдачи. Встреча с ней успокоила меня и придала уверенности. Я увидела очень близкого мне человека.
-Эта встреча повлияла на ваше желание создать некоммерческую организацию «Фонд 2020»?
-Это несвязанные события. Это разные истории, разное время. Мы приехали в Челябинск в 2019 году, Фонд был создан в 2020-м. Долго придумывали название, фантазировали, потом решили назвать годом создания. В начале 2020 года, когда весь мир попал в зону турбулентности из-за COVID-19, мы поняли, что нужны решительные меры в вопросах здравоохранения, культуры и благотворительности на территории нашей области, что надо действовать системно и широко. Поскольку я не чиновник и не могла работать системно, не имея своих инструментов, я создала «Фонд социальных, культурных и образовательных инициатив», сокращённо — «Фонд 2020». Первым и постоянным проектом фонда стало «Наставничество», главная задача которого — сопровождение детей-сирот и детей, проживающих в социальных учреждениях. Перед запуском этого проекта мы с коллегами поехали в Москву обучиться и перенять опыт лучших специалистов, а также собрать самые передовые практики. Сегодня обучаться приезжают к нам. Проект работает с 2020 года. Более пятидесяти детей из Челябинска, Южноуральска и Магнитогорска имеют своих наставников и профессиональное психологическое сопровождение. За эти четыре года мы запустили большое количество проектов. Оборачиваясь назад, могу с уверенностью сказать, что горжусь нашей командой и всем, что мы делаем.
-Как вы реализуете свои проекты?
-Самый главный инструмент любого начинания — рабочее совещание. Мы привлекаем разных специалистов, слушаем разные мнения и различные взгляды. Если я в чём-то не уверена, никогда не буду настаивать на своей правоте, миллион раз буду советоваться. Отойду, подожду. Время, место, событие — всё должно сойтись. Если я чётко вижу проект, могу всех убедить, что нужно сделать именно так.
-Верите ли вы в прошлую жизнь?
-Мне кажется, что нет. Я слышала разные теории на эту тему, читала, что можно даже погружаться в прошлое. Мне трудно представить, что это может быть на самом деле. Конечно, я пытаюсь быть менее критичной и допускаю разные вероятности развития событий и точно знаю, что мы не единственные во Вселенной. Представлять себя единственными — это эгоизм. Переживаю, что сегодня эти модные теории становятся предметом торга. Люди играют в магию и гадания, платят огромные деньги, покупая себе билет в возможную лучшую жизнь. Меня это очень беспокоит. Вместо того, чтобы сделать здесь и сейчас — для себя, своей души, своего сердца, страны — что-то полезное, мы начинаем гадать, кто кем был в прошлой жизни. Что тебе это даёт? Зачем ты тратишь временной ресурс? Самое потрясающее, что на каждого покупателя находится свой продавец. Я профессиональный психолог с правом преподавания. Когда заканчивала Ленинградский университет имени Пушкина, переживала, что опять ничего не знаю. У меня была рефлексия, будто я снова вышла на неизвестный уровень. Сейчас смотрю на доморощенных психологов, которые после курсов в три месяца начинают учить людей, и поражаюсь. Они разрушают систему ценностей, они разрушают семьи. Что они говорят? Ты у себя одна, люби себя, наслаждайся, тебе все должны, муж тебе должен, ты богиня. Я не знаю, что мы будем делать с этими «богинями». У нас нет такой вакансии — богиня. Их очень много, целая армия. Они не хотят работать, они хотят, чтобы их содержали мужчины. Они не понимают, что жена ответственна за мужа больше, чем муж за неё. Потому что она отвечает за его душу, за его спокойствие. Её молитвы помогают мужчине покорять мир.
-Вы никогда не хотели быть актрисой?
-Нет, не хотела. Но вы спросили, и я вспомнила, что в средних классах школы ходила в театральную студию помимо танцев и спорта. Мне ужасно нравилось играть отрицательные роли. Кикимору болотную, Бабу Ягу. Мне нравилось, как дети в зале реагировали на этих персонажей.
-Мне кажется, вам и сейчас нравятся отрицательные персонажи.
