Николай Пономарёв из семьи архитекторов, возглавляет «Уральский институт урбанистики». При этом считает, что в жизни ничего не предрешено. Хотел бы научиться играть фламенкои писать фрески. Воспитывает двоих детей и переживает, что у подрастающего поколения мало примеров для подражания. Не разделяет идеи оголтелого капитализма в целом, и в России в частности. Верит в то, что главное в жизни не успех, а порядочность и верность идеалам.
Не думаю, что в России можно планировать свою жизнь.
Это возможно для людей из стабильно развивающихся стран. В них, конечно, эта культура сформирована давно. Скажем, в Европе студент серьёзного университета может планировать, что в определенном возрасте получит учёную степень, через два-три года станет менеджером топовой компании, потом окажется в палате лордов, а затем его непременно ожидает статус советника королевы.
В России мало людей, которые планировали и планируют свою жизнь. Жизнь – не математика, это постоянно меняющаяся система координат. Как можно запланировать путь неизвестной длины? С началом отсчета все плюс-минус понятно, но есть определенные сложности с «крайней отчетной датой». «Вы вот когда, к примеру, умереть планируете?» (М. Булгаков) Да не планируем мы, не планируем, вот и ответ. По моим ощущениям, люди в нашей стране это хорошо понимают. Планировать – значит, управлять, а как можно управлять тем, что от тебя никоим образом не зависит? Скорее, можно организовать себя, решить, что делать, а чего точно не делать в настоящем времени.
Мы еще застали остатки социализма с его пятилетками и высокими идеалами, но вот система изменилась, и мы, забыв прежние идеи, безоглядно и уверенно строим «развитой капитализм», причем, опираемся на бесценный опыт предполагаемого противника. Смешно вспомнить, как мы косо смотрели на Европу и США, какими ничтожными и далекими были их капиталистические ценности для великой и непобедимой НАШЕЙ страны. Ведь МЫ могли всё: разбить Гитлера, полететь в космос, расщепить атом, да и бомбы у нас самые-самые, а угля, золота и нефти на всех хватит. Да, не удержались– таки, «эволюционировали в капиталистов», и сразу волшебным образом великая страна заняла неопределимо почётное место среди африканских стран в рейтинге уровня жизни. Сразу на всех всего стало не хватать – ресурсов, пенсий, образования, технологий, голосов в парламент и т.д. Кто, простите, это всё спланировал?
Уверен, что ни наши президенты, ни депутаты не планировали занять своих постов. Многие успешные ныне люди «мотали срок» в девяностые, а теперь вхожи в Кремль и представляют собой степенную бизнес-элиту. Планировали ли они такой поворот судьбы? Не думаю.
Хорошо это или плохо – судить не мне. И я согласен с Михаилом Булгаковым: планировать можно, имея в запасе добрую тысячу лет.
Жизнь не нуждается в наших планах, жизнь надо любить.
Думаю, что деньги делают деньги.
Они не делают человека счастливым, не делают его несчастным. Деньги делают деньги. Это суть капиталистического развития. Чем активнее развиваются технологии, тем больше нужны цифры, тем меньше нужны люди. Уже не нужен человек, который делает дело, нужен человек, который делает деньги. И нужен он, в большей степени, деньгам, для воспроизводства.
Андрей Макаревич в фильме «О чем говорят мужчины» поделился мироощущением, что всё вроде неплохо, есть машины, лучшие студии звукозаписи, дом, а вот «светлого завтра» уже нет. По-моему, очень точно. Когда-то мы что-то важное строили все вместе и для всех, чтобы всем хорошо стало. Правда, денег не было, а хорошо всё-таки было. Сегодня превалируют разрозненные частные интересы, и радуются люди всё больше каждый за себя. Иногда я думаю, что расистские идеи мирового господства не страшнее идей господства капитала. Деньги тоже покоряют любые народы и любые расы. Страшно представить, как глубоко шагнул капитал в мировую политику (а ведь там бомбы, самолеты и межконтинентальные ракеты, и всё это на службе частных интересов), не важно – демократия, монархия или диктатура, – мы запросто перегрызём друг друга за частные блага развитого капитализма. На мировой арене не осталось политиков, борющихся за мир во всем мире. Вот за контроль над углеводородами – сколько угодно, хоть гроб Господень полетим освобождать! К моему ужасу, мировое сообщество уже нисколько не смущает некая локальная война ради стабилизации валютных курсов и биржевых индексов.
