Сегодня предприятие «Челябинскавтотранс» занимается не столько перевозками, сколько строительством жилья, и на этом поприще завоевало доброе имя и репутацию надежного делового партнера. Своими успехами коллектив во многом обязан скромной женщине – Нине Федоровне Шевченко. Занимая должность заместителя директора предприятия, она соединяет в одном лице обязанности руководителя, снабженца, кадровика, наставника, и отчасти даже дипломата, (поскольку для успешного решения всех стоящих перед городскими зодчими проблем без дипломатических способностей точно не обойтись). Впрочем, сама Нина Федоровна в своей работе никакого подвига не видит и считает, что настоящий строитель и должен быть многостаночником – то есть уметь все достать, привезти, все проверить и со всеми договориться…
– Ежегодно Челябинскавтотранс вводит в эксплуатацию примерно 4 тыс. 200 кв. метров жилья, – рассказывает Нина Федоровна. – Не так много, чтобы соперничать с фирмами, работающими на рынке уже не одно десятилетие. Но мы берем качеством работы, высокой степенью ответственности. За все время своего существования предприятие не допустило ни одного прокола, не обмануло надежд ни одного дольщика. Поэтому люди нам доверяют, они уверены: Челябинск-автотранс не подведет. И вот это людское доверие и есть наше главное конкурентное преимущество.
– А с чего все начиналось?
– Для меня знакомство с Южным Уралом началось в 1964 – м году. Я закончила Энгельский коммунально – строительный техникум, отработала по распределению в одной из воинских частей Казахстана, потом вышла замуж и приехала в Челябинск. Не понравился он мне ужасно! Помню, стою на остановке, дело в июле, и вдруг снег… Еще помню трамваи с дверью гармошкой, молодежь в них на ходу заскакивала: толкнешь дверь, она и сложится.
– И вы заскакивали?
– Я – нет! Легкомысленной никогда не была. Меня по – другому воспитывали. Я всегда стремилась добросовестно работать, знала цену трудовому рублю. В техникуме мы получали сначала 8, потом 14 рублей, первая зарплата у меня была 68 рублей. Ну, а 85 – это были уже большие деньги… В 1965 году я пришла в областное управление пассажирского транспорта в качестве инженера ПТО. Строили мы тогда, в основном, производственную базу для автотранспортных предприятий и примерно раз в пятилетку – пятиэтажный дом. Это было событие огромной важности, потому что очередь на жилье только среди челябинских автотранспортников составляла более 2 тысяч человек! Потом на базе нашего предприятия было создано Южноуральское территориально – транспортное управление с отделом капстроительства. Мы возводили новые автозаправки, станции техобслуживания, объекты соцкультбыта, реконструировали и переоснащали старую производственную базу, а вот жилья по – прежнему строили мало и – только на деньги, выделяемые министерством. А когда дом сдавался, непременно надо было отдавать определенный процент теплосетям, военным, горисполкому…
Строительство жилья в сегодняшнем виде, то есть на деньги дольщиков, началось после 1991 года, когда большинство предприятий, в том числе и наше, пустилось в самостоятельное рыночное плавание.
– Сколько тогда стоил квадратный метр?
– В переводе на нынешние деньги – один рубль! Но сам факт необходимости покупки жилья, которое всегда было бесплатным, стал революцией в сознании людей. Кстати, в те годы оно росло в цене не такими уж высокими темпами. В 1997 мы строили кирпичную вставку на Энгельса, квадратный метр стоил 3 тысячи рублей. Сейчас его стоимость – от 25 до 50 тысяч.
– Чем ЧАТ отличается от других строительных организаций?
– Мы расселяем жильцов из ветхоаварийного жилья. За время реконструкции квартала Блюхера – Тарасова – Сулимова – Омская ЧАТ построил около 20000 кв.м нового жилья. При этом мы снесли три 2 – этажных барака, жители которых получили новое жилье.
– Что в планах у вашей организации?
– Элитный кирпичный дом на ул. Блюхера за 2 – й Дорожной больницей. На первом этаже будут магазины, кафе – инфраструктура, которой так не хватает в этом микрорайоне. Еще ЧАТ намеревается построить четырехэтажную автопарковку на улице Сулимова. Тоже любопытный объект. И важный, учитывая рост числа автомобилей на улицах города.
– Какие объекты в Челябинске вам представляются наиболее интересными?
– Мне очень нравится Свято – Троицкая церковь на улице Кирова, Дом архитектора близ Гипромеза, радует, что появляется много красивых жилых зданий, которые приходят на смену типовому жилью.
– Сейчас снова в моде «сталинки»…
– Спору нет, дома сталинской архитектуры привносят в атмосферу современного города ощущение времени, но, на мой взгляд, не очень удобны: небольшие комнаты и огромные коридоры напоминают о коммуналках, в которых места общего пользования были больше собственно жилых. Современные квартиры удобнее.
– Говорят, наши предки при строительстве дома закладывали под матицу куклу – оберег. Верите ли вы в существование духов дома?
– Я – строитель, и верю только в собственные силы и возможности. Только однажды была свидетелем, когда в фундамент строящегося шестиэтажного здания таксопарка высыпали целый пакет с мелкими деньгами – на счастье. Это было в 1969 году.
– Есть ли в вашей семье еще строители?
– Внучка Катя учится в Монтажном колледже и, возможно, пойдет по моим стопам. Хотя я не оказывала на нее никакого давления! Это вообще не в моих правилах. Люди сами должны делать выбор, и отвечать за него должны тоже самостоятельно. Во всяком случае, сама я стараюсь следовать этому принципу и в жизни, и в профессии.
В моей жизни существует только работа. Но, зато какая работа! Когда видишь, как оживает построенный твоими усилиями дом, как на бывшем пустыре появляются качели и песочницы для детей, цветочные клумбы, беседки для пенсионеров, скамейки для влюбленных, охватывает ни с чем не сравнимое чувство. И тогда понимаешь: строитель – это особая профессия, которая несет людям шанс стать счастливыми.