Выбор всей семьи
Династия профессионалов
Фото: Сергей ЛИХВАТСКИХ
Центр пластической и эстетической хирургии «ПЛАСТЭС» появился в Челябинске 33 года назад. это было первое учреждение подобного рода в регионе. Здесь родилась целая династия хирургов — так генерального директора Сергея Васильева можно назвать «отцом южноуральской пластической хирургии». Но он также отец трёх сыновей, которые пошли по его стопам.
Сергей Васильев
генеральный директор и ведущий хирург Центра «ПЛАСТЭС», доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой пластической хирургии и косметологии ЮУГМУ, главный пластический хирург Уральского федерального округа
Я начинал как общий хирург. Что такое косметологическая хирургия, в конце 70‑х годов в СССР мало кто знал. У меня однажды возник чисто профессиональный интерес, и я отправился в 1991 году на месячный курс повышения квалификации в Екатеринбург, куда приехал Владимир Виссарионов из НИИ косметологии в Москве. Он тогда открыл первое на Урале отделение хирургической косметологии. Поначалу я решил, что заниматься этим направлением не буду, поскольку понимал, что за один месяц невозможно овладеть этой специальностью. Но вскоре доктор Виссарионов начал оперировать в Челябинске на базе нашего центра. Сначала мы ему ассистировали, а через полгода начали оперировать самостоятельно.
За 33‑летний период своего существования Центр прошёл головокружительный путь, находясь в эпицентре становления и стремительного развития отечественной пластической хирургии. Это были захватывающие годы всеобщего энтузиазма, обусловленного открывающимися перспективами. Направление оказалось очень востребованным. Понимаете, пластическая хирургия — это ведь не только эстетика, как думают даже многие коллеги, но и восстановление после серьёзных травм, дефектов. Пластическая операция меняет не только форму, но и сознание. Человек начинает по-другому ощущать себя, что сказывается и в личной жизни, и в профессиональной деятельности.
Но в моей жизни есть место не только работе. Я любитель бардовской песни — вместе с супругой поём под гитару. Жена у меня пианистка — поэтому сыновей и приобщили к музыке: Слава и Игорь увлеклись джазом, учились у выдающегося гитариста Валерия Сундарева. Но главный выбор всё-таки сделали в пользу медицины.
Меня часто спрашивают, как же мне удалось привлечь троих сыновей к своему делу. Но никакой специальной агитационной работы и не требовалось. Просто дети оказались внутри атмосферы этого сумасшедшего профессионального подъёма, они дышали этим воздухом, они почувствовали по-настоящему интересное дело и потянулись к нему. Для меня очень важно, что ребята стали профессионалами. Сегодня у нас равноправные партнёрские отношения. У каждого из сыновей есть своё направление, в котором они превзошли меня. Конечно, мы многого достигли, но это лишь этап бесконечного пути развития. Я думаю, что дальнейшие перспективы нашего партнёрства основаны на соединении моего многолетнего опыта и энергии молодости сыновей, позволяющей им вырываться из рамок сложившихся стандартов и подниматься на более высокий профессиональный уровень.
Юрий Васильев
доктор медицинских наук, профессор кафедр пластической и челюстно-лицевой хирургии
Среди сыновей Васильевых я старший. Врачом хирургического профиля хотел стать ещё с детсва. В 1999 году окончил Медицинский университет и поступил в ординатуру по онкологии и отдал этой специальности в последующем практически 15 лет жизни. Пришлось овладеть всеми видами онкологических операций на молочной железе и в челюстно-лицевой области. Именно среди этих пациентов наиболее востребованы методики реконструктивной пластической хирургии. Пришлось осваивать и пластику. Причём не только уже известные методики, но и внедрять новые.
Многое приходилось делать впервые, было много вопросов, которые, по счастью, можно было обсудить и разрешить с отцом, братьями. Мы много сделали вместе в этом направлении не только практически, но и в плане науки. По результатам этой работы мною были защищены кандидатская и докторская диссертации. Но самым главным приобретением, полученным мною в онкологии, стал, безусловно, опыт.
Примерно с 2014–2015 года я практически полностью перешёл в «Пластэс», где занимаюсь преимущественно эстетической хирургией. Одним из наиболее интересных разделов моей работы считаю «ортогнатическую хирургию». Это вид операций, направленных на улучшение формы лица и прикуса за счёт вмешательств на верхней и нижней челюсти.
Помимо хирургической деятельности, работаю профессором в медицинском университете на кафедре пластической хирургии и челюстно-лицевой хирургии.
