+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

Репортер Сергей Куклев отправился в дикое организованное и бесплатное путешествие по Уральским горам, чтобы рассказать, как проводят свой досуг культурные люди, ищущие приключений.

7:00
С Федором Жижилевым все начинается в семь утра. Иначе не успеть, ведь надо отъехать от Челябинска километров на 200-300, облазить очередную южно-уральскую достопримечательность и вернуться обратно. Вот и в поездку на Аракульский Шихан мы отправились ровно в 7:00.

Маршрутка за полчаса доставила меня от центра до торгового комплекса, от которого обычно начинаются экспедиции «Утомленных городом». «Утомленные городом» – это детище Жижилева. Маленькое сообщество тех, кому не сидится в выходные на месте, но ежедневные дела не дают переселиться на побережье Индийского океана.

Душа и сердце компании – Федор Егорович. Немолодой уже мужчина, зато в самом расцвете сил. По профессии – строитель, но неожиданно нашел себя в краеведении. Начал в компании с археологом Гаязом Самигуловым и спелеологом Владимиром Юриным. А теперь уже сам член «Русского географического общества», возит горожан, истосковавшихся по природным красотам и какому-никакому экстриму, в пещеры, в горы, в какие-то совсем уже оторванные от цивилизации деревни.

7:30
Егорыча, как между собой называют его немногочисленные, но преданные адепты «секты» «Утомленных», видно издалека. Выстиранная дождями ветровка, брезентовые брюки, тонированные очки и кепка.

Чаще всего Егорыч точно знает, куда и зачем держит путь. А несколько часов общения с ним заменяют трехмесячные курсы краеведения. Он покажет и расскажет про все камни, лежащие вдоль трассы, вспомнит рассказы южноуральских путешественников, поддержит беседу о дзен-буддизме и напоит чаем из каких-нибудь заветных трав. В общем, Жижилев – это такой умудренный персонаж из «Сказов об Урале», с автотранспортом и огромным желанием вам этот транспорт безвозмездно или за символическую плату предоставить и забросить в заповедное местечко с историей.

Сейчас Жижилев бодр и активно командует заспанными экспедиционерами.
– Таня, рюкзак в багажник! Люда, провизию на задний ряд!

Челябинск только просыпается, устав от рабочей недели. Мы просыпаемся вместе с ним. Но, в отличие от земляков, вынужденных терпеть беспощадный субботний эфир, у нас свой источник информации – Егорыч.
– Как вы думаете, какой был рост у Наполеона Бонапарта? – спрашивает он в микрофон в арендованном автобусе. И не дожидаясь ответа, говорит, что самодержец был вполне высок и осанист, а все байки о его пигмейской природе – злые пересуды.

10:00
Тут надо заметить, что рассказывать Жижилев любит. Например, он уверен, что территория современной России и в частности Урала заселялась не с Запада, как учили нас, а с Востока, со стороны села Усть-Багаряк в Кунашакском районе. Вообще, в голове у Федора Егоровича потрясающая окрошка из самых противоречивых сведений о Южном Урале. Общение с учеными и историками привело к тому, что гипотезы и теории, которыми и жива наука, осели в голове профессионального строителя. И каждую из них он готов отстаивать с пылом неофита. При этом Жижилев – вовсе не рафинированный кабинетный обитатель. Он практик с мозолистыми руками.

Минувшей зимой мы ездили (еще не таким обширным составом, как на Шихан) в поселок Слюдорудник – настоящую Мекку для начинающих спелеологов. На обратном пути вторая машина из нашего каравана во время «технической остановки» вильнула на обочину и основательно застряла в снегу. Имеющийся тканевый трос лопнул, как гитарная струна на минорном аккорде, когда Егорыч попытался вытащить джип-паркетник своей «десяткой». Паркетник при этом не вздрогнул ни одним мускулом. Пришлось тормозить дальнобойщиков на самосвале. У этих был солидный трос-двадцатка, но вот в проушину джипа залезать он отказался. Выручил парнишка, который остановился, моментально сориентировался, сложил свой трос вчетверо и приладил к застрявшей машине. Грузовик справился с задачей моментально. Мы пожали водилам руки, предложили денег, но те отказались. Это было последним приключением в тот день, а эта великолепная суббота только начиналась…