Нет, деньги делают деньги и пленных не берут.
Не думаю, что сообщение о цунами в Японии расстроило всех.
Я когда узнал про цунами в Японии, в ужас пришёл. Даже не из-за количества жертв. Я представил, сколько народу, масляно облизывая губы, заработало миллиарды на обвале Токийской биржи. И все они пошли пить «Джек Дэниэлс».
Думаю, что главный критерий мужской натуры – ответственность.
Мужчина в принципе ответственен за жизнь на планете, за женщин, стариков, детей, собак, за деревья, моря и реки, в общем, за жизнь. На мужчину сейчас часто сваливают «обеспечение достойной жизни для семьи», часто это понятие подменяется финансовым обеспечением. И тут опять заметен платиновый оскал капитализма. Жизнь достойная и жизнь обеспеченная – слишком разные понятия. Что принято считать достойной жизнью? То, что смотрит на нас с экранов телевизоров, из модных каталогов, рекламных роликов или Мировой паутины?
Чушь абсолютная и нелепая. Наши старики пережили голод, войну, репрессии и наплевательское отношение родной страны к себе и своим семьям, но я не встречал людей, проживших более достойную жизнь. И нет людей более ответственных и достойных, чем они, и это никак не связано с сытой обеспеченностью. Быть может, я разочарую прекрасный пол, если скажу, что «обеспечение достойной жизни» – совсем не главная ответственность мужчины. Мужчина ответственен за дело, которое ему поручено, за жизнь на планете, причем, перед будущими поколениями. В конечном счете, великих и гениальных мужей прошлого и настоящего мы знаем не по автомобилям и яхтам, а по их делам, произведениям и подвигам.
Не вешайте на мужчину ответственность за «обеспечение сытой жизни» – не это главное.
Пусть он делает то, во что верит. Пусть его делами гордятся его дети, страны и континенты, и это его главная ответственность.
Не думаю, что американская мечта помогла многим.
Принято считать, что национальная мечта американца – стать президентом. Просто нужно всего лишь сильно чего-то желать, и всё получится, даже удивительно, почему не все американцы – президенты? Скажите профессиональным спортсменам: «Ты просто верь, стремись, и у тебя все получится», – да они выругаются вам в лицо. Неужели каждый из них не стремится получить золотую медаль на Олимпиаде? Неужели каждый из них не потратил лучшие годы жизни на заветную цель? Нет, не думаю.
Одного стремления совершенно не достаточно. Подобные утверждения – всего лишь дешёвое заигрывание с электоратом. «Хочешь быть президентом – иди в политику, хочешь денег – иди в бизнес. И все получится». Напоминает сетевой маркетинг: играют все, а количество президентов и чемпионов не меняется.
Думаю, многие великие цели опираются на великие жертвы.
Вот только американская мечта здесь ни причем.
Думаю, что когда-нибудь каждого из нас оценят по достоинству.
Когда наша цивилизация перестанет существовать, а мы превратимся в нефть и газ, и прочие ископаемые, возможно, две-три мировые корпорации будут сражаться за право нами обладать, измерят нас в баррелях и унциях, оценят по номиналу, вот тогда мы действительно будем влиять на ход мировой истории. Даже приятно, что из-за нас передерутся межпланетные олигархи. Как тут не радоваться, может, за меня, как за топливо, через пару миллионов лет кто-нибудь кинет мега-бомбу на голову главному монополисту углеводородов. Думаю, это забавно.
Не думаю, что народ достоин той власти, которую выбрал.
