Василий Бучельников «прицелился» к Челябинску вместе с большой группой выпускников столичных вузов в начале 70-х, когда их направили в ЧелГУ по целевому распределению. Они и привезли традиции лучших отечественных научных школ. За прожитые вместе с университетом 30 лет Василий Бучельников стал доктором наук, профессором и основателем собственной научной школы. А Челябинский университет стал научной площадкой для его исследований, которые оценены в мировом физическом научном сообществе. Тому подтверждения – гранты Фонда Сороса и звание Соросовского профессора.
«… в аспирантуру мгу в тот год был очень высокий конкурс, а у меня было две четверки. и мне предложили взять целевое распределение в Челябинск, работать здесь, и продолжить учебу в аспирантуре мГУ. выбора не было: выпускник классического университета, я выбрал классический университет. Классический вуз – само по себе преимущество, и за прошедшие тридцать лет я в этом убедился. изначально сюда были приглашены выпускники лучших классических университетов страны, хотя, возможно, стоило приглашать сразу школы, а не отдельных специалистов. Но на нашей кафедре такая школа была и есть – будем называть ее «физическое материаловедение», основал ее профессор Клещев. свою дипломную работу на физфаке мГУ я делал в школе учеников академика ландау. Поэтому я относил себя к этой школе, но теперь могу сказать, что нынче здесь у меня своя школа. мои ученики работают рядом со мной, это заведующий кафедрой на факультете профессор Бычков, декан факультета доцент Таскаев, и другие преподаватели факультета.
я бы не назвал наш университет ни региональным, и тем более провинциальным. Наашу физическую школу хорошо знают и в стране, и за рубежом.
существует индекс цитируемости, индекс хирша, который определяет уровень узнаваемости ученого и частоту упоминаний его исследований. считается, что если индекс больше десяти, то это высокий уровень. У меня эта цифра равна 13. существует международный рейтинг и для университетов, в который мы не входим. Но надо иметь в виду, что российские вузы вообще в этом рейтинге котируются плохо. в него входит всего всего пять-шесть университетов, и даже мГУ находится на каком-то 120-м или 150-м месте. Поэтому оценивать, скорее всего, нужно по научным школам, по известности на международном уровне.
конечно, Челябинский университет мог бы достичь большего, если бы он строился и оснащался, как планировалось. Но его становление пришлось на трудные для страны времена. а в чистом поле наука развиваться не может! и хотя я сам теоретик и мне для работы ничего не нужно, все же на физическом факультете должны быть соответствующие лаборатории, оборудование. За последние годы мы смогли выиграть несколько грантов – министерства образования, международного научного фонда, российского фонда фундаментальных исследований, и это позволило открыть новые лаборатории, где вместе со студентами мы разрабатываем несколько интересных тем. может быть, вы слышали о таком свойстве материалов, как «память формы»? мы занимаемся исследованиями в этом направлении. есть еще одна тема, которая может иметь важное прикладное значение – это охлаждающие устройства, работающие на принципе магнитного охлаждения. Это и энергосберегающая и экологичная альтернатива фреоновым агрегатам. во всем мире пока всего не более двух десятков прототипов таких установок, среди них есть и наша разработка. Поэтому я скажу, что в современных условиях имеют значение университетские научные достижения, а не местоположение вуза. и Челябинский университет подтверждает это.
Бучельников Василий Дмитриевич, профессор, доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой физики конденсированного состояния