-Нет, вам кажется. Я люблю людей без камня за пазухой и без фиги в кармане. Влиять на меня сложно, воспитывать меня поздно. Другой вопрос, что я сама по характеру правдолюб и хулиганка, и очень не люблю, когда обижают слабых. В детстве даже дралась из-за этого, всё время становилась на защиту младших. Я категорически не переношу несправедливость.
-Робин Гуд в женском варианте?
(Смеётся). Деньги я ни у кого не отбирала. Меня всегда возмущает несправедливость. Когда ты маленький, ты не умеешь решить проблему словами, ты не знаешь других методов, кроме драки. Конечно, такое маргинальное поведение выливалось в вызов родителей в школу, в размашистый «неуд» красной ручкой в дневнике, но я ничего не могла с собой поделать, пока не поняла, что решать проблему можно словами. Класса до шестого я дралась со всеми мальчишками. Мама дома спрашивала: доча, что с носом? Отвечала, что упала на горке. В детском возрасте веришь, что родителей можно обмануть.
-Сейчас вы жена губернатора.
-Я жена Алексея Леонидовича Текслера. А он сейчас губернатор.
-Вы предполагаете, что люди могут быть не совсем искренними с вами?
-Помните фильм «Служебный роман»? Вы мне льстите, говорит Калугина Новосельцеву. А вам все льстят, отвечает он. Возможно, у меня нет интуиции, как у моей мамы, которая с первого взгляда определяет человека, но я человек адекватный и понимаю, что кто-то может быть не очень искренним. Помню, как обижалась на маму в детстве, даже сердилась на неё, когда она жёстко спускала меня с небес на землю и никогда не ошибалась в своих ощущениях. Я не умею определять людей с первого взгляда, мне нужно чуть больше времени, нужен диалог, вопрос, ответ, реакция. И ещё я верю, что люди могут меняться со временем, раскаиваться, исправлять свои ошибки.
-Как вы определяете своих?
-По поступкам. Одних рекомендаций мне недостаточно. Для кого-то этот человек может быть золотым, для кого-то нет. Для меня важно, чтобы мы смотрели одинаково на базовые ценности. Я человек перемен, решений, действий, результата. Не люблю, когда люди топчутся на месте, живут в стагнации и не хотят никакого бегемота вытянуть из болота. Такие люди тянут назад, мне с ними не по пути. Работать с такими не буду. Человеку нельзя думать только о себе. Если ты не ребёнок, ты должен думать о том, что оставишь после себя.
-Вы помните своё первое любимое платье?
-О да! Я помню джинсовую юбку, которую мама с папой подарили на день рождения, когда мне исполнилось тринадцать лет, и платье, которое мама сшила на школьный выпускной вечер. В нашей семье не принято было о чём-либо просить, но именно о такой юбке я мечтала. Карандаш, с оранжевой прострочкой. Я заплакала, когда мама раскрыла пакет. Помню, что не могла дождаться утра, чтобы сразу надеть её, и носила до той поры, пока она в прямом смысле слова не пошла по швам. А платье на выпускной мы с мамой сшили из потрясающе красивой ткани чёрного цвета, с люрексом. Платье-резинка, два яруса, бантики. Придумали такой фасон, чтобы я могла ходить в нём и после выпускного. Ткань купили в салоне свадебной моды, в то время в них были очень красивые вещи, они продавались по талонам. Подал заявление в ЗАГС, получил талон. Естественно, перед выпускным вечером я замуж выходить не собиралась, талон на ткань мама «достала» через своих знакомых. На школьном празднике случилась забавная история: я в платье и красных туфлях, и моя подружка в кофточке из такой же ткани и красных босоножках. Вот так старались наши мамы.
-Вы родились в Норильске, где снег лежит девять месяцев в году. У вас нет ностальгии по снегу?
-Ни в коем случае. Я очень сентиментальный человек, ностальгия — моя вторая сущность, но я привязываюсь к людям, не к месту. Без людей и воспоминаний все места пустые. Мы хотим вернуться не в место, а в юность, в те времена, что окрашены нашими эмоциями, «когда деревья были большими». Снег — это просто погода, а я не люблю, когда холодно. Дружу с людьми десятилетиями, но все они давно уехали из Норильска. Кто-то в Москву, кто-то в Петербург. Когда они приезжают к нам в Челябинск, приглашаю их на все мероприятия.
