-Должность ваша в СПП выборная, Александр Николаевич?
-Да, меня выбрало правление СПП.
-«Черные шары» были?
-Ни одного. А почему должны быть против? Желающих работать на общественных началах в ежедневном режиме не так много. Может, я и думал, что это будет от случая к случаю, но приходится каждый день решать вопросы важнейшие: и минимальная зарплата, и прожиточный минимум. Все это наша работа.
—А я думала, это все правительство устанавливает.
-Трехсторонняя комиссия – мы, работодатели, профсоюзы и правительство – совместно вырабатываем законодательную базу, обсуждаем и решаем вопросы охраны труда, экологии…
—Разве лебедь, рак и щука могут сдвинуть «телегу»?
-У нас цель одна – развитие экономики.
—Но цель бизнесмена – сэкономить на зарплате, не так ли?
-Нет, не так. Цель бизнесмена – достойная жизнь работника. Не может голодный рабочий трудиться с полной производительностью. Не может неразвитый человек заниматься высокоинтеллектуальным трудом на таких современных комплексах, как «Высота 239», новых производствах Мечела. Мы не те, кем пытаются представить нас СМИ. Мы живем рядом с вами, и родители наши получают ту же пенсию, и даже у нас в правлении СПП есть один пенсионер (улыбается). Мы все хотим жить лучше, мы хотим жить в чистом городе, и чтобы медицина была на уровне. Мы не оторваны от жизни! Мы – часть ее. Живем-то мы среди обычных людей, а не среди бизнесменов.
—Ваша должность дает вам какие-либо преимущества?
-Дополнительную работу (улыбается). Это и организация мероприятий, и представление интересов. Я выражаю консолидированную позицию членов СПП, которая вырабатывается путем обсуждения и решений правления.
—А вы хотели бы стать президентом страны?
-Упаси бог! Я не публичный человек. Знаете фразу: деньги любят тишину.
—Но вы не банкир, вы заводчик. А выглядите чересчур элегантно.
-Так меня воспитали дома и в армии – быть чистым и опрятным.
—Какие условия необходимы промышленнику, чтобы комфортно жить и работать в России, Челябинске? Чего не хватает?
-Не хватает иногда дешевых и длинных кредитов с низкой ставкой для промышленности.
—Что должно сделать правительство РФ, и в чем вы ему можете помочь, подтолкнуть?
-На мой взгляд, правительство РФ очень много чего должно сделать. Я хотел бы, чтобы правительство РФ, наше правительство, вырабатывали политику экономики с непосредственным участием бизнеса. Что и сказал президент недавно в Магнитогорске. Ну, мало ли что придет в голову начальнику управления, чиновнику! Я думаю, вопросы налогообложения, производственной политики, экономики, законодательные акты должны приниматься и обсуждаться с непосредственным участием бизнеса.
—Что и случилось сегодня в Челябинской области при подписании Соглашения СПП и правительства, так?
-Да, мы идем верным путем – с правительством области! В рамках этого договора у нас есть большие возможности работать совместно. И, полагаю, правительство пошло на это сознательно: наш опыт, наши знания могут только помочь выработать правильную стратегию.
—Так Михаил Юревич сам из бизнеса…
-Вот это для нас большое подспорье, что губернатор изнутри знает наши процессы!
—А Соглашение дает возможность влияния на политику?
-Мы влияем посредством выплаты налогов. Нам нужны законы, привязанные к реальной современной обстановке. Да, Соглашение дает эту возможность… Но не хотелось бы брать быка за рога. Мы продуктивно работаем с правительством области, где при обсуждении вопросов промышленности мы присутствуем в обязательном порядке. Мы в диалоге и с Прудским, и с Клеповым, Овакемяном.
—Скажите, чем приходится жертвовать человеку на пути к успешному бизнесу? В новом «Служебном романе» ведущий тренинга сказал, что идеальный бизнесмен – робот.
