Вы недавно отметили 70-летний юбилей, Владимир Ильич. Наверно, за эти годы много сделано. Не считали, сколько объектов вами построено? А сегодня – есть ли «порох в пороховницах»? Каковы успехи последних лет?
Порох есть! Мы выполняем работы по внедрению систем пожарной безопасности на объектах города и области. Если взять лишь крупные объекты, то за последние два с небольшим года наша компания «приложила руки» к строительству Ледового дворца «Трактор» и Торгово-развлекательных комплексов «Урал», «Родник», «Гагарин Парк» и т.д. А сколько всего и каких объектов построено при моем участии, точно не подсчитывал. Да и объекты были самые разные: от крохотного магазинчика до цехов заводов типа «Высота-239 ЧТПЗ». Но прикинуть можно. В ТЕ годы это были сотни детских садов, десятки школ, общежитий, все даже не вспомнить. И сейчас мы сдаем до сотни объектов в год. Умножить на 30 лет… Да прибавить еще десяток лет моей работы в «Южуралэлектромонтаже»… Как говорил Райкин, «помножаем, прибавляем, это будет…сумасшедшие деньги….»
Сравнивая Те годы и Эти, что стало лучше, а что хуже?
С производственной точки зрения все стало лучше. Все стало труднее, но это не значит, что плохо. Главная особенность времен плановой экономики – пресловутая уверенность в завтрашнем дне. Пусть этот день ничего хорошего не сулит, но зато надежно. Портфель с планами на будущий год был готов уже в августе. И мы знали, что будем строить, с каким министерством, и когда свои надежные 120 рублей получим. Сегодня я могу с какой-то долей уверенности говорить о ближайших 3-6 месяцах, а дальше трудно загадывать. Потому что тендер, конкуренция, кризис, и просто не построили… Но, кстати, некоторое наследство с Тех времен осталось: это когда уже вроде бы сданный объект, например, открывшийся торговый центр, еще 2-3 года доделывается. Наши работы – из категории завершающих, потому мы имеем возможность наблюдать.
Вы из тех, кого принято относить к «советским директорам». Ваше отношение к молодым руководителям, пришедшим на смену старшему поколению?
Естественно, я выражаю только мое собственное мнение. В наше время понятие «директор» было не только карьерным, но и возрастным. Была обязательная хронология становления руководителя: закончил институт, стал мастером, потом прорабом, начальником участка, начальником производственного отдела, главным инженером и директором. На разных ступенях этой карьерной лестницы у кого-то шансы уменьшались, у кого-то росли. Кто-то стал начальником управления, кто-то управляющим трестом, кто-то министром. Конечно, можно «родиться директором», но потом нужно СТАТЬ директором. Сегодня мы можем наблюдать парадокс великого времени. Появились молодые, даже юные директора и собственники предприятий. Конечно, есть таланты, даже гении. Есть толковые и ответственные ребята. Но, зачастую, молодые собственники – это наследники, «инфанты». Отцам хочется передать дело сыновьям, а у тех только амбиции. Год-другой, и предприятие начинает хиреть. Не хватило 10-15 лет, чтобы «повариться в этом соку», узнать все с нуля, чтобы стать настоящим руководителем.
Кто наследует вам?
Больной вопрос. Я не воспитал сына. Была лет 5-6 назад мысль «передать дела» дочери, но не получилось. А ведь так важно найти в наше рыночное время свою нишу, бизнес, который будет востребован практически вечно и будет кормить и тебя, и твоих потомков. Очень хочется его сохранить. Можно, конечно, бизнес выгодно продать, но это не так интересно. Проданный, даже за очень большие деньги, актив – это абсолютная величина. А управление, владение бизнесом – постоянный рост, движение. С возрастом, наверное, появляются какие-то ущербинки: наверное, что-то где-то упустил, где-то устал там, где раньше не уставал.., но голова еще нормальная, и сил хватает. Но о наследнике думать надо. Подрастает внук, инфантик. Ему уже 2,5 года. Выходит надо работать еще лет …20.
А дерево посадили?
Я долго сам сопротивлялся, да и страна не могла найти для меня подходящие 4 сотки. Потом, в конце концов, я созрел и купил хороший сад и не совсем его загубил. И вот уже более 20 лет каждый год сажаю, собираю. Но на этом не «зациклен». Иногда с женой выезжаем в туристические поездки, по всей Европе погуляли. Каждое лето отдыхаем на Увильдах в течение последних 45 лет, раньше на базе отдыха «Омега», теперь в летнем домике на базе «Чайка» . А там грибы, купание в озере. Рыбалкой не особо увлекаюсь. Охоту не признаю вообще. Ружья никогда не было. И не потому, что я не имел возможности его купить.
Вы любите красивые вещи? Коллекционируете?
Люблю красивые вещи и имею некоторые… Как-то дочь из туристической поездки привезла мне кружку. Потом вторую, третью. Потом я сам из поездок стал привозить кружки с картинками городов, стран, мест, где побывал. Теперь у нас дома три полки заставлены этими кружками. Такая моя личная кружечная география. Люблю возиться с домашними альбомами с фотографиями. Сам не фотографирую, но коллекция фотографий огромная. Перебирал перед юбилеем. Вспоминал… Вспомнил, как в течение долгих лет (более 40) в одной и той же компании играли в преферанс. Это были прекрасные времена. Такой маленький клуб. Каждую пятницу. Не пропуская. Эти вечера были для всех четверых обязательными. Не просто игра, это было что-то гораздо большее, чем просто встречи за картами. Состав «клуба» менялся: к сожалению, друзья уходили навсегда… Я и сейчас люблю преферанс. Но того, что было, уже не повторить.
В городе, где вы столько построили, у вас есть самые любимые места?
Это места, которые связаны, например, с моим детством. На ЧТЗ есть стадион, на который мы лазили через забор, чтобы покататься на коньках. Причем, на коньках шли от самого подъезда по снегу и асфальту. Еще одно любимое место – улица Энгельса в районе Центрального стадиона. Я прожил здесь много лет. Здесь было тихо и по-особому уютно. По двору носились белки, перебегавшие дорогу из парка. Изредка тренькал трамвай (здесь когда-то было трамвайное кольцо двух маршрутов). Сейчас, конечно, белке дорогу не перебежать. Но остались воспоминания и особое отношение к этим местам.