Всех своих пациентов я лечу душой. каждого – бомж, не бомж – лечу, как своего родственника, как маму, папу, ребенка своего. и каждый раз беру на себя ответственность за него. Человеку сложно сказать себе правду, а для меня это как в воду холодную ступить… сложно, я устала от того, что беру все время ответственность на себя. и действительно – а кто дал мне право? каждый сам выбирает, сам думает.
я поняла, что у меня есть дар ставить диагноз, когда уже стала зрелым врачом, когда лет 20 отработала. но если только диагноз поставил и больше не приложил никаких усилий: назначил те же таблеточки и не говоришь, как важна для него каждая таблеточка, – не получится ничего хорошего.
когда врача любят? Врача любят за то, что он умеет разговаривать и умеет слушать. иногда приходится задавать вопросы пациенту, перевести его на ту тему, которая тебе важна. а иногда нужно просто выслушать.
Что дает мне право говорить жестокую правду некоторым своим пациентам? Лишь то, что я знаю, что все болезни возникают от нашего внутреннего состояния души. но не всем людям я это говорю, а только тем, кто точно меня услышит. Это подсказка: если человек не будет менять настроение души, лечение не поможет….
я и веду себя как настоящий врач. как настоящий человек, когда он видит, что он должен отрезать, отломить и сделать больно, а если этого не сделать, понимаешь, что дальше будет еще хуже.
врач – это состояние души. Выучиться невозможно. У нас так много людей учатся в мединституте, а настоящих врачей… не могу сказать, что их по пальцам пересчитаешь, пальцев-то, конечно, не хватит, но их пересчитаешь. Пересчитаешь. а выучилось их очень много. Здоровье наших пациентов зависит не только от врача. наша жизнь зависит от многих причин: социального статуса, местности, где живем, чем дышим, что кушаем, с кем спим, как отдыхаем… и любовь важна.
люди как «шестереночки» друг друга цепляют. идеальная пара – это когда, сколько бы лет ни прошло, а «шестереночки» не стираются. но все меняется в этой жизни – это тоже закон природы. Так и в любви. она многоуровневая, там много составляющих – и химические, и физические, и духовные, и философские – и все меняется по законам мирозданья. и вдруг у человека другая химическая реакция пошла в силу каких-то определенных изменений внешней среды. как врач скажу: изменяется внешняя среда, и человек начинает меняться. Поэтому, если бы любовь не состояла из многих составляющих, может, всегда все было бы идеально и красиво: встретились две половинки, соединились и все. но они попадают в условия внешней среды, они живут в этой жизни. и идеально, если они через испытания проходят и переживают их вместе и одинаково. а иногда бывает так, что этот переживает так, а другой – иначе. один грома боится, а второй любит гром. и вот над ним грозы, грозы, грозы,грозы…
Иногда я боюсь своих желаний. иногда хочется недостижимого. однажды такое желание у меня было долго-долго. оно осуществилось, но прошло через серьезные потери. и я теперь думаю: не надо было этого хотеть, за большое желание гораздо крупнее цена. Почему все так и боятся. оттого и бывает грустно, когда ты точно понимаешь, что все желания, которые ты на самом деле хочешь, осуществляются.
очень люблю фильмы моих родителей: «весна на заречной улице», «шесть часов вечера после войны»… когда смотрю их, то чувствую, что мама и папа рядом со мной, как будто их глазами пересматриваю фильм. Это те две половинки, которые не расстались, они ходили, держа друг друга за ручку. Передо мной и моей дочкой настей пример такой любви.