Это эксперимент, ставший новой рубрикой. Здесь дети встречаются со взрослыми, чтобы поговорить на равных. Первыми героями такой встречи стали уполномоченная по правам ребенка в Челябинской области Ирина Буторина и ученица 6 класса школы №4 в городе Копейске Аня Фрик.
Аня Фрик и Ирина БуторинаА.Ф: Ирина Вячеславовна, что для вас было детство?
И.Б: О, это самое яркое воспоминание. Это зима, коньки, снежки, царь горы. Детство – это семейный новый год, который мы встречали всегда вместе. Это период жизни, которым ты наслаждаешься, потому что у тебя нет больших забот.
А.Ф: Вы популярны были в школе, у вас много было друзей там?
И.Б: У меня, видимо, с детства есть представление о том, что много друзей быть не может, может быть много приятелей и приятельниц. Конечно, мы общались всей школой, но подруг у меня было две. Насчет популярности – я относилась к категории, не знаю, как сейчас она называется, но у нас это была категория ботаников. Я с пятого класса занималась школьным музеем и разными научными работами.
А.Ф: А за двойки вас родители ругали?
И.Б: У меня были двойки и тройки, были даже единицы, но мои родители всегда с пониманием относились к этому. Мы всегда вместе пытались выяснить, почему возникли такие оценки, чтобы исправить их. Класса с седьмого я стала «хорошисткой» и закончила школу с золотой медалью.
А.Ф: Вы попадали в нелепые ситуации?
И.Б: Интересный вопрос. Расскажу один случай. Для меня это была большая нелепость. У меня плохое зрение, и в школе я стеснялась носить очки. Один раз пошла без них, такая модная вся. В результате промахнулась со школой, зашла не туда. Глупая была, сейчас-то я понимаю, что не надо было этого делать. Теперь стараюсь продумывать все наперед. Я очень мнительный человек, склонный переживать из-за промахов. Поэтому для меня лучше все четко спланировать, чтобы не оказаться в нелепой ситуации.
А.Ф: Вы обзывались в школе или вас больше обзывали?
И.Б: В любой школе у ребят есть клички, которые образуются от фамилии или из-за поведения. Учитывая, что я была из разряда заучек, то с этим у меня и была связана кличка. Пару раз могли меня ботаничкой назвать. Но в целом у нас был дружный класс, и мы обращались друг к другу по именам. Разные производные от имен или обидные прозвища противоречат моим представлениям о правильных и дружных взаимотношениях. Не нужно ранить людей обидными прозвищами. И сейчас, встречаясь со школьниками, я призываю их быть добрее.
А.Ф: А если все-таки обзывают, как лучше себя повести? Лучше промолчать или ответить?
И.Б: Скажу не как уполномоченная, а как простой человек: молчать не самая правильная позиция. Лучше показать, что тебе все равно. Главное, не подать виду, что тебя это задевает. Лучше по-хорошему и с улыбкой объяснить – да, это сложно! – но нужно хотя бы попытаться сказать: давай не будем ссориться, а будем дружить.
А.Ф: Какое у вас было хобби в детстве?
И.Б: Я собирала обертки от шоколадных конфет. Считала себя крутым коллекционером.
А.Ф: А сейчас есть хобби?
И.Б: У меня есть два любимых занятия – читать хорошие книги и вместе с ребенком собирать лего и пазлы.
А.Ф: Я тоже пазлы собираю.
И.Б: Отлично! А после того, как соберешь – разбираешь?
А.Ф: Нет, я их склеиваю и на стену вешаю.
И.Б: Я тоже недавно попробовала склеить, но у меня не получилось. Ровно не приклеивается и все! Какие-то белые пробелы получаются.
А.Ф: А в музыкальной школе или в спортивных секциях вы занимались?
И.Б: Музыкальная школа, как оказалось, совсем не мое. Я в классе пятом попыталась спеть в хоре, но меня попросили не мучить больше никого. Я занималась плаванием, но ради удовольствия, а не ради спортивных достижений.
А.Ф: Я вот сейчас хожу в музыкальную школу, а девочки мне некоторые говорят: «Зачем ты на футбол пришла»? Я просто на футбол еще хожу. Но мне для души хочется играть в футбол!
