+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info
Анатолий Чубайс
председатель правления ОАО «РОСНАНО»,
Председатель правления ФИОП

Я не был каким-то выдающимся учеником по физике и математике. Твердый такой хорошист. «Четверки», «пятерки»… Но если уж вы так издалека начинаете, то тогда вы пропустили один момент: то, что я заканчивал Ленинградский инженерно-экономический институт. Сопромат сдавал, например. Для меня это было абсолютно правильно, как теперь стало понятно. Без инженерной компоненты содержательное понимание инновационного бизнеса невозможно.
Я вообще считаю, что понятие «отрасль» – это совершенно особая вещь. Это целый мир, целая культура с авторитетами и неавторитетами, со своими ценностями, понятиями, со своим языком. Отраслевой взгляд мне внутренне близок. Идет ли речь о текстильном машиностроении, о цветной металлургии, об авиастроении. Каждая из этих отраслей – самостоятельный мир. И в этом смысле нанотехнологии – это просто сразу много отраслевых миров.
Когда мы начинали проект «Оптоган», не было ни одного сумасшедшего, который был бы готов вложить туда хотя бы рубль. Мы обошли всех. Все говорили: «Слушай, ты что, свихнулся? Какие на фиг светодиоды?» Пришел господин Прохоров, сказал: «А вот я хочу вложить». – «Вы всерьез?» – «Да, всерьез». Ну ладно. У меня сильные подозрения, что он и сам на старте с известным скепсисом относился к проекту. Тем не менее, на сегодня ясно, что технологический тренд ухвачен! Вокруг нас уже ходят крупнейшие западные производители, стремясь купить наш проект за большие деньги. Мы им отказываем, потому что рано. Кстати, в собственниках этого проекта помимо нас и Михаила Прохорова еще Максим Одноблюдов, Алексей Ковш и Владислав Бугров. Три человека, которые являются авторами технологии. Вот эти три ученика Жореса Алферова создали саму технологию выращивания гетероструктуры. И когда мы выйдем на IPO, они точно все будут миллионерами! И это будет вот такая российская success story. Не потому, что они с помощью Чубайса нефтяную скважину приватизировали левым путем, а потому, что свою собственную технологию коммерциализировали.
Я типичный гаджетоман, уже лет двадцать не представляю себе жизнь без такой техники. Считаю iPhone и iPad одними из величайших достижений человечества за эпоху IT. Мы же не знали, что можно пальцами раздвигать изображение на экране, увеличивая его. А Стив Джобс решил, что нам с вами это требуется. И оказался прав. Все моментально схватились за кошелек, чтобы на последние доллары купить iPhone и iPad. Правда, в очередь за пятым iPhone не записывался. Пока в тяжелых раздумьях, но, видимо, откажусь. В каждом новом устройстве увеличивается фактор модности и крутизны, а уровень функциональности снижается. Мне даже четвертый не нравится. Третий лучше… Но это другая тема.
Меня давно занимал вопрос, насколько человек может сочетать логическое, рациональное познание мира с художественным творчеством. Мне кажется, я вчера увидел некоторые ответы на этот вопрос. Первый и самый удивительный для меня пример – председатель научно-технического совета РОСНАНО, директор Центра фотохимии РАН академик Михаил Владимирович Алфимов. Будучи известным ученым, по своему стажу в живописи он художник молодой. Выставка показала, что соединение большого научного и художественного потенциала – случай не такой уж и редкий, а Михаил Владимирович Алфимов убедил меня, что всерьез увлечься живописью никогда не поздно. Хотя думаю, что в моём случае это безнадежно.
Слышали выражение «наматывать на винт»? В смысле тянуть за собой определенный негативный шлейф. Я в начале 90-х намотал очень прилично – с приватизацией, финансовой стабилизацией 1995-го и прочим-прочим… Собственно, как и любой, кто работал тогда в правительстве или Кремле и сделал что-то серьезное. Эпоха-то была сложная! Словом, ни эмоционально, ни морально я больше не хотел оставаться чиновником. Хватит, хлебнул! Да и линию поведения во время избирательной кампании 1996 года строил так, что сжигал за собою мосты, отрезал дорогу обратно. Нельзя параллельно и с врагами бороться, и думать, как бы они на будущее не обиделись. Или первое, или второе. Передо мной не стояла задача поднять личный рейтинг либо попытаться понравиться кому-то. Делал все для переизбрания Бориса Ельцина, бился с оппонентами, а противостояний, как вы знаете, было более чем достаточно, и все нешуточные.
Наша экономика, промышленные потребители, да и мы с вами – население – энергорасточительны. Не хочу утомлять цифрами сравнений с развитыми странами в похожих климатических условиях, но поверьте на слово – на те же задачи мы тратим в 3–15 раз больше энергии. Это – сложнейшее явление с длительными историческими корнями, в основе которого – и устаревшие основные фонды, и неэффективные технологии, и обычные наши расхлябанность, «широта души» и просто расточительность – даже на фоне бедности. Мы мастерски ухитряемся практически полностью компенсировать немыслимое богатство наших природных ресурсов такой же немыслимой бесхозяйственностью их использования.
Уход политика со сцены – крайне важный, возможно, определяющий масштаб личности шаг. Поступок Ельцина стал для меня полной неожиданностью, но от этого я испытал к нему еще большее уважение. Кстати, это был первый случай за все годы нашего общения, когда Борис Николаевич обратился ко мне на «ты».
Я не силен в рефлексии… Если появляется свободное время, хватаю недочитанную книгу. Знаете такую писательницу Айн Рэнд? Парадоксальное явление! Она написала книгу, которая на протяжении нескольких десятилетий по масштабу влияния оценивалась в США как вторая после Библии. Вдумайтесь! Кстати, и я не подозревал о существовании Рэнд, пока кто-то не наехал на меня в комментах Живого Журнала, заявив, что Чубайс дремуч и наверняка даже не читал книгу «Атлант расправил плечи». А я действительно не читал. Поверьте, «Атлант» – нечто совершенно фантастическое! Это глубинное, безукоризненно выстроенное описание сути либерализма. По крайней мере, читать Рэнд мне куда интереснее, чем терзаться мыслью, достоин ли я места в истории.
Я на самом деле не политик, это не мое призвание. Вот, к примеру, Борис Немцов органичен на митингах несогласных, на баррикадах, там его место. Говорю безо всякой иронии. Но я не хочу двигаться в эту сторону. Жизнь так коротка… В характере русского интеллигента бесконечно стенать и заламывать руки, живописуя творящиеся ужасы и представляя, что станет лишь хуже.. Даже слушать это не хочу! Есть десятки, сотни дел, заниматься которыми мне по-настоящему интересно. РОСНАНО открывает такие горизонты – закачаешься! Считайте, что перед вами везунчик, но я действительно никогда не сталкивался с проблемой подъемного крана в песочнице.
И вообще, иногда полезно с иронией отнестись к самому себе. Как известно, самые большие глупости делаются с самым серьезным выражением лица.

Pin It on Pinterest

Share This