+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

Есть люди, которые умеют переизлучать время– они его как-то по-особенному воспринимают, и тогда время становится необычно емким. И есть люди, которые умеют переизлучать пространство, и тогда география района, города, области легко и красиво начинает вписываться в географию страны. Можно верить в это, можно не верить – каждый сам для себя делает этот выбор. Член Совета Европы, Председатель городской Думы Станислав Мошаров – верит. Хотя напрямую об этом мы с ним не говорили.

Станислав Мошаров

Станислав Иванович, мой первый вопрос абсолютно предсказуем, но все-таки я задам его. За кого голосовали на прошедших недавних выборах?
За Литовченко. Очень хочется, чтобы в Государственной Думе были настоящие хозяйственники. Анатолий Григорьевич как раз такой человек. И пробьет, и договорится, и сделает много полезного. Я три года бьюсь, чтобы в Ленинском районе построить парк, но у меня пока ничего не получается. Обращался к бывшим депутатам Госдумы, но никто ничего не сделал. А Литовченко, я уверен, и туда сходит, и сюда сходит, и деньги пробьет.

С какой скоростью вы едете по трассе?
Сто шестьдесят.

Если дорога вынуждает ехать со скоростью сто, что вы испытываете внутри?
(Смеется). Стараюсь не нервничать.

Вы же теперь Председатель городской Думы, а не Глава города, зачем вам переживать про парк?
Смешной вопрос задали. Вы думаете, оттого, что у меня поменялась должность, я должен меньше любить этот город?

Вы правда любите Челябинск?
Могу сказать искренне – да.

Какое место больше других?
У меня их несколько – в основном, они связаны с детством. Очень люблю Ленинский район, в котором вырос, иногда заезжаю туда, общаюсь с бывшими соседями. Они рассказывают многое, чего из кабинета не видно. Есть место на ЧТЗ, где я провел полжизни – Дворец Спорта ЧТЗ. И очень нравится район ЧПИ. Это три места, где душа отдыхает.

А парк Гагарина?
Это здорово, что у нас есть такой парк, но у меня много вопросов по комфортности пребывания в нем. Там нужно увеличивать парковки, потому что людям негде поставить автомобиль.

Когда вы были в нем в последний раз?
В прошлое воскресенье.

Я была там в девять утра, но вас не видела. Видела только, как утки дерутся в пруду.
(Смеется). По-взрослому? В девять утра мы с семьей в парк не ходим.

Вас удивляют странные вопросы?
Нет, я готов к любым. Мой младший сын недавно спросил: папа, а в этом году на празднике в честь дня города ты будешь работать или уже отдыхать?

И что вы ему ответили?
Конечно, работать.

Станислав Мошаров

Меня удивило, что на этом празднике вы всюду ходили с Евгением Ройзманом, главой Екатеринбурга.
Что тут удивительного? Мы пригласили ближайших соседей, чтобы они с нами отпраздновали, они откликнулись. У Ирека Ялалова, главы Уфы, были выборы, и он вместо себя прислал своего первого заместителя, а Женя сам приехал. По моим ощущениям, это был лучший день города. По настроению людей, по атмосфере, по отношению людей к празднику. Было много молодежи, все были с добрым настроем. За все годы, что я у власти, этот день города выделяю как лучший.

Однажды я видела вас на концерте Земфиры. Как вы там оказались?
Она мне очень нравится, все ее творчество с самой первой песни. Голос, манера двигаться, музыка.

Такая депрессивная?
Нисколько она не депрессивная. Я вырос на группе «Квин», и музыка Земфиры по энергетике для меня похожа.

Евгений Николаевич Тефтелев и вы – это тандем или вертикаль?
Сегодня тандем. Глава города – это самый главный человек в городе, но есть еще законодательное собрание, городская дума, и реально работающие депутаты, в отличие от предыдущего созыва. Предыдущий созыв, может, и хотел бы так же работать, но ему шанса не давали.

А этому кто дал?
Думаю, что сами себе дали. В этом созыве, с одной стороны, собрался опытный коллектив, а с другой – много молодых ребят, которые принесли в работу что-то новое. Ну и сам процесс выборов, когда ты выбираешься от района, после делегируешь в город, тоже накладывает хороший отпечаток на работу.

