У психологов есть такое определение – «выученная беспомощность», противоположность самостоятельности. Чрезмерная родительская любовь или слишком жесткое воспитание могут «выучить» в человеке беспомощность. По данным, полученным на кафедре психологии ЧелГУ, в обществе от 15 до 30% таких людей. И примерно то же число людей, способных принимать и отстаивать свои решения. Среди студентов – психологов ЧелГУ преобладает вторая категория.
«…когда я сюда пришла, это была новая кафедра, где все начиналось с нуля. и было всего два кандидата наук вместе со мной. и мне как руководителю нужно было определиться с приоритетами. и я решила, что приоритетом в работе кафедры должна быть именно наука. а наука уже даст профессиональный уровень преподавателей, способных передать студентам современный объем знаний и современное видение предмета. Несколько лет было потрачено на то, чтобы научить людей заниматься наукой. Первые годы я сокрушалась, что просто нет нужных нам специалистов, а меня утешали: скоро вырастут свои… Теперь ученые степени имеет 70% наших преподавателей. На фоне системного кризиса в высшем образовании, когда государство сокращает количество бюджетных мест, а количество внебюджетных сокращает демографическая проблема, я для себя вижу главную задачу именно в подготовке и удержании молодых ученых в науке.
научные приоритеты приносят свои результаты: несмотря на демографическую «яму» последних лет мы успешно набираем студентов. а нас выбирают самые сильные выпускники, при том, что конкуренции достаточно. Теперь наша квалификация работает на нас: мы выигрываем гранты, в том числе и в рамках федеральной целевой программы на исследования, имеющие социальную значимость. Одно из них – «личностные предпосылки успешности профессиональной деятельности молодых научно-педагогических работников». самостоятельность является предпосылкой успешности молодых ученых. ведем исследования и в другом направлении – личностной беспомощности.
мы не можем сидеть и ждать, когда наше государство начнет выделять деньги для достойного уровня работы и жизни ученых. Пока материальной мотивации нет, мы должны опираться на нечто другое – на преобладающую внутреннюю мотивацию. мы должны брать в науку людей, которые чувствуют что это – их призвание. моя мечта как преподавателя – работать с такими изначально мотивированными студентами. а мой личный мотив – сохранять и поддерживать традиции российской науки.
мы готовим психологов для бизнеса, в современных компаниях очень востребованы специалисты по мотивации труда, подбору и оценке персонала. мне хотелось найти такую нишу, чтобы получившие у нас специальность ребята не сталкивались с низкой оплатой в профессии, как например, школьные психологи. Юридическая психология, являющаяся другим нашим направлением подготовки специалистов, востребована в силовых структурах – в полиции, прокуратурах и службах исполнения наказаний, тюрьмах, колониях. в такие органы отбор как в космонавты, и мы сразу ориентируем своих абитуриентов на то, что это служба в погонах, хотя большая часть наших студентов – девушки.
По моему глубокому убеждению, студент должен приходить в вуз изначально мотивированным, должно быть совпадение перспектив, которые даст профессия, и личных жизненных планов ребят. если такого совпадения нет, успеха не будет. самая эффективная мотивация – это когда ее не нужно искусственно создавать, когда жизненные планы людей совпадают с целями предприятия. Университет выращивает не только специалистов для работы в какой-то сфере, но и будущих ученых. и новые научные кадры мы черпаем из наших же выпускников. У нас нет необходимости в специалистах того же мГУ, меня вполне устраивают наши выпускники. Так что выучиваем мы точно не беспомощность, хотя мы ее изучаем.
Циринг Диана Александровна, заведующая кафедрой психологии, доктор психологических наук