+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

Анна Вениаминовна Столетова,
врач-гинеколог женской консультации:

«…15 лет назад, когда я только закончила Медицинскую академию, мне представлялось, что нет более светлой и радостной специализации, чем гинекология. Сопровождать беременность, наблюдать, как растет новая жизнь, успокаивать и подбадривать женщину, переживающую светлый и радостный период ожидания, – с чем еще это можно сравнить?

…Сразу же в мои мечты внесли коррективы реалии работы в муниципальной консультации. Беременные идут сплошным потоком, бесконечная череда бумаг съедает все свободное время, а подковерные интриги – все оставшиеся нервы. Но более всего меня разочаровали те, кто должен был, по определению, привносить смысл в мою профессию, – женщины.

Я никогда даже не могла представить, какой маниакальной убежденностью может отличаться женщина на приеме у гинеколога! Психология примерно такая: «положим, я ничего не понимаю в строении собственного мозга, но уж в «этом» я разбираюсь получше вашего! А потому говорите мне только то, что я хочу слышать». И реакция совершенно не зависит от возраста. Когда ей 15 лет, ты пытаешься объяснить девочке, что ей еще рано погружаться в «глубины страсти» – она кивает, но в голове у нее только: «Где бы это лучше сделать – у меня или у него?». Исполнилось 18 – уговариваешь серьезно подойти к решению вопроса с предохранением: снова кивает, а через пару месяцев приходит за направлением на аборт. В 21 ты ей заявляешь, что «молочница» – это болезнь, и ее надо лечить – а тебе в ответ летит: «А вот по телевизору показывали рекламу, выпьешь одну таблетку – и все пройдет». И так до бесконечности, даже к климаксу женщина не мудреет, и убедить ее принимать половые гормоны для сохранения ее же красоты – задача порой нереальная.

Мы привыкли во всем обвинять учителей и врачей. Мол, первые не научили, как «не надо», а вторые от этого «не надо» не могут вылечить. А ведь мы не боги. И не можем каждой женщине вложить в голову мысль о том, что она сама, ее здоровье, здоровье ее уже рожденных и будущих детей – это самое важное! А не общественное мнение, не карьера, не спорт, не любовь со всеми вытекающими последствиями. Но это все лирика.

А конкретика слишком страшна, и о ней принято умалчивать. Неприлично, видите ли! Как практикующий врач я вынуждена констатировать – наше общество больное. Целиком и полностью. И в прямом и в переносном смысле. Больное потому, что больны женщины, хранительницы и продолжательницы жизни. Я не вспомню, когда за 15 лет работы ко мне на прием приходила абсолютно здоровая женщина! Кабинет акушера-гинеколога – это как увеличительное зеркало, в котором отчетливо видно то наплевательское отношение, с которым современные женщины подходят к своему здоровью. И не только по гинекологической части, но и в целом состояние организма удручающее. А беременность женщины как лакмусовая бумажка выявляет все слабые места.

Идеальный портрет беременной: замужем, без вредных привычек, 20-25 лет, нормального телосложения, без проблем со здоровьем. Таких беременных можно по пальцам пересчитать! А что мы имеем на самом деле? Огромное число 14-15-16-летних девочек, для которых беременность – или обуза, или забава. Они сегодня сделают аборт, через 10 лет будут пороги всех клиник обивать, в попытке забеременеть. Женщины далеко за 30 (а то и 35), с устроенной жизнью, но, к сожалению, за эту «устроенность» заплатившие здоровьем и жизненными силами. Курящие-пьющие – это вообще уже не считается чем-то вопиющим, курить около входа в женскую консультацию – в порядке вещей. И огромное число – одинокие, брошенные, покинутые, пережившие предательство. Вы скажете, что так было всегда. Да, было – и девочки в панике прибегали, и забеременеть не получалось. Только раньше это были единичные случаи, а теперь – СИСТЕМА! Аборт – система, бесплодие после аборта – система, замершая беременность – система, привычное невынашивание – система, даже к наркомании беременных врачи стали привыкать понемногу.

А какое количество инфекций, передающихся половым путем? У кого 2-3, у кого – полный набор, вот сколько анализов сдаем – столько и найдем. И глаза в пол-лица: «Да что вы, доктор, я же ни с кем и никогда…» И это не гулящие женщины – нормальные семейные обычные среднестатистические, они работают и живут рядом с вами. Свободный секс – чудесная вещь, жаль только что у многих эта свобода начисто убила чувство самосохранения. Женское тело – уже не храм для вынашивания и рождения ребенка. И не надо всю ответственность перекладывать на мужчин – мы сами во многом виноваты.