Вы когда-нибудь хвалите сам себя?
Редко. Чаще задаю себе вопрос: почему не получилось? Чего не хватило? Мне казалось, что у меня был какой-то шанс изменить город, а я этого не сделал.

Говорят, что смысл власти – в том, что она дает человеку достичь невозможного. Чего же вам не хватило, чтобы реализовать все задуманное в должности Главы города?
Понимания процессов, понимания характера работы. Иногда у нас просто не хватало возможностей что-то исправить. Такого точного понимания, как сегодня, в начале пути у меня не было. Помню, я разговаривал с Аркадием Михайловичем Чернецким, тогдашним главой Екатеринбурга, уважаемым человеком в сообществе глав городов. Мы начали спорить по какому-то вопросу, и он говорит: Стас, давай мы с тобой через пару лет поговорим на эту тему, потому что мне лично три года понадобилось, чтобы понять все процессы. Только сейчас я начинаю понимать, о чем он говорил. А тогда, в 2011 году, меня его слова удивили.

Почему?
Мне казалось, что я все понимаю, потому что пришел на эту должность с опытом руководителя. Но это была иллюзия. Оказалось, что политика и бизнес – это разные вещи. Цели разные, процессы для достижения целей тоже разные. Рамки жесткие. И там, и там борьба – и в бизнесе, и в политике, но в первом случае идет борьба за результат, а во втором – за власть. Если бы я понимал эти механизмы лет пять назад, я бы многое сделал по-другому.

Тогда почему, поняв это, вы не вышли из игры, не остановились, не сняли полномочия и не вернулись в бизнес?
Наверно, потому что были обязательства перед теми людьми, которые мне доверили. Но это во-вторых. А во-первых: я не привык бросать начатое.

Конечно, вы же хоккеист.
Бывший.

Бывших хоккеистов не бывает. Почему этот вид спорта такой популярный?
Мне кажется, что хоккей – это одна из немногих коллективных игр, которая срывает маски. Человек может что-то скрывать про себя в жизни, но через две-три тренировки про него все становится ясно.

Станислав Мошаров

В фильме «Человек, который изменил все» герой Бреда Питта произносит интересную фразу: в определенный момент жизни нам всем говорят: пора завязывать с детскими играми. Кому-то говорят в восемнадцать, кому-то в сорок. Мы только не знаем, когда это произойдет.
(Улыбается). Мне очень нравится этот фильм. Хорошо, что вы его вспомнили. Веришь ли ты в нашу затею? – вот главный вопрос, который на протяжении всего фильма задает Билли. В конце фильма, после блестящей победы, он говорит: я ненавижу проигрывать даже больше, чем люблю выигрывать.

Вы по-прежнему играете в хоккей?
Три раза в неделю.

Вы кто в команде?
Нападающий.

Когда выходите на лед, что ощущаете?
Свободу.

Самая большая ответственность в хоккее на ком?
На вратаре. Ошибку нападающего увидят пять человек, ошибку защитника – половина дворца, ошибку вратаря увидит весь дворец. Вратарь – это половина команды.

Ваш младший ребенок – вратарь. Вы и старший сын – нападающие. Для вас это конфликт?
Для меня да. Я не хотел, чтобы Данил был вратарем, но он меня победил. Хотя у меня много друзей – вратарей: Андрей Мезин, вратарь сборной Белоруссии, Коля Прохоркин, бывший вратарь «Трактора». С точки зрения игрока в поле, вратарь – это чародей, он на своей волне. Великий тренер Анатолий Тарасов говорил: трудно понять мальчика, который встает в рамку для того, чтобы в него бросали камнями. У полевых игроков есть мнение, что вратарь всю игру видит со стороны спины. Данилу было лет семь, когда я привел его на лед. Смотрю: он катается, катается и к воротам. Говорю тренеру: Костя, как только он еще раз туда встанет, палкой его гони. Но у нас не получилось отговорить его.

