+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

Живое производство

Сага о продуктовой безопасности страны

БИЗНЕС: прорыв

Текст: Любовь Усова
Фото: Игорь Филонов, из архива агрохолдинга «Чурилово»

Можете себе представить предприятие, территория которого занимает 25 гектаров? А три завода общей площадью 62,5 гектара? При этом построенные заново и начинённые современной техникой, технологиями, оборудованием. А теперь осознайте, что эти монстры стратегической отрасли народного хозяйства — живые! Нет, это не фэнтези, это сегодняшний агрохолдинг «Чурилово», который больше 70 лет кормит нас живыми витаминами, ароматными и вкусными огурцами и томатами.

Оксана Лицингер, Генеральный директор агрохолдинга «Чурилово»

Итак, Чурилово, известный даже ребёнку южноуральский бренд. Теплицы видны отовсюду, и они прекрасны днём под ярким солнцем и в сумерках, особенно если смотреть с высоты. Новое современное производство раскинулось на 25 гектарах. Чурилово не узнать! Ещё в 2012 году тут стояли старенькие низкие теплицы, хозяйство худо-бедно работало, но находилось в глубоком упадке. Банкротную организацию приобрели инвесторы и провели здесь мощное обновление. По сути, на старом месте заново отстроили новый огромный комбинат. Пять блоков по шесть теплиц в каждом. Стекло, бетон, яркий свет и влажное тепло. При этом — высокотехнологичная начинка, энергоцентр, мудрёные машины и механизмы, трубы, по которым льётся тепло и углекислый газ, необходимый для фотосинтеза, шестиметровая высота стеклянных потолков и стен, идеальные чистота и порядок. И — километры ухоженных, зелёных растений. «Настоящий завод по производству огурцов», — серьёзно шутит Оксана Лицингер, генеральный директор аргохолдинга. И аргументирует: «Сегодняшний комбинат «Чурилово» — по денежным потокам, объёмам производства, и выручки, налоговым отчислениям, штатной численности персонала — является одним из самых крупных промышленных предприятий». В ходе разговора Оксана Геннадьевна отвлекается на звонок. Обсуждение касается синхронизации работы энергоцентра и внутренних инженерных систем на новом комбинате в Мартыновке. Там идут пуско-наладочные работы, и малейший сбой в электропитании приведёт к некорректной работе котельной. Что повлечёт за собой нарушение микроклимата в теплицах. А это — настоящий стресс для огурцов.

— В нашем производстве так же всё взаимосвязано, и сбой одного элемента может привести к снижению производительности труда или браку, — обьясняет Оксана Геннадьевна. — Но кардинальное отличие нашего «предприятия» от большого промышленного предприятия состоит в том, что наша продукция… живая. Огурцы и томаты чутко реагируют на всё — перепады температур, влажности, концентрацию углекислоты, даже настроение овощевода.

Регулировка первых трёх составляющих происходит автоматически, контроль за показателями осуществляет компьютер, подающий команды разным механизмам. А для настроения овощеводы включают энергичную музыку. Огурцам нравится — они бодро растут. Директор же почти не замечает музыкальный фон, но чувствует всё то же, что «ощущают» огурцы. Кабинет генерального директора конструктивно является частью теплицы — там тот же микроклимат, «разве что углекислый газ не подаётся», шутит директор.

Центральная галерея Агрокоплекса «Мартыновский»

В голове крутятся кадры из старого советского фильма про колхоз и урожаи: вот директор идёт в поле и трепетно трогает колоски: дозрели ли? Представляю Оксану Геннадьевну в белом хрустящем халате, неспешно обходящую теплицы, одну за другой… все 25 гектаров… потом ещё 25 и ещё… Красивая картинка? Выбросьте её из головы. Ритм работы агрокомплекса не позволит так бездумно тратить время директора. Она следит за слаженной работой всего комбината, а для работы в теплицах есть агрономы, овощеводы, рабочие. В непосредственном производстве «Чурилово» трудится 750 человек. Плюс энергоцентр. Собственный логистический центр с автопарком. Склад. Административно-управленческий персонал. Биолаборатория, где производят биозащиту для огурцов и томатов — энтомофагов. Настоящее ноу-хау от Чурилово, обеспечивающее экологическую чистоту продукта. Целая тысяча человек работает на одном только комбинате в Чурилово. Они производят 25 тысяч тонн овощей в год. Много ли это? Если учесть фактическое потребление овощей на Южном Урале, то этим количеством можно целый год кормить 4,5 миллиона человек! Такая производительность труда — одна из самых высоких по всей России. Масштабно. Поразительно.

