«Золотой век» советской эпохи постепенно уходит в прошлое. Измученная гонкой вооружений страна ощущает надвигающийся кризис. В умах поколения 80-ых происходит ломка устоявшихся стереотипов, а в обществе зреет необходимость глубоких перемен. Именно в это время на свободу вырываются смелые творческие идеи, на телевидение и в газеты приходит свобода слова, а с прилавков начинают исчезать привычные всем товары. Пришедший к власти Михаил Горбачев объявляет курс на демократию и гласность. А впереди страну ждет непростое время «Перестройки».
Для далекого от столицы уральского города 80-е годы пока еще спокойное время. Челябинск ширится и растет новыми микрорайонами, богатеет удобными транспортными развязками и личными достижениями. Промышленные предприятия города дают более половины отечественного производства нержавеющей стали, пятую часть труб и 40% машин. Это крупный научный центр страны – в городе работают семь вузов и около сорока НИИ. Именно в это время заканчивается строительство Транссибирской магистрали, и станция Челябинск становится узловой, где пересекаются пути с севера на юг и с запада на восток. Каждый день в город приезжают тысячи гостей. «Где тут у вас можно пообедать?» – спрашивают они у таксистов. И всякий раз слышат неизменное – в «Уральских пельменях». Это единственное место в городе, где собирается настоящая очередь из желающих попасть в ресторан. Услужливый швейцар распахивает двери, а внутри уже ждут вкуснейшие блюда, легкая музыка и всегда приветливое обслуживание. К традиционным пельменям всех видов добавляются настоящие деликатесы, гости пробуют черную икру и изысканную рыбу. В любое время года на столиках «Уральских пельменей» стоят живые цветы.
Мода
Это время чрезмерности во всем. Стили рождаются молодежными субкультурами, музыкальными направлениями и спортивными интересами. Все становится «слишком» – слишком узкое, объемное, броское, яркое. Накладные плечи, брюки-бананы, стиль «миллитари» и «сафари», рукава-«кимоно» и регланы, леггинсы с яркими рисунками, черные ажурные колготки и так называемая джинсовая «варенка». Женские образы венчают объемные прически, каскадные стрижки, спиральная химическая завивка и намеренно много косметики с блестками и перламутром.
Кино
Новые имена в отечественном кино почти не появляются, однако опытные мастера переходят на «другое» кино. После ярких сказок и детских фильмов Ролан Быков снимает социально-жесткий фильм «Чучело». Карен Шахназаров смело экспериментирует с жанром музыкального кино и выпускает «Мы из джаза», а после – «Зимний вечер в Гаграх». Эльдар Рязанов уходит от комедий, и зритель горько улыбается его «Вокзалу для двоих», «Жестокому романсу» и «Забытой мелодии для флейты». Именно в 80-е стало возможным снять фантасмагорический фильм «Кин-дза-дза» и остросоциальную «Интердевочку» Тодоровского.
Музыка
Рок, звучащий до этого тайком, вырывается на большие сцены и становится символом свободы. Огромная популярность обрушивается на рок-группы «Воскресенье», «Машина времени», «Наутилус Помпилиус», «Аквариум». Одновременно с этим на дискотеках звучат попсовые «Мираж», «КарМэн», «Ласковый май», «На-На». Это все создает отдельную эпоху под названием «диско 80-х».