Когда я смотрела «Легенду 17», у меня градом катились слезы в двух эпизодах. А у вас?
Комок в горле был, когда Тарасову запретили ехать на игру в Монреаль, и он палкой во дворе чертил тактические схемы.

Вас тренировали в детстве, как в фильме?
По-разному нас тренировали. Однажды вся школа «Трактора», в которой я занимался, поехала в лагерь на Малом Сунукуле. Там был гимнастический городок, в котором наши тренеры решили в нас повоспитывать характер. Намешали шишек с грязью, и перед всей этой кучей поставили гимнастического коня. Мы должны были сделать кульбит, перепрыгнуть через коня и во все это упасть. Чем выше кульбит, тем больше брызг. Чем больше брызг, тем сильнее характер, – сказал тренер.

И вы не взбунтовались?
Никто не взбунтовался. Для нас тренер был царь и бог. Это сейчас игроки пытаются спорить, говорить, что к ним как-то не так относятся. Как не так? Тренер – это твой царь, который дает тебе работу, возможность заниматься любимым делом и еще платит за это хорошие деньги.

Как вы относитесь к тому, что команде «Трактор» выделили из резервного фонда двести миллионов рублей?
У финансистов нет такого понятия – резервный фонд. Есть доходы, есть дополнительные доходы, есть внебюджетный фонд. Сейчас много говорят о том, что надо финансировать команды. Мы тоже тратим муниципальные деньги на школы, чтобы наши пацаны не пропадали. Наверно, ни один другой город не содержит такое количество муниципальных школ: четыре хоккейные, все спортивные. В городах, где есть Роснефти, Газпромбанки, эти школы входят в состав клубов и финансируются ими. А мы своих ребятишек содержим сами. Сейчас выстроена такая система: мальчишки приходят в молодежную команду, после – в высшую хоккейную лигу, и потом попадают в «Трактор». И это гораздо дешевле, чем покупать игроков на стороне, как делают другие клубы. Быть «Трактору» или не быть, решать не надо. Команда, которая создавалась после войны нашими дедами, проросла в девяностые в безденежье, сейчас – лучшая лига, отличный дворец, стабильное финансирование.

Новый тренер команды «Трактор» – профессионал?
Да. Анвара Гатиятулина уважают игроки, слушают его. Валерия Константиновича Белоусова тоже слушали беспрекословно. У него всегда были любимчики, но это нормально воспринималось в команде, потому что в целом он был очень справедливым тренером.

У вас есть любимчики среди подчиненных?
Мне кажется, что у каждого руководителя они есть. Мне нравятся смелые люди, нравится, когда человек отстаивает свою точку зрения. Но я, наоборот, отношусь к «любимчикам» тщательнее и строже. Есть люди, к которым испытываешь симпатию как к человеку, с которыми приятно общаться, но если они тебя подводят, то они вдвойне виноваты.

Вы любите балет?
Кого?

Балет.
(Смеется). Вы так тихо спросили, что я не расслышал.

По воспоминаниям Татьяны Тарасовой, ее отец обожал балет, смотрел все постановки в Большом театре, и рассматривал сцену как поле для игры.
Великие люди умеют видеть параллели во всем. Мне было лет пятнадцать, когда Анатолий Владимирович Тарасов приехал к нам в Челябинск давать показательные уроки для наших тренеров. Показывал, как надо работать на льду, на земле. Сначала у нас была тренировка на льду, а потом мы поехали в парк Гагарина. Там, где сейчас стадион Елесиной, раньше был старенький футбольный стадион, и мы на нем под руководством Анатолия Владимировича начали делать достаточно оригинальное упражнение. Оно называлось «бить канадцев» – надо было разбежаться и со всей силы удариться плечом в сосну. Если шишки посыпались, упражнение у тебя получилось.

Каким он был, вы запомнили?
Он тогда уже не очень хорошо ходил, у него были больные ноги, на льду он присел на колени, и на коленях крутился, пока мы тренировались.

Станислав Мошаров

С кем еще из великих людей вы хотели бы познакомиться?
С Алексашкой Меньшиковым.

