Несколько лет назад одна моя знакомая, сотрудник компании, созданной Алишахом Бейтуллаевичем Сулеймановым, в случайном разговоре про руководителей, обронила фразу: наш шеф – человек с большой буквы. Я тогда подумала: какой штамп, но почему-то эти ее слова остались в памяти. Желание познакомиться лично у меня возникло спонтанно и в то же время осознанно. На протяжении многих лет этот человек, родившийся и выросший в Азербайджане, именно в нашем городе делает большое, доброе и в прямом смысле этого слова – вкусное – дело. Слишком часто в последнее время я стала слышать об энергетических способностях этой великой нации, о магии самого Азербайджана, и каждый раз ловила себя на ощущении, что в эти секунды на сердце становится тепло. Я позвонила Алишаху Бейтуллаевичу и попросила уделить мне два часа его времени. Он согласился без особых уговоров, сказал, что уважает мой труд и пригласил в гости на кондитерскую фабрику «Колос», соучредителем которой он является.
Алишах СулеймановАлишах Бейтуллаевич, скажу вам честно: такой чистоты я еще не видела ни на одной фабрике. Вы асфальт с мылом моете?
А как по-другому? Нет порядка – нет дисциплины.
В вашем доме такая же чистота?
Конечно. Если я проведу рукой по подоконнику и увижу пылинку, жена знает, что за этим последует.
А что за этим последует?
(Улыбается). Моя жена такая чистюля, что подобных ситуаций не возникает. Вы когда-нибудь были в Азербайджане?
Еще нет.
Приезжайте и посмотрите, какой в наших домах порядок. Богато люди живут или не очень, порядок везде одинаковый. Особенно если мы готовимся к приезду гостей. Гостям мы всегда рады.
Я знаю, что национальным героем Азербайджана среди наших современников был и остается Гейдар Алиев.
Это так. Мудрейший был человек, большая личность. В Азербайджане в каждом городе установлены его памятники. Еще у нас очень уважают Муслима Магомаева.
Если бы у вас была возможность поговорить с Муслимом Магомаевым, о чем бы вы его спросили?
Сразу бы спросил: где ты познакомился с такой красивой женщиной Тамарой Синявской? Как тебе это удалось?
Вам нравятся его песни?
Конечно.
Самая любимая, наверно, ты – моя мелодия?
Нет, про Азербайджан. Земля моей любви.
Моя бабушка в тридцатых годах прошлого века маленькой девочкой два года жила у тети в Баку.
Землячка.
И она рассказывала мне, что когда они с тетей гуляли по набережной, она всегда загадывала там желание.
Три раза в году я бываю в Баку, и нет такого дня, чтобы я не побывал на набережной. Каждый день, иногда и по два раза я туда прихожу. Занимаюсь спортом, бегаю, гуляю.
Набережная обладает мистической силой?
Да.
Вы тоже загадываете там желание?
Да.
Глядя на корабли или на воду?
На воду.
Почему вас так любят ваши сотрудники?
Потому что я честный и добрый.
Ну правда?
Серьезно. Люблю правду. Не обманываю никого.
Мы с вами живем в мире, где огромное количество людей обманывают.
Но это не мое. Мой первый вопрос, когда я людей принимаю на работу, заключается только в одном: без обмана. Не обманываешь – не воруешь.
А вы в курсе, что ваши сотрудницы вас ревнуют друг к другу?
Этого не может быть, я не даю повода для ревности. Я всех люблю по заслугам. Кто хорошо работает, тех уважаю и люблю больше. У меня нет механизма сплетен, мне не надо ничего рассказывать, я сам все вижу. Если вдруг что-то сразу не увижу, все потом прояснится. Как говорил мой дедушка: воровству, обману и проституции сорок дней срока. Через сорок дней все всегда проясняется. Это жизнь.
И если вдруг проясняется обман?
Отстраняюсь от этого человека навсегда.
И не мстите потом?
Нет, я не злой человек. Обманул и обманул – ему же с этим потом жить, не мне.
Перед тем, как начать новое направление в бизнесе, вы видите сны?
Нет, перед тем, как начать новый бизнес, я много читаю. Вот сейчас мы занялись сельским хозяйством, и я с головой погрузился в эту тему. Перед вашим приходом успел прочитать большое интервью с Еленой Скрынник, бывшим министром сельского хозяйства. Много интересного для себя узнал. Сначала сам все обдумаю, потом видение появляется, а потом буду обсуждать с сотрудниками. Без обсуждения с ними я не принимаю таких решений.