«Наша гидропоника позволяет нам вырастить всё», — со всей ответственностью заявляет гендиректор. Это так — пробовали здесь растить и баклажаны, и перцы, и тюльпаны с альстромериями, даже арбузы, но в приоритете остаются томаты и огурцы. Их выращивают улыбчивые женщины-овощеводы. Ценные кадры за годы модернизации удалось сохранить. «Да, сегодня автоматическая система микроклимата создаёт идеальные условия для роста растений, а труд овощевода механизирован и автоматизирован, насколько это возможно, — раскрывает «производственные» тайны директор. — Но работа с овощами — это руки и навыки. Здесь нельзя не выполнить норму, нельзя в четыре встать и уйти, бросив растения». И «кадровый вопрос» пришлось решать на новых комбинатах стремительно развивающегося агрохолдинга.

Председатель правления ПАО «Газпром» В.А.Зубков

Горный и Мартыновка

Мысль о расширении производства и новых площадках присутствовала изначально, когда ещё «Чурилово» вовсю перестраивали и модернизировали. И как только «Чурилово» заработал в полную мощность, руководство компании «Промышленные инвестиции» начало рассматривать земельные участки в Челябинской области, хотя предложения имелись и в Центральной части России, и на Юге. Но рассудили здраво: во‑первых, где родился, там и пригодился, там и кредит доверия, и репутация. А во‑вторых, в Центральной части России всё же концентрация тепличных хозяйств более плотная, а по другую сторону Уральского хребта — в Урало-Сибирском регионе и далее на восток — потребность в них есть. Выбор был очевиден. Проект важен для региона: это и новое энергоёмкое производство, и рабочие места, и продуктовая безопасность. Власти предложили компании-инвестору работать в рамках программы по развитию моногородов. В области таких немало, но повезло Усть-Катаву, который исторически сложился вокруг производства трамваев «с вертикальным взлётом» и стабильно находился в красной зоне риска. Печальное зрелище. Было. В помощь инвесторам был создан тройственный фонд, в который вошли Челябинская область, «Россельхозбанк» и Фонд развития моногородов. И проект агрокомплекса «Горный» сложился. За счёт средств фонда были построены на окраине Усть-Катава внешние инженерные сети, к которым и был подключён весь агрокомплекс. Размерами, да и начинкой такой же, как Чуриловский, — 25 гектаров современных теплиц. Строительство комбината велось на средства банка и собственные средства «Промышленных инвестиций». И уже когда проходили последние согласования в кредитном комитете, вдруг прозвучало новое, неожиданное предложение.

Курганская область славится своим сельским хозяйством: молока, мяса, зерна производится здесь в достатке. А огурцов нет! На всю область ни одного тепличного хозяйства, даже захудалого. Как упустить такую возможность? Практически поделив проект «Горный» пополам, решили строить параллельно «Горному» и «Мартыновский».

А.Л. Текслер изучает энтомофагов

«Горный» двигался быстрее. 1 сентября 2016 года произошла закладка первого камня, и начались подготовительные работы, но в основное строительство вошли только в зиму. О его перипетиях гендиректор предпочитает вздыхать. Переживательно было, это точно. Ещё и кредитная нагрузка упала на «Чурилово». Тем не менее когда дело дошло до установки и наладки внутренних инженерных систем и оборудования, чуриловские специалисты отправились в Усть-Катав и погружались в процесс тем глубже, чем ближе было к завершению строительства комбината. Запуск всех систем «Горного» производили совместно строители и специалисты «Чурилово». Персонал тоже готовили загодя. С начала строительства привозили в «Чурилово» устькатавцев на оплачиваемую стажировку. Кто-то уходил сразу, кто-то трудится и сейчас. Главный агроном и главный инженер «Горного» — сотрудники «Чурилово», работающие по контракту. Под ними уже растят и пестуют собственные кадры. Трудовой костяк комбината сформирован: на 18‑тысячный Усть-Катав в «Горном» сегодня работает 720 человек. И помимо овощеводов здесь выращивают пока только огурцы — они проще в уходе, персонал обучится, и на будущий год, возможно, появятся в местных теплицах и томаты.

