Звезда на заборе
Партизанский маркетинг в действии
Фото: Игорь Ляпустин
Центр — сердце любого города
Торговый центр. Переход через Свердловский проспект. Строительный забор вокруг долгостроя. Гостевой маршрут — отель «Малахит». Бывший «Школьник» на Сони Кривой, 26 — арка-переход. Афиши в этих локациях — «мина» пролонгированного действия. Первый эффект мы получаем, когда проезжаем или проходим вдоль этих сплошных оклеенных афиш. Портреты Светланы Сургановой, Ирины Круг, объявления о приёме лома, неисправных телефонов, всплеск настроения — и снова чёрные граффити, и снова портреты, но уже с «усами» и «рожками». Второй эффект «накрывает» позже. Гастроли закончились — афиши остались зиять. Теперь их разрисуют маркером, оставят на лицах рецензии про их творчество, подожгут или же попытаются сорвать. Завтра — новые гастроли и новые афиши, после — опять очередные рисунки и свежие надписи. Слой бумаги на строительных заборах — как клондайк для любителей папье-маше.
Подземный переход возле «Детского мира». И это уже портал как переход в другую реальность. Три минуты здесь по уровню стресса всё равно, что перебежать широкий проспект на красный свет. Грязь! Это не граффити. Это грязь! На стенах и под ногами. Всё, как будто «переписали» из знаменитой теории разбитых окон. И ещё одна вполне уродливая деталь. Билборды. Город наружной рекламы — такое же минное поле, и здесь значительно проигрывает не только Москве, но и другим миллионникам страны.
Спальный район — северок
Комсомольский проспект в 80‑е — это «анфилады» огромных портретов идеологов коммунизма на боковых фасадах. В духе времени самая настоящая политинформация высотой в девять этажей. Университетская Набережная сегодня, в 2022 году. Граффити. Искусство за тридцать лет стало выше на десять этажей. Здесь не про идеологию — про настроение. Про яркие пятна в зарослях панельных домов. Они радуют глаз, вселяют оптимизм. Наверное, делают однообразным высоткам какое-то своё, уникальное «лицо». Опустить глаза с высот муралов — профессиональных граффити — на землю.
Граффити граффити рознь. Граффити. Они прочно вошли в нашу повседневность. Вошли и эмоции за собой потянули. Зрительские эмоции. Все они разные, если абстрагироваться от того, что права выбора у нас нет и разделить наши обывательские эмоции на «плохо — хорошо».
Хорошо. Когда талантливо, тогда красиво. Возможно, через несколько лет квартиры в домах с граффити местных «Бэнкси» на фасадах взлетят в цене. Фестивали граффити позволяют открывать новые таланты, а фестивальное пространство — превращать из серых стен в арт-объекты. Вполне тянет на триггеры нашего настроения: можно разбавить граффити призывом к чистоте улиц, воды, воздуха — вот вам и воспитательный момент.
Плохо. Когда не красиво, тогда криво. Привет тебе, капитан очевидность! Негостевые маршруты Челябинска не могут похвастаться эпичными муралами. Здесь уже иной почерк. Возможно, талант имеется, но «партизанить» приходится ночью, и тут не до шедевров. Чёрные каракули хоть и примелькались, но делают своё коварное дело. Изуродованные дома, витрины, памятники, столбы — все «испачканное» создаёт ощущение грязи и такое же настроение. Кстати, привести в порядок разрисованные объекты — задача непростая и стоит серьёзных денег. Бюджетных. В администрации Челябинска разработана целая система штрафов и наказаний для тех, кто хаотично клеит объявления, несанкционированные афиши и портит архитектурный облик города. Правила благоустройства территории Челябинска утверждены решением городской думы и запрещают расклейку объявлений, установку и размещение рекламы, афиш и указателей в неустановленных местах на территории мегаполиса. «Проблема в том, как поймать за руку партизан от маркетинга», — говорят в мэрии. Сами партизаны ничего не боятся! При этом законом предусмотрена административная ответственность. За самовольные рисунки и надписи на зданиях, строениях, инженерных коммуникациях, тротуарах — санкции экономические: до 3 тысяч рублей — штраф для частных лиц, до 10 тысяч — для должностных лиц, до 20 — для юридических.