11:00
Подъезжаем к Каслям. Здесь Егорыч объявляет остановку, и обитатели автобуса наконец знакомятся. Потрясающая компания собралась. Семья конезаводчиков, заслуженный геолог, пара преподавателей из челябинских вузов и – неожиданно – профессор философии из Нью-Йорка. Приехала проведать родных, а заодно решила приобщиться к нашим красотам. Вся эта разнородная публика два часа спорила, пела песни и предвкушала виды с вершины аракульского Шихана.

Как видно из названия, Шихан расположен в непосредственной близости от озера Аракуль и одноименного поселка. Чтобы не тратить время, рекомендую воспользоваться Википедией. Но, по большому счету, наша цель – это такая двухкилометровая скальная стена посреди леса. И это, пожалуй, все, что нужно знать об аракульском Шихане.

А вот о Жижилеве поподробнее. Он – бессеребренник. Представьте, практически любая поездка с ним обойдется примерно в тысячу рублей. То есть – стоимость бензина и услуг водителя. По этой же причине гидов с компасом в голове он не приглашает. Перед нашим рейдом краевед попросил меня загнать в навигатор трек маршрута до Шихана. Я так и сделал.

Пока колесили по Каслям, Егорыч вспоминал о прошлой нашей с ним поездке на Слюдорудник. История у поселка простая. Все как обычно на Урале. Сначала нашли золото, и в горы пришли люди. Потом обнаружилась слюда, и пригнали заключенных. Дальше горы открыли месторождение кварца, и снова нашлось заделье для горных мастеров и рабочих. В настоящее время шахты Слюдорудника законсервированы. Для опытного спелеолога они вряд ли представляют интерес. Зато детям тут раздолье.
Поселок расположен в полутора десятках километров от Кыштыма. Воздух тут не в пример чище челябинского, а снег белого цвета, чего лично я не видел давно. Конечно, в первую очередь сюда едут, чтобы спуститься в слюдяные шахты. Спуск ко входу в шахту легко найти по схеме у тропы. Пройдешь метров 250 – и вот деревянная лестница, в конце которой чернеет дыра, обрамленная снежным «шарфом». Внутри всегда тепло (примерно +5) и влажно, почти как в настоящей пещере. Заблудиться вряд ли получится, но нужно быть внимательным, в конце одной «ветки» есть шурф, в который сваливали выработанную породу. Глубина его такая, что мой фонарик до дна не досветил. Поверху этой ямы брошены хлипкие мостки, и соваться к шурфу с детьми стоит только с соблюдением драконовских мер безопасности. Это маршрут для особо беспокойных товарищей.

13:00
Пока говорили о Слюдоруднике, доехали до Силача. Поселок Силач – последний населенный пункт на пути к Шихану. Мрачное местечко. Ни остатков совхоза, ни производств, которые в этой глуши были бы неоправданно дороги. По картофельным заимкам за бревенчатыми заборами ходят черно-белые коровы. Улицы пусты. Даже тамошнее сельпо закрыто перекладиной с крашеным голубым замком.

– Чем тут занимаются люди? – недоуменно спросила профессор философии из далекой Америки. Семья конезаводчиков синхронно пощелкала пальцами по горлу.
– Пьют, – кратко подытожила геолог.
– Думаю, в Аракуль или Касли ездят работать, – оптимистично заметил я. Но, честно говоря, поводов для оптимизма не наблюдалось.

14:00
Погода не задалась. В хмари, которую и не пытался разогнать ветер со стороны Силача, обитали бесчисленные комары. Через двести метров ходьбы по дороге кто-то снял первого клеща…Чем хорошо путешествие в незнакомой местности, так это тем, что можно бесконечно вспоминать прошлые выезды начинающих дауншифтеров.