…18 декабря 2019 года в «Горном» перерезали ленточку. Хороший был день. Яркий. Эмоциональный. Жуткая метель накрыла всю область. Руководство ожидало прибытия на церемонию губернатора и высоких гостей из Москвы. Но погода подвела, самолёт не прилетел. За два часа до начала церемонии оперативно организовали телемост с московскими руководителями большого проекта. Торжественное открытие всё-таки состоялось и прошло очень душевно. «Надо понимать, что для жителей Усть‑Катава наш комбинат «Горный» — это огромный успех, — констатирует Оксана Лицингер. — Это большой и успешный проект и для нас, и для региона в целом. И для Фонда развития моногородов: они вложили в него полтора миллиарда рублей». Рекорд проекта «Горный» так и остался непревзойдённым ни на Урале, ни во всей России.

А.Л. Текслер изучает энтомофагов

Два строительства шли параллельно, но «Мартыновский» притормозили, чтобы завершить «Горный». Мартыновка — небольшое село в Курганской области: 50 домов, церковь, школа. Большинство жителей — пожилые люди, молодые уезжали, кто на Север, кто в Курган. Так было. Но когда в чистом поле на окраине деревни, словно по волшебству, а на самом деле трудом людей возник современный агрокомплекс, люди стали возвращаться. В Мартыновке те же теплицы, то же хозяйство, только вполовину меньше — на 12,5 га площадей стоит один блок теплиц. А поскольку в деревне не наблюдается ни кинотеатров, ни домов культуры, ни спортзалов, руководство обустроило для своих работников просторные комнаты отдыха прямо на территории комбината. Вроде бы ничего особенного, и всё же: тут и большой плазменный экран, и удобные кресла и диваны, и настольный футбол-хоккей, и спортивный уголок с тренажёрами и ковриками для йоги. Хочешь — проведи тут обеденный час или отдохни и расслабься в технологический перерыв. Местные жители, конечно, такого не видели и не ожидали увидеть, о чём и написали в соцсетях в многочисленных хвалебных отзывах. Вроде малость по сравнению с объёмами и гектарами, но это — для людей.

Запуск «Мартыновского» как раз пришёлся на апрель — начало карантина. Как это повлияло на работу агрохолдинга и трёх его комбинатов? А почти никак. Санитарная обработка и тому подобные процедуры тут и так соблюдаются неукоснительно. Разве что развели потоки в столовых и душевых. Да Оксана Геннадьевна притормозила обязательные еженедельные поездки-инспекции по своим огромным хозяйствам с началом второй волны пандемии. А карантин… Так ведь — помните? — это живое производство. Огурцы подождать не могут, изоляция не для них. Они должны расти, и, значит, овощеводы должны ухаживать за ними. Непрерывно. Ещё весомее получается, если понимать, что речь идёт о стратегической отрасли народного хозяйства — сельском хозяйстве и важной его составляющей — растениеводстве. Мы как-то забываем о тех, от кого зависит наша жизнь в самом прямом смысле этого слова. Речь идёт — ни много ни мало — о продуктовой безопасности страны. Нашей продуктовой безопасности, которую обеспечивает нам развивающийся агрохолдинг «Чурилово». Первый и единственный в Челябинской области, первый и самый крупный в УрФО, один из лидеров России по эффективности производства здорового свежего витаминного овоща. Что это значит? А то, что в Чурилово умеют растить огурцы и томаты лучше всех во всей России.

Pin It on Pinterest

Share This