-Даже на бокс?
-И на бокс, и в театр, и в филармонию. Я очень люблю искусство и люблю делать странные вещи. Однажды на бокс позвала дзюдоисток. Вы бы видели, насколько профессионально они поддерживали боксёров! Так получилось, что соревнования по боксу и оперетта «Летучая мышь» шли в один вечер. Поскольку я являюсь председателем попечительского совета Федерации дзюдо Челябинской области, придумала сделать для девочек праздник. Пригласила их на оперетту, все пришли нарядные, в вечерних платьях, красавицы. Спектакль закончился, говорю им: девчонки, поедем на бокс? И вот мы заходим в зал, нас десять человек, все в вечерних платьях, девчонки — сильнейшие дзюдоистки страны, красавицы невозможные, половина — состав олимпийской сборной. Как они начали болеть за боксёров, как они начали кричать! Правильно, по-спортивному.
-Вы умеете петь?
-Да. И очень люблю.
-Какая песня трогает вас до слёз?
-«Журавли». Не могу слушать её спокойно, сразу начинаю плакать. У меня все эмоции настоящие, я не умею их подделывать. Если плачу, то плачу, если злюсь, то злюсь. Конечно, с годами научилась сохранять баланс, но так и не научилась скрывать одну эмоцию за другой. Недавно мы провели фестиваль «Русское поле». Со всей России к нам в город приехали двенадцать хоровых коллективов, более тысячи человек. Мы пели русские песни и песни военных лет: «Катюша», «Смуглянка», «Полюшко-поле». Мы знаем эти песни наизусть на генетическом уровне. Не важно, какой ты национальности, какой народности, в нашей стране нет человека, который не знает «Полюшко-поле». Хочу, чтобы молодое поколение тоже любило эти песни.
-Вы строгая мама?
-Мне кажется, что да, но сын такой лисёнок. Он очень мудрый, знает, как с кем разговаривать. С папой он серьёзный, у них мужские разговоры, обсуждают политику, выборы в Америке. А мамочка… Ко мне он относится покровительственно — как будто я девочка, а он взрослый. Он мне рассказывает, как мне его надо воспитывать. Мама, а вот во Франции психологи говорят о том, что детей надо всегда хвалить, и даже если отметка неудовлетворительная, ребёнка нельзя ругать, потому что он старался. Я говорю: сыночек, судя по такому большому вступлению, какая у нас отметка? Мне очень интересно наблюдать за тем, как он растёт. Другое время, другие возможности. Я никогда не использую фразу «А вот я в твои годы…», потому что она не имеет смысла. Раньше в восемнадцать лет человек имел семью, профессию, а сегодня это ещё ребёнок. Точно такая же разница и с переходным возрастом. Требовать от двенадцатилетнего человека зрелых решений сейчас невозможно.
-Правило из вашего детства — ничего не просить у родителей — перешло к вашему сыну?
-Это правило было негласное, его никто никогда не озвучивал. Как в «Мастере и Маргарите»: никогда не проси у тех, кто сильнее тебя. Миша не так давно стал чего-то желать. Он футболист, а у них мяч привязан к ноге. В результате в нашем доме дважды разбивался телевизор. Подарок на день рождения определился сам собой, так бывает. И если в первый раз сын ждал телевизор месяц, то второй раз пришлось ждать почти полгода. Что поделать — надо уметь учиться на своих ошибках.
-Часто ли вы отдаёте его бабушкам и дедушкам?
-Максимум на три дня. У меня есть родная сестра, старшая. Мы с ней очень близки, и Миша иногда ездит к любимой тёте Наташе и своему двоюродному брату. Но я не могу без сына, скучаю. Мне нужно слышать его голос и видеть его. Миша — долгожданный ребёнок, мы с мужем очень долго ждали этого события. Каждый день благодарю Бога за него. Когда он родился, врачи хотели, чтобы я немного восстановилась, и не оставили его со мной в палате. Просыпаюсь, понимаю, что живота нет и ребёнка в палате нет. Я закричала на весь больничный коридор. Алексей прибежал в палату: тише, тише, всё хорошо, ты родила мальчика, тебе не приснилось. Через несколько часов я встала, пробралась в детское отделение, забрала Мишу, утащила его в палату и больше от себя не отпустила.