Опять зашел разговор про зимний Слюдорудник. Рассказываем новообращенным туристам про храм Сошествия Святого духа на апостолов. 1764 года постройки, между прочим. В Кыштыме вообще много таких древностей, не зря город считается одним из красивейших в области. Храм был пуст и темен. Мы заехали поздновато, службы уже окончились, и бабушки-прислужницы уже тушили последние свечи. Они немного поворчали, но Егорыч, обезоруживающе улыбаясь, сказал, что мы ненадолго. М-да, тут трудно передать словами пережитые ощущения.

17:00
Идем колонной по тропе. Я учу педагогов бедуинскому шагу. Это такой длинный ритм, похожий на походку верблюда. Считается, что так меньше устаешь. Ничего подобного. Вот если ехать на верблюде, эффект был бы выразительней. Особенно при хорошей погоде… Полчаса. Сорок минут. Час.

Мне очень хотелось бы написать о красоте, сбивающей с ног на каждом шагу. Но это было бы обманом. На самом деле наш путь пролегал по изрядно размытой дороге, поглотившей не одну легковушку. К вечеру пошел настоящий ливень, и нам пришлось повернуть обратно. Через пару часов, уже в Силаче, выяснилось, что дождь размыл грунтовку настолько, что семья конезаводчиков заскучала по безотказному четырехногому транспорту.

– До Шихана мы не дошли? – уточнила профессор философии.
– В другой раз дойдем, – жизнерадостно пообещал Федор Егорович, позабыв, однако, про разделяющие нас географические и ментальные границы.

Женщины достали бутерброды, пледы и железные аргументы отправляться домой.

19:00
Конечно, мы не сдались. Я включил оба имеющихся навигатора, а конезаводчики завели внедорожник. Вместе с Жижилевым мы вжались в салон.

На всякий случай объясню, что такое GPS-трек. Это не координаты конкретной точки на поверхности Земли. Это – сотни точек, составляющие маршрут, путеводная нить на экране навигатора. Ими делятся автолюбители и туристы, покоряющие пока еще дикие места. То есть, по сути, заблудиться, следуя треку, практически невозможно. Но у нас получилось.

Час бессмысленного скольжения в колее доказал, что природа все-таки сильнее человека и низкопрофильных шин джипа. Даже на проходящем в болоте чуде японского автопрома подняться по крутому склону, блестящему от размокшей глины, не вышло.

Да, Шихан был где-то рядом. Да, наш полноприводный экипаж был уверен в успехе, вооруженный последними технологиями в деле ориентирования…

– А где этот Шихан? – задумчиво спросил Жижилев, глядя, как извилистая линия скаченного в Интернете трека к Шихану, казалось, уменьшалась. А вот расстояние до конечной точки – наоборот. Сначала мы были в трех, потом в четырех и пяти километрах. Гора упорно отказывалась стать покоренной.
– Тут никакой геопатогенной зоны нет? – спросил водитель, уставший от борьбы со стихией и мной, тихо матерящимся на заднем сиденье.
– Тут есть поселок Силач, где одна сплошная патогенная зона. И не только гео, – откликнулась супруга конезаводчика.
– Все, шабаш… – подытожил Федор Егорович.

На этом я хотел бы закончить репортаж в стиле «Один день…» День кончился в автобусе, когда уставшие, но сбившиеся с пути покорители гор заснули в креслах. С Шиханом не срослось. Но во всех поездках «Утомленных городом» с моим участием всегда было что-то хорошее. И это хорошее – Жижилев.
Он – проводник к красотам нашего края. И если вам понадобится сталкер-дауншифтер, помните, что если раньше такого можно было искать годами, то нынче социальные сети существенно упростили задачу. Найти время на то, чтобы на день-два убежать от недельной рутины, просто. Главное – знать, с кем и куда.

Pin It on Pinterest

Share This