Первый вопрос, конечно, к слову «выбрал». Власть – не пиджак и не экзотический сорт помидоров, который можно выбрать на рынке из всего разнообразия. Власть всегда над чем-то, но не для кого-то. Власть устанавливают, захватывают, меняют, передают и даже реформируют, но никак не выбирают. Это безотносительно к любым политическим режимам и форматам. Если говорить о первом Российском президенте Б.Н. Ельцине, то уместнее формулировка «взял в свои руки». Великий миф демократии «власть народа и для народа» – этим даже школьников не насмешишь. Власть бывает только НАД. А вот ДЛЯ народа оставим налоги и социальные гарантии, пенсии и всеобщую воинскую обязанность, бесплатную медицину и образование, и прочие радости жизни, которые народ никак не может контролировать.
Взамен делегируем народу великие демократические, капиталистические и прочие ценности: свобода слова, право участвовать в выборах, свобода вероисповедания, и, простите, половой идентификации – в общем, те бесценные права граждан, которые денег не стоят. Занимательно, что даже эти права призвана обеспечивать та же самая власть, а она НАД.
А если серьезно, то у людей нет возможности выбирать, только явление это больше природное, нежели политическое. Мы не выбираем страну, в которой родились, не выбираем внешность и способности, не выбираем родителей и эпоху, в которой живём. Любая власть – это насилие, а выбирать для себя насилие не может быть естественной потребностью человека. Хотя «свобода выбора» звучит красиво, но выбирать, как правило, приходится из двух зол.
Есть, правда, вещи, которые нельзя прощать никакой власти. Это отношение к старикам и детям. Нельзя прощать власти ветеранов Великой Отечественной войны, которые роются в помойках. Трезвые, не опустившиеся. Нельзя. Неужели эти люди достойны власти, которая не обеспечила их старость? За одно это можно все парламенты по камушкам разнести, не за политические убеждения, не за коррупцию, не за службу бизнес-элите, нет. За ветеранов, которые воевали и отдали стране всё, что могли, а мы их предали. Их предавали много раз, при разных режимах, им не привыкать. Как же наши «слуги народа» так быстро привыкли плевать на самых достойных людей нашей страны? Да, знаем, есть много фондов, спецпрограмм, существующих на деньги, выделенные этим старикам. Только вся эта бюрократия существует сама по себе. Далеко не все ветераны получают обещанные квартиры и машины. Да и получают те, кого предприимчивые родственники «пнули». Не умеют старики просить, не привыкли, и не за квартиры они воевали. Что чувствует это поколение на закате жизни? За кого они воевали, где эти благодарные потомки? НиКТО? не забыт, ниЧТО? не забыто. Стыдно, господа, и за страну, и за власть.
Ну, а причем тут власть? Да ни причём, у власти всегда проблем хватает, не до стариков ей. А народ что? Думаю, народ не делит власть на законодательную, судебную и исполнительную, большинство воспринимает власть в целом как государственную, по ощущениям – хорошо жить или плохо. Но и отношение государства к простым людям воспринимается как политика действующей власти. Как объяснить, почему пенсионный возраст мужчин – 65 лет, а средняя продолжительность жизни – 58, как объяснить квартплату, превышающую пенсию, или мизерное пособие на ребенка? Я не могу этого объяснить. Значит, так надо государству, значит, так надо власти, но это не значит, что я это выбрал.
Уверен, что граждане нашей страны не заслуживают такого к себе отношения, герои войны не выбирали нищету и забвение в обмен на рыночные реформы. Дети не поймут, что такое отсутствие «нормальных условий содержания», и почему в детдоме им должно быть лучше, чем с родителями.
Не думаю, что народу нужна достойная власть, народу нужна достойная жизнь.
Думаю, что у наших детей мало примеров для подражания.
Мало сегодня мы видим Гагариных, Чапаевых, Тимуров с командой. И тех знаменитых русских людей, которыми может гордиться наша страна и наша история. Кто служит примером для наших детей? У нас были герои революции, Гражданской и Отечественной войн, великие лётчики, мореплаватели, ну, и, наконец, дядя Стёпа. Если спросить современных детей, их героями на 99% окажутся Спайдермен, стервозные дамочки Винкс и прочие бакуганы. В целом, звёзды кино-маркетинга, созданные для обеспечения отрицательного баланса в карманах счастливых родителей.
