Большое кино в маленьком селе
Фото: музей кинорежиссёра С. А. Герасимова
Цветы для Хозяйки Медной горы
— На самом деле Герасимов родился в деревеньке Десятилетие, рядом с Кундравами, — рассказывал Борис Красноперов. — Там была у его дяди целая усадьба с большим садом и мельницей. Мельницу я сам ещё помню. От сада давно уже ничего не осталось. А от усадьбы — дом, который разваливается на части. Деревенька уж больно махонькая, где уж тут создавать музей! Но и Кундравы право на известного земляка имеют — именно в приходской книге Кундравинской церкви есть запись о рождении маленького Серёжи.
Запись эта — тоже один из экспонатов уникального музея. Над фронтоном надпись, цитата мэтра: «Я за то, чтоб искусство удивляло. Весь вопрос, чем удивить?» А удивиться при осмотре экспозиции есть чему.
Началось же всё ещё при жизни Сергея Герасимова. Как-то, в ноябре 1982 года, Борис Красноперов увидел по телевизору передачу с участием легендарного земляка. Герасимов с большим чувством вспоминал родные места, озеро Чебаркуль, где любил купаться. Кстати, другое южноуральское озеро — Кисегач — стало местом для съёмки фильма «Журналист». Здесь до сих пор показывают место, где произнесён был знаменитый кинодиалог: «Что такое счастье?»
Словом, нет ничего удивительного в том, что мэтр ответил на письмо, которое пришло из родного края, хотя сам Борис не очень надеялся на ответ. Завязалась переписка, а потом состоялось и очное знакомство, переросшее в многолетнюю дружбу. Сергей Герасимов даже пригласил Бориса сыграть эпизодическую роль приезжего революционера в своём последнем фильме «Лев Толстой». Первая прогонка роли состоялась в гостях у режиссёра.
— Понимал, что там и супруга Сергея Аполлинариевича будет, как же прийти без цветов? — вспоминал Борис Красноперов. — Подумал, что розы ей и так постоянно дарят, поэтому купил ведро ромашек. Как вошёл к ним, так и бухнулся на колени с цветами: «Вам, Хозяйке Медной горы!» И роль прекрасно прогнал — Герасимов жену позвал, чтобы ей продемонстрировать мои способности. Но при Тамаре Фёдоровне я засмущался, сбился. И уж потом на съёмках она, игравшая жену Толстого, специально уходила с площадки, чтобы меня не смущать.
На съёмках был и другой забавный эпизод. Чешский актёр всё допытывался у Бориса, откуда он и в каком театре играет, да какого размера там сцена. Наш самородок не утерпи и брякни: «Сцена большая — аж 19 тысяч гектар!» Дело в том, что в родной деревне Борис, как и все, крестьянствовал — поле и было его сценой.
И хотя дальше актёрская карьера Бориса как-то не задалась, отношения с Герасимовым и Макаровой он поддерживал вплоть до смерти мэтра. Знали его и близкие родственники режиссёра, так что экспонаты для музея пожертвовали от всего сердца. Впрочем, не все вещи попали сюда с дачи — к примеру, костюмы со съёмок фильмов «Юность Петра» и «В начале славных дел» подарил директор киностудии имени Горького Станислав Ершов — кстати, бывший челябинец.
Трость подарил Чарли Чаплин
Музей хранит не только уникальные вещи, но и сведения, о которых мало кто знает — например, то, что брат режиссёра служил в армии Колчака.
Но наибольшее впечатление производят, конечно, экспонаты, которые помнят прикосновения Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Вот бильярдный стол с дачи, а вот уголок Тамары Фёдоровны: здесь стоит огромное трюмо с зеркалом. На полочке под зеркалом щётки и духи Хозяйки Медной горы — они до сих пор пахнут.
Воссоздан и кабинет Сергея Аполлинариевича. Даже фото под стеклом на письменном столе лежат точно на тех же местах, что изначально. На шкафчике рядом фуражка, подаренная донскими казаками режиссёру после премьеры «Тихого Дона».
В музее есть немало и других бесценных экспонатов, например трость, подаренная Герасимову самим Чарли Чаплиным.
— Помню, когда приехал сюда Сергей Никоненко, один из 211 учеников Герасимова, то попросил разрешения посидеть за столом Герасимова, — поделился другим воспоминанием Борис Красноперов. — Я ответил: «Ну, тебе-то можно!» Он посидел этак, положив голову на руки, и вдруг как заплачет! Я к нему: «Да что с тобой?» Он вскочил: «Эх, всю душу ты мне вытряс!» И выбежал…
Эмоции не могли сдержать многие из учеников Сергея Герасимова — в 2005 году к 100‑летию режиссёра многие из них приехали в Кундравы. Интересно, что, дабы не ударить лицом в грязь перед столичными гостями, из бюджета области было срочно изыскано 9 миллионов рублей, чтобы построить хорошую дорогу к музею.
Хотя Бориса Красноперова уже нет на свете, созданный им музей работает — сюда приходят посетители, приводят экскурсии. После они уже другими глазами смотрят на такие обычные места, которые, как оказывается, связаны с историей кино.