Неожиданный поворот. Вы шутите?
Нет, я серьезно. Очень хочется узнать, как там на самом деле было. Ближайший помощник Петра, ворюга несусветный, гуляка, разграбивший всю казну. Петр ему говорит: чтобы через два месяца флот был. И он ведь все выполнил. А это здание напротив Медного всадника? Дом для правительства построил гораздо скромнее, чем для себя самого. Васильевский остров по замыслу Петра должен быть изрезан каналами, как в Венеции, но Меньшиков про это «забыл», сделал по-своему, и согласился получить за это наказание. Все это мы знаем из истории, а как было на самом деле? В действительности часто не так, как на самом деле.

Все-таки вам нравятся бунтари, Станислав Иванович. Что-то такое в вас самом запрятано.
(Смеется). Хватит, Ирина Яновна, колоть меня.

Вам бабушка в детстве сказки читала?
Конечно. Мне обе бабушки читали сказки.

И какая была самой любимой?
«Жихарка».

Это которая про мальчика, которого хотела зажарить лиса, а мальчик попросил ее показать, как правильно свернуться калачиком?
Жихаркина ложечка лучше всех, у нее ручка точеная, золоченая. Мне нравилось, что мальчик оказался таким умным.

Вас часто удивляют люди?
В хорошем смысле?

Да.
Меня удивляет, когда второе впечатление оказывается лучше первого. Бывает, что с первого взгляда человек производит впечатление достаточно посредственного и некомпетентного, и вдруг после какого-то эпизода мое мнение о нем меняется. Для меня обычно достаточно трудно поменять первое впечатление, и когда это происходит, я искренне удивляюсь.

Как любой житель нашего города, я знаю, что вам принадлежит идея объединения городов и вы активно эту идею продвигаете. Когда это все решится, не думаете ли вы, что некоторые города совсем не захотят к нам присоединиться?
Это будет не присоединение, а объединение. Любое объединение предполагает совместное развитие, тем более, что каждый из муниципалитетов останется самостоятельным.Сегодня многие люди испытывают неудобства оттого, что живут в Копейке или Еманжелинске, а работают в Челябинске. Они не могут устроить детей в детский сад, не могут записать их в спортивные секции, просто потому что у них нет прописки. Им каждый раз приходится где-то с кем-то договариваться. Как только произойдет объединение, эта проблема исчезнет. Мы занимаемся этим уже почти три года, и только сейчас на эту тему заговорили на всероссийском уровне. Более того, наша программа вошла в антикризисный план правительства.

У вас покровитель в Москве?
Если скажете, кто, с удовольствием познакомлюсь.

Станислав Мошаров

Вы встречали в жизни людей, которые занимали высокие посты, и люди вокруг них вились роем, а потом, после разных перемен, про них забывали?
Сплошь и рядом. На прошлой неделе мы прощались с легендарным тренером Петром Васильевичем Дубровиным, создателем школы «Трактор», воспитавшим много талантливых хоккеистов. Раньше он был очень востребован, был лучшим тренером молодежной команды, но в последнее время выпал из системы, хотя профессию не бросил. Мы много общались в последние годы, помогали создавать ему условия для работы. Среди его воспитанников Сергей Макаров, Сергей Стариков. Они живут сейчас в Москве, в Америке. К сожалению, ни один из них не приехал.

Вам снятся сны, в которых вы другой?
Мне снятся повторяющиеся сны, которые уже когда-то снились. Один сон связан со спортом, а другой с институтской жизнью. В сне про спорт меня отправляют играть против родной команды, я играю и выигрываю.

Вы драться умеете?
Да.

Когда последний раз возникало желание кому-нибудь «дать»?
(Смеется). Последние пять лет регулярно.

И как справлялись?
С трудом. В детстве мне этого хватило.

Такая богатая у вас жизнь, посмотрите. Люди, планы, поездки, идеи, мечты, хоккей, уважение общества, признание людей. Для вас это важно?
Думаю, что для любого человека важно признание, мы же все живем в обществе. Вот вы спросили в самом начале нашего разговора, хвалю ли я себя. Я не хвалю, но иногда задумываюсь о том, насколько много я узнал благодаря встречам с разными людьми, насколько расширил свой кругозор благодаря общению с ними. Мне ведь по долгу службы приходится общаться с людьми разных профессий: это и спортсмены, и политики. Когда-то я смотрел на Вячеслава Фетисова и наслаждался его игрой, а потом узнал его как человека, который облечен властью, узнал его видение жизни, его понимание, его поступки. Мы часто общаемся с ним, когда я бываю в Совете Федерации.