Конечно, сегодня непросто воспитывать детей. Родители заняты, а надо учить, возить в секции, кружки. При этом не забывать воспитывать. Родители – далеко не всегда идеальный пример для детей, хотя бы потому, что на работе 26 часов в сутки. Я не могу советовать детям: «Берите пример с меня», я далеко не идеален и не пример для подражания. Детям необходимы примеры абсолютные и сильные. Я своим сказал, что могу покупать сколько угодно конфет, разрешать смотреть, сколько хотят мультфильмов, но до 18 лет. А дальше сами. Не успеют научиться трудиться к этому времени – их проблемы. А если не хотят поросятами вырасти – надо учиться, работать, и ставить великие цели.
Детям скучно в наше время, у них всё готовое, самим что-либо делать не обязательно. В нашем беспечном детстве не было 168 каналов телевидения, компьютеров и мобильной связи, но нам не было скучно. Ни минуты. В нашем детстве не были доступны все блага технократической цивилизации, но мы были намного свободней и самостоятельней. Нас защищало великое государство, можно было бесстрашно гулять во дворах, парках, лазить по чердакам и не становиться жертвами криминальной хроники. Теперь все по-другому, наши дети растут в ограниченном пространстве. К огромному сожалению, они не знают ощущения большой и дружной страны, которая никого не даст в обиду, всегда защитит и поможет.
Думаю, что наше детство, пожалуй, лучшее, что с нами случилось.
Не думаю, что публичный успех – это подлинный успех.
Вспомним биографии известных людей. Они популярны, любимы. Но вокруг них может быть разрушено всё, поломаны судьбы, семьи. Стоит ли оно того? Судить не берусь, если известные люди способны сделать многое, для многих это замечательно. Как правило, за публичный успех талантливые люди расплачиваются одиночеством. Но это их выбор, их жертвы. Не всегда публичные люди талантливы и успешны, тому есть много примеров. В современном обществе публичность, зачастую, то, что можно получить за деньги. И это на самом деле сейчас модно. Публичность, как и любой продукт современного мира, востребована, люди хотят знать своих героев. Часто – вымышленных героев. Взять наглядный пример из шоу-бизнеса. Не все ещё забыли популярную в 90-х группу «Мираж»: сколько поп-звёзд взошло из ее состава на эстраду. Как выяснилось позже, никто из них не обладал тем чудесным голосом, вызывавшим трепет целого поколения. Есть повод задуматься: чей успех был подлинным? Симпатичных девчонок со сцены я уже не помню, а песни иногда слушаю. Публичный успех – опасная игра, играть в которую, возможно, придётся всю жизнь, и надо быть очень сильным человеком, чтобы не проиграть. Признание и популярность всем достаются по-разному, в том числе, и за деньги. Поэтому я думаю, что подлинный успех – это признание коллег по цеху, профессионалов, а публика всегда найдет себе героев для обожания. Немало талантливых людей страдают из-за публичного успеха, и это другая сторона медали. Не думаю, что успешным людям необходим публичный успех, скорее, наоборот.
Думаю, что для человека главное в жизни – его дело.
Если только работа есть в жизни, это грустно. Человек должен делать великое Дело, делать его так, чтобы им гордились: страна, семья. Тогда будут и друзья, и душевные силы. Человеку необходима великая цель, служение великой цели определяет человека. Сложность в том, что высокие цели не могут служить частным интересам, оттого они и великие, что важны всем, оттого они редко бывают достижимы. В наше время очень непросто разобраться в целях, многие вечные ценности вызывают ухмылки. А что смешного? Свобода, Равенство, Братство – да, наивно, это из социализма, но что плохого? А главное, что мы за 20 лет «капитализма» сочинили лучше? Что поменяли «завоевания демократии» в нашей стране? Гласность – это когда мышам, сидящим по норам, разрешили материться? Или возможность открыто критиковать власть? И не провоцируйте, за это сидят, и сидят, как миленькие. Многопартийная система? Что-то не наблюдаю. Может быть, жизнь и права человека (в Конституции записано) внезапно стали высшей ценностью демократического государства? Тогда нужно уточнить – какого конкретно человека, и в каком конкретно государстве. В целом не менее наивно, чем при социализме.