Она, кстати, из Коркино, врач по образованию.
Впервые слышу.
Вы чистокровный азербайджанец?
Да. И папа, и мама.
Есть разница в ментальности между русским народом и азербайджанским?
Нет, никакой. Мы же советские люди. Разница есть только в традициях, которые мы сохраняем в своих семьях.
Какие три традиции для вас самые ценные?
Уважение к старшим. Уважение к родителям. Уважение к родине. Если человек уважает старших, он уважает своих родителей. Если человек уважает своих родителей, он уважает свой род, свою родину. Эти три вещи неразделимы.
Вы интересовались своей родословной?
Да, мне это очень интересно. Родители моей мамы жили в Баку, но в тридцатые годы им пришлось оттуда уехать в сельскую местность, в Сабиробадский район, потому что в Баку начались хулиганства, и оставаться в городе было очень опасно. Маме моей было тринадцать лет, когда они переехали. В Баку они никогда не вернулись, а я сразу же после школы поехал учиться в Бакинский строительный институт.
Как же вы оказались в Челябинске?
По направлению. В 1985 году. В Баку оставили только трех выпускников, которые окончили институт с красным дипломом, а всех остальных распределили по России. Тогда же был четкий порядок: три года ты должен был отработать по направлению как молодой специалист.
А что ж вы с красным дипломом не окончили?
А у меня не было такой цели. Я не хотел оставаться в институте и поступать в аспирантуру, я сразу же хотел заниматься стройкой. Приехал в Челябинск и начал работать в стройтресте под управлением Антоненко, на улице Свободы, 141. Наше управление называлось «Спецмонтаж», мы ездили в командировки по всей России, строили энергоблоки.
И как же в вашей жизни возникло печенье?
(Смеется). А я устал от строительства! Работал мастером, потом прорабом, дошел до главного инженера и резко бросил. Устал. Это был 1995 год. Пошел работать грузчиком на рынок.
Ну правда?
Правда. На рынок в Ленинском районе. Там познакомился со своей Светланой.
А она что там делала?
Работала продавцом.
Чем она вас зацепила, вы помните?
Конечно. Она отказалась со мной разговаривать.
Умно.
(Смеется). И во второй раз, когда я подошел к ней, она тоже прогнала меня. На третий раз я пришел к ней с шампанским.
Вы любите море?
Ненавижу. Для меня там шумно, грязно, суета большая. Я люблю, когда спокойно, тишину люблю, порядок – лес, горы. Когда приезжаю в Кисловодск или на Алтай, обязательно поднимаюсь в горы. Или у себя в Азербайджане люблю бывать там, где начинаются горы Кавказа.
У вас были близкие отношения с вашей мамой?
Очень.
Можете вспомнить какой-нибудь общий секрет?
Один помню: в советское время в Азербайджане основной работой для женщин был сбор хлопка и зерна. Мама собирала хлопок. У нее были такие большие золотые серьги – кольца, так модно было, и чтобы их не потерять в поле, она проколола мне уши и повесила свои серьги. Мне было года четыре, и все спрашивали, почему у меня в ушах кольца, а мама смеялась и говорила, что она так специально придумала.
Вы любите золото?
Очень. Я считаю, что каждая женщина должна носить золотые украшения. Это нежность, красота, защита, сила, волшебство. Я и жене, и трем своим дочкам всегда дарю золото, на каждое событие. Сын подрастет, и ему куплю что-нибудь золотое.
Как звали вашу маму?
Мино.
Вы на нее похожи?
Нет, я на папу похож.
Сколько у нее было детей?
Семеро. Я пятый.
Вы были любимчиком?
Нет, мама больше любила дочерей, а я из-за этого на нее всегда обижался. Мама говорила: ты мужчина, сам справишься, а дочерям надо помогать.
Как она называла вас?
Али. Это святое имя по вере.
Вы единственный из всех детей уехали из Азербайджана?