Увеличивается число женщин с патологиями матки. Загибы, опущения, седловидная и двурогая матка, спайки, миомы и полипы – о многом мы раньше могли прочитать только в учебниках, сейчас же – сплошь и рядом можем наблюдать это вживую. Может, природа мстит нам за наше бездумное отношение к собственному здоровью?

Проблемы есть и с общим состоянием здоровья. Беременность часто обостряет хронические заболевания, многие из которых становятся причиной выкидыша. А у кого из современных женщин нет хронических заболеваний? Сахарный диабет, заболевания мочевыделительной системы, гипертония, аллергия и бронхиальная астма, болезни ЖКТ, заболевания глаз… Вариантов масса. Просто многие женщины о них пока еще не знают. У нас же не принято идти к врачу – мы сами знаем, как и что нам лечить. А если не знаем – фармацевт в аптеке нам на что? И реклама, разумеется, – ей мы почему-то верим куда охотнее, чем врачу.

Самое ужасное, что проблема даже не в инфекциях, не в образе жизни. Она спрятана глубже. Наблюдалась у меня одна женщина. Три беременности, и все неудачные. Первая – аномалия развития, несовместимая с жизнью, обнаружена в 18 недель. Такое бывает. Аборт. Вторая – регресс, 7 недель. Такое еще чаще бывает. Снова аборт. Третья – внутриутробная гибель плода, асфиксия. Полное отсутствие инфекций, генетических нарушений. Вот что здесь? Я не знаю. И никто не знает. А женщина говорит, что уже потеряла надежду, собирает справки на усыновление ребенка из детдома.

Или другой случай – девочка, 19 лет. Из правильной восточной семьи, с домашним воспитанием, никаких вредных привычек, даже спиртного никогда не пробовала. Казалось, что абсолютно здорова. Забеременела. А к восьмой неделе обнаружилось, что у нее не обычная беременность, а внематочная. Ну вот откуда у практически стерильной девочки непроходимые трубы? Знать бы, у кого спросить. И таких случаев – с каждым годом все больше. Необъяснимых, непонятных, непрогнозируемых. И все чаще акушер-гинеколог на приеме произносит фразу: «Мы сделали все, что могли. Вам остается только надеяться и верить».

Но все же чаще всего виной легкомыслие молодой женщины. «Да, я сейчас сделаю аборт, но потом я смогу родить столько детей, сколько захочу, и все они придут в нужное время! А если у меня у самой не получится, так медицина же не стоит на месте – ЭКО сделаю, в чем проблема?» Обманываешь себя? Ну что ж, отлично. А вот природу ты не обманешь. И ЭКО – не панацея, а тяжелейшее испытание, и редко у кого все получается с первого раза. И эти бесконечные ночи ожидания, неизвестности, страстного желания, чтобы наконец-то все получилось, и отчаяние из-за очередной неудачи – все это будет той ценой, которую женщина заплатит за свою излишнюю самоуверенность и беспечность.

Сейчас ко всем нашим врачебным бедам добавилась еще одна – домашние роды. Кто ввел этот смертельно опасный аттракцион в моду, неизвестно, но потери мы несем огромные. Статистика в нашей стране – вещь несовершенная, и точной цифры погибших от неквалифицированной помощи «духовных акушерок» мы не узнаем. Но мне, как врачу, часто хочется задать вопрос: «О чем вы думаете? Вы читали вообще список возможных осложнений во время родов? А знаете ли вы, сколько вы проживете без врачебной помощи, если что-то пойдет не так?» Но ведь рискуют, и рожают, и еще потом смеют агитировать других. И все из-за чего? Обстановка в роддомах им не нравится, а дома, мол, и стены помогают. Интересно, как такой «умнице» стены помогут, если ребенок пуповиной обовьется и умрет, не родившись?

Страшно мне стало работать. Регулярно заполняю медицинские карты и вижу, что число историй с печальным финалом катастрофически неуклонно растет. Все чаще на вопрос «Вы хотите оставить этого ребенка?» я слышу ответ: «Нет», все чаще ответом на вопрос «На что жалуетесь?» звучит: «Я не могу забеременеть», все чаще собираются врачебные консилиумы, и все разнообразнее диагнозы и медицинские заключения. Я бы и рада помочь, да вот только как? 

Pin It on Pinterest

Share This