У меня трое детей. Старшая дочь через год закончит медицинский университет в Екатеринбурге. Средний сын заканчивает среднюю школу, собирается в химико-биологический класс также с прицелом на медицину. Младший пока что думает, стоит ли вообще с медициной связываться.
Свободное время предпочитаю проводить на нашей прекрасной уральской природе в любом виде и в любое время года: походы, сплавы, охота, рыбалка. А то и просто погулять или прокатиться на велосипеде по нашему городскому бору. Жаркие страны и пассивный пляжный отдых не для меня.
Игорь Васильев
пластический хирург, кандидат медицинских наук, доцент кафедры пластической хирургии и косметологии Уральского государственного медицинского университета
Со стороны отца какого-то чрезмерного навязывания в выборе профессии не было. Для меня выбор специальности был непростым, поскольку в школе я больше любил точные науки, а также увлекался музыкой. Один из ключевых моментов произошёл в середине 90‑х годов, когда после падения «железного занавеса» появилось много информации и отец начал ездить за рубеж. В то время казалось, что пластическая хирургия бывает только где-то за океаном или в фильмах. Отец оказался в когорте российских пионеров пластической хирургии, которые открывали эту специальность и для врачей, и для пациентов. Складывалось и своё дело, которое мы могли продолжать, — наш центр. Можно было посетить операционную, посмотреть книги, которые отец добывал с трудом, спросить совета. Отец больше своим примером воздействовал — не словом, а делом. Так пластическая хирургия стала моим призванием, и на данный момент я провожу операции в разных клиниках Челябинска и Москвы. Но до сих пор занимаюсь музыкой для себя — недавно приобрёл бас-гитару. Другая отдушина — физкультура.
В своей профессии я больше люблю хирургию лица, при этом делаю большой спектр операций на молочной железе, теле и конечностях. В рамках эстетической и антивозрастной хирургии, коррекция лица для меня имеет первостепенный смысл. Лицо всегда на виду, его не спрятать под красивой одеждой, а выраженные возрастные изменения сложно скрыть макияжем или консервативными методами. В последнее время я часто провожу комплексные омолаживающие операции, которые могут длится до 8–9 часов, в результате за один период реабилитации пациент может полностью преобразиться. Благодаря работе в онкоцентре я приобрёл хорошую хирургическую базу. Особенно запомнился случай реконструкции нижней челюсти, когда надо было костью и мягкими тканями с ноги и руки восстанавливать большой послеоперационный дефект — такие операции могут длится 14 часов и больше.
Пластическая хирургия — это не только эстетика.
В своей практике я стараюсь не забывать про помощь больным людям и активно сотрудничаю с коллегами из смежных специальностей. Мне это очень нравится, потому что я получаю совершенно другое чувство удовлетворения, а также могу посмотреть на жизнь под другим углом.
Вячеслав Васильев
пластический хирург, онколог, доктор медицинских наук, заведующий отделением регенеративной хирургии в институте пластической хирургии и косметологии (Москва), заместитель главного редактора журнала «Пластическая хирургия и эстетическая медицина»
В семье я младший сын. Отец был одним из первых в стране пластических хирургов, и мы ещё со школы были, что называется, погружены в это прорывное направление, подпитывались планами отца, чувствовали эту энергетику. У меня были некоторые творческие наклонности — думал, что стану музыкантом. Но когда погрузился в хирургию, прошёл школу реконструктивной хирургии (как и все братья), нащупал своё направление, которым мало кто в стране занимался. Тем не менее к музыке постепенно возвращаюсь — правда, уже как к хобби.
А специализируюсь я на регенеративной хирургии, занимаюсь также и реконструктивной хирургией. Это подраздел регенеративной медицины, которая основывается на таких современных методах, как клеточная терапия, тканевая инженерия — всё, что связано с биотехнологиями. Подход заключается в восстановлении повреждённых тканей малоинвазивными способами без их удаления, что предполагает традиционная пластическая хирургия.
Это развивающееся направление — мы сейчас нащупываем работающие в тех или иных условиях методы. Моя докторская диссертация также посвящена данному направлению. Клинический материал набирал в Южно-Уральском государственном медицинском университете и в центре «ПЛАСТЭС». Клиника, кстати, является базой кафедры пластической хирургии вуза. Удалось найти подходы, которые уже помогают людям — например, в проктологии, в лечении повреждений тканей после лучевой терапии. Сейчас мы можем излечивать то, что раньше было невозможно даже при сложной операции. Надеюсь, что, как и в своё время отцу, удастся стать первопроходцем в своей сфере.