Я бы не уехал, если бы папа меня не попросил. Мой папа воевал на войне, 900 дней блокады был в Ленинграде, войну закончил в Чехии. Три ранения, много медалей, орден. В Ленинграде он познакомился с русской женщиной Екатериной, влюбился в нее, они очень поддержали друг друга. Папа отдавал ее семье армейский паек, иначе бы они не выжили, голод был страшный. После войны он женился на этой женщине и забрал ее в Азербайджан. И вскоре женился на моей маме. Женщин после войны было много, мужчин мало, и по негласному закону можно было жениться на второй жене. Папе пришлось жениться на моей маме. Екатерина не простила этого, не поняла, и уехала обратно в Ленинград, оставив маленького сына. Папа всю жизнь любил ее, но больше никогда не видел. Когда я вырос, он сказал мне: ты должен найти эту женщину и уважать ее. В память о своей любви папа решил, что один из его сыновей должен жить в России, и выбрал меня.
Вы не пытались найти эту женщину?
Пытался. Два года назад я отправил запрос в Питер, и мне ответили, что под именем Екатерина Гордеева в этом городе зарегистрированы семьдесят две женщины. Мне не уточнили, живые они или нет, но сказали, что им всем примерно по девяносто лет. Я не знал, как быть дальше, потому что кроме имени и фамилии папа ничего про нее не рассказывал. А мне хотелось увидеть ее, привезти в Баку, познакомить со своими братьями и сестрами. Не получилось. Грустная история?
Грустная.
Папа помнил ее до конца жизни. Думаю, что и в России было такое, и везде. Просто это не придавалось огласке. Все время, когда бываю в Питере, считаю его своей второй родиной. Я видел, как сильно отец любил эту женщину и как скучал по ней всю жизнь, до самого конца.
Вы верите в любовь?
Ну а как без любви-то? Ты что? Везде должна быть любовь: на работе, дома, везде. Как можно не любить свой коллектив и хотеть, чтобы они честно работали? Как можно не любить своих детей и требовать, чтобы они уважали тебя?
А печенье вы любите?
(Смеется). У меня уже от него аллергия!
Как же вы делаете его таким вкусным?
Вам нравится? Спасибо. Мы стараемся. География поставок настолько широка, что для меня важнее важного качество нашей продукции. Мы поставляем её по России, в Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Беларусь, Монголию, и даже в Донецкую республику, куда раньше отправляли гуманитарную помощь. Вся наша продукция соответствует требованиям системы качества и безопасности, основанной на принципах HASSP. Сейчас покажу вам новую линию, мы совсем недавно закупили ее в Швейцарии. У нас вообще вся фабрика оборудована техникой ведущих европейских производителей.
У вас есть правила, которые вы соблюдаете в жизни и не нарушаете никогда?
Кто скажет: я никогда ничего не нарушаю, тот обманщик. Мы все нарушаем правила в разумных пределах.
В начале нашей беседы вы сказали мне, что вам понравилось интервью с Еленой Скрынник. О чем бы вам было интересно с ней поговорить?
Про сельское хозяйство, про аграрий. Она опытная женщина, специалист, профессионал.
Сейчас нескромный вопрос задам. Кто больше интересен: она или Тамара Синявская?
(Смеется). Меня больше тянет к сельскому хозяйству, чем к музыке. Я же не профессионал в музыке, о чем бы я разговаривал с Синявской? Она очень красивая женщина, как и Анна Нетребко, которая тоже вышла замуж за азербайджанца. Юсиф Эйвазов – наш знаменитый оперный певец. Мне всегда нравилась Нетребко, а когда она вышла замуж за Юсифа, я еще больше ее зауважал.
Вам нравится опера?
Очень. Когда есть возможность, всегда смотрю.
В театре?
Нет, по телевизору. Когда мне по театрам ходить? Я по колхозам езжу!
И в караоке не поете?
Нет, это не мое.
И спорт не ваш?
Почему? Спорт мой. Формула 1, футбол, хоккей, снукер, плаванье.
Что вас там привлекает?
Энергия. Здоровье. Я каждый день хожу по десять километров, у меня есть своя дорожка в парке Гагарина. Иду до плотины, потом ухожу в лес и долго иду по лесу. Там классно.
Сосна или береза?
Сосна.
Вы умеете колдовать?
(Улыбается). Нет, я умею работать.
В Челябинске есть азербайджанская диаспора?
Есть, но я не дружу с ними. Пытался, но не получилось. Они не слушают меня.
Назовите, пожалуйста, три особенности вашей национальности.