И.Б: Так это же отличное решение. Это тебя характеризует как индивидуальность. Ты, не как все девочки, ходишь на художественную гимнастику или фигурное катание, а выбираешь футбол. У тебя получается?
А.Ф: Да, я нападающий.
И.Б: А по тебе не скажешь (смеется). Я думаю, ты еще покажешь фору всем мальчишкам.
А.Ф: В субботу мы едем на соревнования. Мы уже ездили один раз. Нас было пять команд, и мы стали первыми.
И.Б: У вас девчачья команда?
А.Ф: Да, сначала у нас мальчики должны были ходить, но потом они перестали играть. Тогда позвали девочек, чтобы мы играли. А мы даже лучше играем, чем они.
И.Б: Кстати, женский футбол очень популярный вид спорта.
А.Ф: А со скольки лет вы начали работать и зарабатывать деньги?
И.Б: Неофициально подрабатывала лет с шестнадцати, а трудоустроилась, когда поступила в университет. Это было уже в восемнадцать. Тогда я понимала, что нужно помогать родителям, поэтому во время обучения устроилась в детский сад. А на четвертом курсе я пошла работать по своей специальности в Министерство социальных отношений.
А.Ф: А как вы думаете, ребенок в несовершеннолетнем возрасте должен работать? Раздавать объявления, чтобы деньги зарабатывать?
И.Б: Это должно исходить от желания ребенка. Формулировка «должен» не совсем верная. Если есть у ребенка желание самому заработать на какие-то расходы, чтобы не просить денег у родителей, то почему нет? С точки зрения законодательства это не запрещено, и с определенного возраста ребенок может выполнять какую-то работу. Но заставлять его нельзя. Все зависит от приоритетов. Для одного важно поиграть в компьютерную игру, а для другого – заработать себе на мороженое.
А.Ф: А вы много обманывали других людей?
И.Б: Ну… было дело. Не скрою. Но это скорее не обман, это когда ты не договариваешь какие-то моменты. Я стараюсь быть максимально честной и не лукавить.
А.Ф: Тогда у меня такой к вам вопрос: почему бывают дети-сироты?
И.Б: Из-за того, что их родители не готовы быть родителями. Они не умеют ими быть. Может, какие-то инстинкты у них не сработали, и эти люди не смогли взять на себя ту ответственность и ту роль, которая была на них возложена. К огромному сожалению, большинство детей сегодня становится сиротами при живых родителях.
А.Ф: Какой у вас был любимый предмет в школе?
И.Б: Наверное, русский язык и литература.
А.Ф: А как звали учителя, помните?
И.Б: Анжелика Юрьевна Никитина. Я очень многих учителей по имени и отчеству помню, с некоторыми мы до сих пор созваниваемся и общаемся.
А.Ф: Если бы у вас появился шанс исправить свои ошибки в прошлом, какие ошибки вы бы исправили?
И.Б: Подожди, Аня, вопрос поставил меня в тупик. В один момент я забросила занятия в музее и занятия спортом тоже забросила, вот это я бы исправила. Если говорить о личностных отношениях, то я доброжелательный человек. У меня в жизни не было серьезных конфликтов. Слава богу, я ни с кем не ссорилась.
А.Ф: Вы сказали, что у вас было две подруги, а с ними-то ссорились? И кто у вас делал первый шаг к миру?
И.Б: Мы часто спорили, потому что во многом не сходились во мнениях. У нас были разные интересы, несмотря на дружбу. А на примирение мы шли в равной степени. Мы и сейчас общаемся и можем поспорить. Моих подруг зовут Олеся и Люда.
А.Ф: А как вы вели себя на первом свидании?
И.Б: Я жутко смущалась и очень стеснялась. Мне казалось, что я все делала не так. Кажется, у меня больше воспоминаний не от самого свидания, а от подготовки к нему. Я начала готовиться за две недели. Вот как договорились о свидании, так я и начала подбирать себе платье, прическу. В жизни я никогда так не одевалась и не прихорашивалась!
А.Ф: У меня больше нету вопросов.
И.Б: Ладно, Анечка, хочешь я дам свою визитку? Держи. Если будут незаслуженно ставить двойки — звони!