-Вы читаете с сыном книги?
-Постоянно. И книги читаем, и в настольные игры играем, и фильмы смотрим. Вчера до трёх часов ночи смотрели сериал про Шерлока Холмса. Книги, которые я читаю с сыном, совсем по-другому воспринимались мной в детстве, особенно удивил Питер Пэн, до мурашек. Первая сказка, которую я прочитала Мише, когда он был совсем маленьким, был «Маленький Принц».
-Как называется любимая настольная игра вашего сына?
-«Взрывные котята». Знаете, почему она ему очень нравится? Потому что мы всё время обыгрываем папу. Мы жульничаем, когда он отвлекается на телефон. Папа не может понять этого момента. Мы говорим: отвлёкся на телефон, поплатился сразу же.
-Вы помните себя маленькой? Какая вы были?
-С большим бантом на макушке. Мне казалось, что я совершенно прекрасная принцесса, и счастью не было предела. Мы гуляли с папой по Норильску, и я всегда забиралась на бордюры и парапеты, чтобы папа держал меня за руку. Мне хотелось покорять вершины. Мне хотелось быть принцессой, но характер никуда не денешь. Выходила из дома нарядная, возвращалась с разодранными коленками и порванными колготками. Выпустили красивую девочку, вернулась как с поля боя. Как в моём любимом мультфильме, принцесса была прекрасная, погода была ужасная.
-Любите «Бременских музыкантов»?
-Очень. Все песни знаю наизусть. Вы не смотрели новый? И не смотрите. Я так расстроилась, когда посмотрела, это настоящая халтура. Не понимаю, зачем на это нужно было тратить деньги. Для меня культура — важный показатель развития общества. Вспомните блокадный Ленинград: в августе 1942 года Оркестром Ленинградского радиокомитета была впервые исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Дирижировал Карл Элиасберг. Голодные, полуживые люди пришли в Большой зал Ленинградской филармонии, нарядившись в лучшее, что у них осталось. Перед ними выступал оркестр из таких же измученных музыкантов. Это величайшее выступление транслировали по уличным громкоговорителям и радио. В любой ситуации человек должен оставаться человеком, и в этом больше всего помогают вера и культура. Знаете, какая у меня мечта? Открыть в Челябинске театральное кафе. Как в «Мастере и Маргарите». Люди смогут приходить туда в любое время, обмениваться новинками, читать стихи.
-Вы любите поэзию?
-Да. Цветаеву, Ахматову, Вознесенского, Евтушенко.
-Попробую угадать ваше любимое стихотворение Цветаевой?
-Попробуйте.
-«Пригвождена к позорному столбу, я всё ж скажу, что я тебя люблю»?
-Нет. «Говорила мне бабка лютая, коромыслом от злости гнутая…»
-Почему вы не стали поступать в театральное училище?
-А я не помню, чтобы когда-нибудь мечтала об этом. Я обожала театр с детства, ходила на все спектакли, миллиард раз смотрела одни и те же постановки. Я любила наряжаться в театр, переобуваться в фойе. Приду как капуста — шаль на шубе, рейтузы, валенки, двадцать кофт. Сниму всё это, достану из пакета туфли, и сразу начинается волшебство. В те годы главным режиссёром Норильского драматического театра служил Александр Маркович Зыков. Вы не представляете, как я обрадовалась, увидев его в Челябинске. Мы приехали в 2019 году, я сразу же посетила оперный, а до драматического дошла только через полгода. После первого действия выхожу в фойе, спектакль серьёзный, «Время женщин», я вся в своих мыслях. Поднимаю глаза, вижу Александра Марковича, здороваюсь с ним и иду дальше. Через секунду понимаю, что я не в Норильске, оборачиваюсь: как так? А он улыбается: Ирочка, я знал, что ты придёшь в театр. К тому времени он уже два с половиной года работал в Челябинске. Почему же вы не позвонили мне, Александр Маркович? Я ждал, когда ты придёшь, — ответил он. Я заплакала.
-Ваши родители по-прежнему живут в Норильске?