Очень гостеприимный народ. Не скажу, что слишком работящий. Очень любят свои семьи. Может быть, в этом даже их беда, но они до конца жизни хотят помогать своим ребятишкам. С одной стороны, я против этого, но с другой понимаю, что это свойство всех азербайджанцев.
Почему беда?
Потому что какой-то период жизни человек должен выделить для себя, а так не получается. В моей голове всегда работа и всегда беспокойство за моих детей. Не проконтролировал ребенка — уже ребенок не твой. На днях я объяснял своей дочери, что время, которое она тратит на переписку с подружками, она должна посвящать книгам.
Как часто вы задаетесь вопросом о том, что вы живете для своей семьи, для своего бизнеса, для своих сотрудников, и совсем мало для себя?
Все время понимаю это. Я работаю и в субботу и воскресенье, ну разве это хорошо? Думаю, что нехорошо. Молодым специалистом я работал двадцать четыре часа в сутки, спал в конторе по два часа. Вряд ли у меня получилось бы жить по-другому, но иногда меня огорчает, что совсем мало времени для себя лично.
Вам не бывает страшно?
Бывает.
Как вы выходите из этого состояния?
Сижу. Думаю. Постепенно выхожу. Понимаете, я и сегодня готов пойти грузчиком, я этого не боюсь, но очень хочется идти вперед и не возвращаться назад. А у нас вся жизнь такая: подъем – спуск, подъем – спуск. Мы от этого никуда не денемся. Страшно зарабатывать себе болезни, хочется подольше жить.
Древним арабам принадлежит афоризм: человек боится времени, а время боится пирамид. Наверно, они уже тогда знали, что времени не существует?
Мы думаем, что контролируем время, на самом деле – мы контролируем самих себя.
Мне иногда кажется, что в нашей стране не нужны люди, которые создают новые рабочие места, которые умеют работать и которые умеют повести за собой людей.
Так и есть. Страшно, когда людьми управляют непрофессионалы.
На днях я разговаривала с Вадимом Павловичем Соловьевым, первым губернатором Челябинской области, и он рассказал мне, что одними из главных принципов, по которым он собирал свою команду, были профессионализм и надежность этих людей. Он сказал, что можно идти вперед, когда в твоей команде грамотные и проверенные годами люди.
Очень уважаю этого человека! Согласен с ним. В команде не может быть случайных людей. Умение собирать вокруг себя профессионалов – это важное умение. Если руководитель не боится сотрудников, у которых есть чему поучиться, это уже профессионализм. Это мудрость. Это выигрыш.
Такая мудрость – врожденное качество?
Конечно. Такому нельзя научиться.
Тогда у меня последний вопрос. Какой должна быть женщина, чтобы вы назвали ее мудрой?
Такой, как моя жена. Моя мама была слишком темпераментной, устраивала папе скандалы, а вот моя Светлана – женщина мудрая. Никаких истерик, спокойное отношение к своим ребятишкам, к людям вокруг, к сотрудникам. На днях мы с ней поспорили, но она мне уступила, согласилась со мной. Она хотела отдать нашу младшую дочку Софию в детский сад, но я был против. У нас уже был опыт с Дашей, мне хватило, чтобы понять, что система детского сада для воспитания моих детей не подходит. Никакого эффекта от детского сада я не увидел. Нет там никакого порядка. А для меня важен порядок во всем. Порядок и чистота.
Признаюсь вам: я впервые разговаривала с человеком, который говорит так мало и отвечает так кратко.
Ну а к чему разводить демагогию? Вы спрашиваете – я отвечаю. Все честно. За человека говорят его поступки, а не слова.
Каждый, кто соприкасался с Алишахом Сулеймановым, рассказывают о его редкой для нашего времени способности творить добро молча. Десять лет назад на своей родине он построил летний дворец и ресторан. Его земляки почтительно называют его господин Алишах. «Сделал добро и убегай», – гласит древняя мусульманская мудрость. Согласно этому закону живет этот удивительный человек, рожденный в стране высоких гор, горячего хлеба и залитых солнцем фруктов. К дню рождения Алишаха Бейтуллаевича его любимые сотрудники подготовили необычный подарок – эксклюзивный нож для бумаг, украшенный кусочком метеорита, который упал на нашу область три года назад и сделал нас знаменитыми на весь мир. Те, кто помнят свою родину, чтят своих земляков и свои традиции, и так же любят страну, в которой живут сейчас, – именно такие люди объединяют наши страны.