-А в «Собачьем сердце» профессор Преображенский говорил: «И – боже вас сохрани – не читайте до обеда советских газет!» И я вам говорю: не ходите на эти ремиксы! не слушайте эти тренинги! За редким исключением их ведут люди, далекие от реалий жизни, экономики. Я вам так скажу: ничем жертвовать не нужно! Мы работаем, как и все. Чем жертвует токарь? Сварщик? Ничем. Он просто работает, зарабатывает на хлеб насущный. И, поверьте мне, многие любят свою работу.
—Вы так говорите, будто общаетесь с рабочими…
-Ну, конечно. Мы и на хоккее бываем, и в футбол играем, и в спортзале встречаемся.
—А споры горячие на тему «кто виноват, и что делать»?
-Ну это постоянно! (улыбается широко) Все читают газеты, смотрят новости. А там кто виноват? Виновата всегда промышленность. Хозяин. А хозяин живет по тем правилам, которые есть в стране. Он платит налоги. Есть прибыль, нет – он должен заплатить зарплату. Он много чего должен. Хотелось бы взамен получить что-то.
—А если директор завода имеет долги по зарплате работникам в несколько сот миллионов, равные его собственной зарплате за месяц?
-Нууу, мне кажется, надо с ним прощаться.
—А вы в СПП можете влиять на таких директоров? Есть у вас рычаги воздействия?
-В законодательном плане – нет, разве только моральные рычаги воздействия – убеждение, авторитетное мнение. Но. С одной стороны – да, отдай свою зарплату и все. Но с каждым конкретным случаем надо разбираться: что привело к долгам? Рынок изменился, или производство энергоемкое, или причина в последнем повышении тарифов на электроэнергию. И, полагаю, разбираться комиссионно с участием СПП. Косой прокуратуры косить легко. Но там же люди, и надо сохранить трудовой коллектив. Думаю, осторожно надо подходить.
—Промышленность Южного Урала – «пациент, скорее, жив» или ..?
-Он не только жив, а поправляет свое здоровье и успешно растет. Закрываются те предприятия, которые не нужны, я так думаю. Но есть большое будущее, я в это верю.
—Вы оптимист.
-И не в тех условиях еще работали! Во время войны выживали. А у нас, что, война? Да, огромные тарифы и не выстроена система налогообложения, над которой мы сейчас работаем. Но 21 апреля будет съезд СПП с участием президента и премьера и профильных министров, и эти вопросы будут обсуждаться.
—Можете сказать – почему случилась революция 17-го года в России? Какая была тогда сделана главная ошибка?
-Эка вы хватанули! Где 17-й год, а где мы. Наверно, главная ошибка – ввязаться в первую мировую войну на стороне Антанты. Непонятно, с какой целью ввязались в чужую войну, все бремя которой союзники, Англия и Франция, переложили на Российскую Империю. Что привело к общему обнищанию.
—Но это было не первое обнищание в нашей истории.
-Но вовремя появилась та деструктивная сила, которая этим воспользовалась. А учредительное собрание и временное правительство оказались слабыми. А люди… голодные, война, родных убивают. Такие лозунги, как «забрать и поделить» очень привлекательно смотрятся, не так ли? Землю – крестьянам, заводы – рабочим. Отдали. И во что превратилась экономика? Короткий период нэпа, а потом – голодомор!
—А вы не ощущаете наличие этой деструктивной силы сейчас в обществе?
-Сколько я живу, всегда есть недовольные – Брежневым, компартией, потом демократами, Путиным, Медведевым. Главное, что сегодня в России нет таких мощных экстремистских течений, которые могут привести к катастрофе. Ну, и потом – мы не так уж и плохо живем, согласитесь.
—Какой город мира ваш?
-Мне нравится Барселона. Очень красивый, зеленый, архитектура и море. А мой город – это Челябинск. Я здесь родился, здесь мои друзья, которые в любой момент могут приехать. Чувствую себя здесь защищенным. Нужным. Где родился – там и пригодился. Сейчас я работаю на Союз промышленников и предпринимателей области. А в результате – на экономику страны. Области. В конце концов, на благо граждан, соседей, родственников.
—Глобально. Страну строите?
-Как любой из нас. Каждый вносит свой кирпич в ее фундамент.