-Двадцать лет назад они выработали северный стаж, вышли на пенсию и переехали в Смоленскую область. Там у них теплицы, помидоры, что в Норильске было совершенно невозможно — вечная мерзлота не позволяет заводить огороды и дачные участки. Так интересно — город в советское время был закрытым, а люди в нём открытые, добрые. Можно было запросто занять денег незнакомому человеку, можно было у соседей оставить на всё лето кошку или собаку. Когда случалась нелётная погода, и люди по три недели не могли вылететь из Норильска в свои города, норильчане от всей души помогали им едой и финансами. Мне всегда нравилось это открытое общение, подъезды без домофонов, двери без железа. Мы ухаживали за двором, мыли лестничные площадки. Все друг с другом здоровались, спрашивали, как дела. А сейчас мы заходим в лифт и забываем поздороваться. Если поздороваешься, да ещё улыбнёшься, спросят: что, у тебя всё так хорошо?
-В конце девяностых годов закрытые города столкнулись с большим количеством трудностей. Закрывались градообразующие предприятия, люди оставались без работы, многим не платили зарплату месяцами.
-Это коснулось и нашей семьи. Было очень тяжело морально. Родители работали в горно-металлургическом комбинате «Норильский никель», папа — инженер-конструктор, мама — инженер-архитектор. Бесконечные кульманы в моём детстве и огромное количество книг. Когда я закончила девять классов, они предложили мне поступить в училище именно из-за финансовых проблем в семье. На тот момент им не платили зарплату почти полгода. Папа сказал: Ириша, непонятно, что будет дальше, но мы с мамой будем спокойны, если у тебя появится специальность и возможность обеспечить себя. Я ответила: вообще не вопрос, поступила в медицинское училище, окончила его и два года работала медсестрой в реанимации городской больницы, в ожоговом отделении. Умею всё, что должна уметь медицинская сестра. Не боюсь ни крови, ни бинтов. Два года отработала честно, с душой, но в какой-то момент мне захотелось свободы и творчества, и я пришла на местное телевидение.
-А я почему-то думала, что вы работали в газете «Северное сияние».
-Красивое название вы сейчас придумали, но во‑первых, в Норильске была «Заполярная правда», а во‑вторых, у меня были амбиции непременно попасть на телевидение. Сначала работала ведущей спортивных программ, потом поступила в международную школу журналистики «Интерньюз Москва», где преподавателями были мастодонты телевидения Игорь Кириллов, Владимир Познер, Ирада Зейналова, и начала снимать репортажи на острые социальные темы. Мы говорили про действующего мэра, выявляли недостатки. Одним из спикеров очередного сюжета редакция определила Алексея Текслера, начальника налогового управления комбината. Помню, как он мгновенно поразил меня своей эрудицией и глубоким пониманием всех проблем.
-Вы сразу в него влюбились?
-Это он сразу в меня влюбился. А я к тому времени почувствовала себя звездой и нацелилась на столицу. Московские преподаватели хвалили мои сюжеты, приглашали на работу. Торжественно попрощавшись с Норильском, я уехала в Москву. Вернулась через три недели. Без ничего. С поджатым хвостом. Все документы и деньги у меня украли прямо возле отделения милиции, куда я приехала оформлять регистрацию. Мы сидели с подругой в её машине, нас отвлекли и украли сумку.
-Вы возвращаетесь, а Алексей Леонидович уже глава Норильска?
-Нет, нет, он так и работал на комбинате. За три недели такую карьеру не сделать.
-Куда вы вернулись?
(Смеётся). В депрессию. Долго не могла собрать себя в кучу, душа просила свободы, либерализма. Через какое-то время начала заниматься бизнесом, открыла первый магазин медицинской техники. Норильск — город маленький, достаточно скоро Алексей Леонидович узнал, что я вернулась, и придумал дружескую встречу в ресторане. Позже я узнала, что все решения относительно меня и нашей общей жизни у него уже были готовы.
-А у вас?
-Он настолько сильный мудрый умный человек, что я никогда не сомневаюсь в правильности его решений. Мы очень разные люди, нам интересно вместе с самой первой минуты. В тот вечер в ресторане мы непрерывно смеялись. Через три недели от нашего первого свидания Алексей Леонидович приехал к моим родителям, спросил: можно я Ирину замуж возьму? Мама с папой ответили положительно. Алексей взял гитару и запел: как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
-Алексей Леонидович понравился вашей маме?
