Солдаты Победы
СЕМЬЯ: фотопроект
Фото: Иван Мирошниченко
Ахмед Махмутович Рафиков
103 года
Младший сержант. Командир стрелковый группы автоматчиков.
Ахмет Махмутович вырос в деревне, с детства умел скакать на лошади. В начале войны служил конным фельдъегерем, доставлял особо важные пакеты. Однажды во время одной из секретных экспедиций попал под бомбёжку, был тяжело ранен, и его, оглушённого, без сознания, бросили в ров для погибших. Только случайно его обнаружил друг, увидел, что паренёк ещё дышит, и спас.
После ранения Ахмеду Махмутовичу было присвоено звание младшего сержанта, он стал командиром группы автоматчиков. Одно из самых страшных его воспоминаний о войне, по словам дочери, — освобождение лагеря смерти Майданек в Польше, где в ночь накануне наступления советских войск было расстреляно и сожжено 18 тысяч заключённых. «Было желание поймать каждого немца и собственными руками задушить», — рассказывал детям Ахмед Махмутович.
Рафиков брал Минск, Варшаву, участвовал в штурме Берлина. Награждён орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги».
После войны стал учителем, преподавал историю, труд и географию в Верхнемайской сельской школе в Татарстане. Автор книги «От Калуги до Берлина», изданной на русском и татарском языках.
Моисей Борисович Шолков
96 лет
Рядовой артиллерийских войск. Наводчик артиллерийской установки.
Семья Шолковых эвакуировалась из Днепропетровска в Челябинск, и в первые годы войны Моисей с одноклассниками в тележки собирали по городу металлолом — чугун — для танкового изводства. В 1942 году ему исполнилось 18, он был призван в армию и попал на Ленинградский фронт. В первый же месяц весь боевой расчёт его артиллерийской установки погиб. В живых осталось двое. «Так я получил боевое крещение», — говорит Моисей Борисович. А новую мощную военную технику под названием «Катюша» артиллерист Шолков осваивал, не подозревая, что её делают на челябинских заводах.
«Очень хотелось жить! — так ветеран формулирует главную мысль своих боевых лет. — Ушёл я на фронт мальчишкой, вернулся мужиком. Хорошее на войне только одно — это День Победы». Моисей Борисович награждён орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Ленинграда», «За взятие Берлина».
Моисей Шолков закончил индустриальный техникум, работал начальником цеха, председателем завкома на химическом заводе в Самарканде. На пенсии вернулся в Челябинск.
Владимир Александрович Визгалин
93 года
Гвардии старший сержант. Стрелок-радист бомбардировочной авиации дальнего действия.
В апреле 1944 года был призван на фронт и после учебки служил стрелком-радистом на самолётах Ил-4. Авиация дальнего действия подчинялась Ставке Верховного Главнокомандующего, полк базировался в ста километрах от линии фронта и вылетал на бомбардировку только по ночам. Владимир Алексеевич участвовал в боях на Украине, в Белоруссии, Польше, бомбил Берлин и Кенигсберг. Имеет 73 боевых вылета.
«Европу я видел только с высоты и только ночью, когда лётчики светящимися бомбами освещали место бомбардировки», — рассказывает Владимир Визгалин. После войны Владимир Александрович продожил службу и до 1951 года готовил специалистов для новых самолётов. С тех пор летает только в качестве пассажира. Награждён орденом Красной Звезды, медалями «За победу над Германией», «За взятие Берлина».
После войны поступил учеником слесаря-инструментальщика на Челябинский часовой завод, работал мастером, а затем много лет начальником механического цеха на Челябинской железной дороге. Один из любимых его фильмов о войне — «В бой идут одни старики».
Евгений Александрович Ганжа
98 лет
Гвардии старший сержант воздушно-десантных войск, командир отделения.
Родом с Дальнего Востока, Евгений Ганжа мечтал стать военным моряком. После 10‑го класса в 1941 году был призван в на фронт, сменил несколько учебных подразделений и в 1943 году попал в 317‑й гвардейский парашютно-десантный полк. Из 144 человек первого состава его роты в живых осталось десять.
«У нас всё было не так, как в кино, когда показывают День Победы, все радуются и кидают в воздух шапки, — рассказывает Евгений Александрович. — Утром 9 мая нас построили и отправили продолжать боевые действия в небольшой чешский город. Наша война продолжалась до 11 мая». Евгений Александрович награждён Орден Отечественной войны II степени, Орденом Славы III степени, медалью «За взятие Вены».
После войны работал в органах МВД, был помощником оперуполномоченного в отделе спецпоселений УВД Челябинска. Закончил службу начальником отдела управления кадров УВД по Челябинской области в звании подполковника внутренних войск.
Сергей Порфирьевич Смолин
96 лет
Рядовой пехоты.
В 18 лет в сентябре 1941 года был призван на фронт из Лётной школы Свердловской области. Попал на Северо-Западный фронт, в состав 166‑й стрелковой дивизии — той, что оттягивала силы немецких войск, которые шли на Москву. Первое формирование дивизии было полностью разбито, Сергей Смолин попал во второе.
Ни разу с сентября 1941 года не ночевал под крышей, вспоминал Сергей Порфирьевич. На земле, в окопах, замёрзшие, голодные, завшивленные, вставали и шли километры и километры, как во сне, с закрытыми глазами, упираясь друг другу в спину. И при этом никогда не было сомнения в том, что мы победим. «Я думал: неужели немцы дойдут до Урала? Там же мама и братишка!» — так он отвечает на вопрос, откуда брались силы.
В 1943 году в бою под Старой Руссой Сергей Смолин был тяжело ранен и демобилизован. Закончил юридический институт, стал адвокатом, работал государственным служащим в органах исполнительной власти.
Виктор Владимирович Шальтис
96 лет
Гвардии младший сержант войск связи.
Когда началась война, Виктору Шальтису пришла повестка из военкомата, но призывная комиссия новобранца забраковала: рост — 1 метр 50 сантиметров, вес — 40 килограммов. Негоден. Отправили обратно на 78‑й завод, работать для фронта. В армию Шальтиса взяли в декабре 1942 года, когда он немного подрос и набрал десять килограммов. Виктор Владимирович стал связистом, воевал на Белорусском, Балтийском фронтах, участвовал в Курской битве, освобождал Белоруссию, Латвию. Войну закончил в Прибалтике.
«Я вам так скажу: если наш брат Иван идёт в бой в обмотках, грязный, немытый — это подлинник. А если в сапогах, отглаженных гимнастёрках с отложными воротничками — это кино. Война — это тяжёлая работа», — рассказывает Сергей Порфирьевич.
После войны вернулся на Станкомаш, закончил индустриальный техникум, работал мастером и старшим мастером, трудился на заводе больше 60 лет. Стал председателем Совета ветеранов Ленинского района Челябинска.