Получается, что хоккей красной ниточкой идет через вашу жизнь?
Получается, что так. Есть много высокопоставленных людей, с которыми мне интересно общаться. Например, председатель комитета Госдумы Виктор Борисович Кидяев. Очень давнее общение у нас с председателем комитета Совета Федерации Дмитрием Азаровым. Мы познакомились, когда он был главой Самары, вместе с ним вводили новую систему. Давно знаком с главой Уфы Иреком Ялаловым. Мне очень нравится, какой порядок он навел в городе, но на это ему потребовалось десять лет. Хорошие отношения с главой Грозного Аланом Динаевым.

Задумывались когда-нибудь, почему вам нравятся именно эти люди?
Нет, никогда. Как вы можете объяснить, почему вам один человек нравится, а другой нет? Как под это подвести логику? Если еще и под это подводить логику, как жить-то? Жить надо ощущениями.

Как вы строите отношения с ними?
У нас есть много общего для работы – площадка союза российских городов. Во-вторых, мы всегда стараемся помогать друг другу.

Вы любите стихи?
Люблю. Часто читаю.

Какого поэта?
Все очень просто…

Пушкина?
Да.

Это наоборот очень сложно. Пушкина редко кто перечитывает. Какое стихотворение особенное для вас?
Я вас любил. Любовь еще быть может в душе моей угасла не совсем…

Станислав Мошаров

И после этого вы будете мне рассказывать, что научились прятать эмоции? Вы кефир любите?
(Смеется). У вас такие переходы плавные. Люблю. С сахаром. Папа в детстве каждый вечер перед сном мне его давал.

А сейчас?
А сейчас папа следит за внуками. Сегодня звоню ему: игра будет в «Юности», пойдешь на Дениса смотреть? Он отвечает: конечно, пойду. Говорю: заехать за тобой? Он: сам доберусь. Без папиных советов по-прежнему никуда. У него интересная судьба – в пятидесятые годы приехал из деревни с мечтой летать, поступил в летное училище, но через год его отчислили, потому что он скрыл, что сын врага народа. Его отец, мой дед, был председателем колхоза, и в тридцать седьмом его арестовали и дали десять лет. Папа ушел из летного и поступил в ЧИМЭСХ.

А с братом – близнецом у вас близкие отношения?
С братом -«близнецом» у меня разница в шесть лет. Да, отношения у нас очень доверительные, так повелось с детства. Костя в подростковом возрасте пережил сильный стресс и поэтому слишком рано позврослел. Так случилось, что он был в том поезде «Новосибирск – Адлер», который попал в эту ужасную Ашинскую катастрофу. Они с одноклассниками поехали на сбор урожая, это было поощрение, причем, его туда не хотели брать, а я приложил к этому руку. Директор школы, Антонина Павловна, была моим классным руководителем, и я уговорил ее взять в поездку Костю. Брат никогда об этом не вспоминает.

Почему же вы вспомнили?
Я об этом всегда помню.

В жизни есть вещи, которые забыть невозможно?
Наверно… Когда я был маленьким, к нам домой однажды привезли целый грузовик мандаринов. Мама работала заведующей женской консультацией и всю свою врачебную практику посвящала женщинам, страдающим от бесплодия. Мама даже вела альбом ребятишек, которые появились на свет благодаря ее участию. Грузовик с мандаринами был благодарностью от жителя кавказской республики. Помню, мы вышли всей семьей во двор, папа собрал нам небольшой пакет этого чуда, а остальное отвез в детский дом.

Вот это история! Такая мама? А вы сидите здесь, председатель городской думы, тоска зеленая.
(Смеется). Действительно тоска зеленая.

Если вдруг откроются новые двери, вы готовы?
Готов.

Pin It on Pinterest

Share This