-Мама обожает его со всех сторон. И у меня самая лучшая свекровь на свете. Чудо, счастье, святая женщина.
-Любите ли вы гостей и ощущение полного дома?
-Я очень люблю, когда мы собираемся всей большой семьёй. Сын любит борщ в моём исполнении, говорит, что это самый вкусный борщ в мире. В Москве мы жили в посёлке, двери всегда открыты, все соседи приходили на мой борщ. Сначала я купила девятилитровую кастрюлю, потом она оказалась маленькой, и я приобрела кастрюлю на тринадцать литров. В пятницу варила, в субботу и воскресенье приходили друзья. Такая у нас была традиция. Три-четыре семьи по четыре человека каждая, вот тебе и кастрюля борща.
-С какой мыслью вы просыпаетесь?
-Я всегда просыпаюсь в очень хорошем настроении. Всегда берегу его, чтобы ничем не испортить. К сожалению, есть необходимость читать новости, открывать телеграмм-каналы, а это заметно портит настроение.
-Вы можете не читать их, пока вы дома.
-Не могу. Мы не можем позволить себе быть не в курсе событий.
-На какие темы вы не можете поговорить с мужем?
-Надо подумать. Наверно, не буду торопиться жаловаться. Не буду торопиться плакаться. Он будет переживать, а я не хочу, чтобы мой муж тратил силы на переживания за меня. Для меня он самый большой авторитет во всём. Мы вместе двадцать пять лет, а я до сих пор удивляюсь его мудрости, видению, скорости, стратегическому мышлению. Только начинаю ему что-нибудь говорить, он: я всё понял. Да ты не дослушал, говорю, а он: нет, я всё понял. Мне хочется разложить по полочкам, разжевать, а он уже всё понял, проанализировал и принял решение. Бывает, что я ещё не выстроила всю картинку целиком, не поняла внутри себя, а у него уже готовый продукт. Уникальное мышление, эрудиция, интеллект. С самого начала, с того первого интервью, когда я слушала его как вкопанная, не устаю поражаться компьютеру в его голове и его колоссальной работоспособности. Всю информацию по нашей области Алексей Леонидович держит в своей голове, все темы он знает очень глубоко. Где какие проблемы, где какая школа. Он каждый день до двух часов ночи на телефоне. Когда мы приехали пять лет назад, очень многое в области требовало ремонта и реконструкции. Дорог не было видно, а сейчас мы доезжаем до Екатеринбурга за два часа, до Магнитогорска за три с половиной. Нас убеждали, что «Ласточки» до Троицка и Магнитогорска не будут востребованы, но Алексей Леонидович стоял на своём, и сегодня на эти электрички не достать билетов. Все музыкальные школы и Дворцы культуры за этот период оснащены музыкальными инструментами, отремонтирован оперный театр, театр кукол, сейчас заканчивается большой ремонт в театре драмы, строится межуниверситетский кампус, спортивные объекты, Кафедральный собор, набережная. Всех моментов не перечесть, но я понимаю, что эта большая работа проведена под непосредственным руководством нашего губернатора. Так как я буду ему жаловаться на своё девичье при такой его колоссальной нагрузке?
-Сколько позади, столько и впереди?
-Абсолютно верно. Слишком самонадеянно говорить, что мы в конечной точке.
-У вас есть любимое место в Челябинске?
-Изумрудный карьер.
-Представим, что вы там одна. Небо, вода, сосны. И вдруг кто-то сверху вам говорит: Ирочка, всего одно желание, но только очень громко, в самое небо. Что вы крикнете?
-Я хочу мира.
-И спокойствия?
-Земля не создана для спокойствия, не нужно об этом даже мечтать. Человек должен быть всегда в тонусе. Земля создана для мира.
-Если я попрошу вас прочитать наизусть самые главные строки вашего любимого стихотворения Марины Цветаевой, какие вы выделите?
…Как ударит соборный колокол, сволокут меня черти волоком, я за чаркой, с тобою роспитой, говорила, скажу и Господу, что любила тебя, мальчоночка, пуще славы и пуще солнышка.