1920-е годы. Германия. В Берлине на балу два бизнесмена поспорили: пока длится вечер, один из них успеет напечатать деньги из ткани платья спутницы второго. Отрезали полоску от шлейфа, и через два часа спорщик вернулся с отпечатанными на светло-розовом бархате банкнотами достоинством 4,2 золотых марки или 1 доллар. Такие суррогатные деньги были в ходу в Германии и Австрии с 1914-го по 1924 год. Из-за нехватки разменных денег на некоторых территориях печатали свои локальные банкноты – на любом подручном материале. Их называли Notgeld – «чрезвычайные деньги».
– Это любопытный раритет. Банкнота каталогизированна. Её привёз в Челябинск из поездки в ГДР наш коллекционер Николай Михайлович Асанов, заслуженный горняк, – рассказывает Георгий Кононов, владелец антикварного салона «Боспор». Ещё один артефакт той бурной эпохи понятен без комментария. На конверте письма в редакцию журнала «Нива» наклеены марки с портретом государя-императора Николая II, дата на почтовом штемпеле – 2 марта 1917 года. Февральская революция только что завершилась.
В здании бывшего бомбоубежища на улице Советской, 38, где год назад открылся антикварный салон «Боспор», стены дышат историей, даже фрагмент старинной каменной кладки сохранился во втором зале.
Мы беседуем в третьем зале, небольшой гостиной с камином, под тикание старинных бронзовых часов. Над каминной полкой – старинная икона Георгия-Победоносца, небесного покровителя хозяина. Кстати, совсем недавно одну из икон, бронзовую, представленную челябинским салоном «Боспор» на антикварной выставке в Центральном доме художника в Москве, приобрел для своей домашней коллекции Сергей Шойгу.
Но настоящая гордость личного собрания Георгия Кононова – комплект настольных медалей, разработанных Екатериной II для иллюстрации истории России. Для книги было сделано 325 рисунков-медальонов, и 94 из этой серии были отчеканены в металле при жизни императрицы – они хранятся в Эрмитаже. В честь празднования 300-летия дома Романовых было решено отчеканить сохранившимися штемпелями несколько памятных копий екатерининского комплекта. В коллекции челябинского антиквара 76 медалей из 94, и собрание такой полноты вряд ли можно отыскать. Мне их увидеть не удалось – комплект экспонируется в Москве. А куплен он был, как и многие нумизматические ценности, на аукционе в Германии, куда после развала СССР стали перебираться наши соотечественники.
– Люди надеялись, приехав за рубеж, продать все по хорошей цене. Но так ничего не смогли заработать. Советские юбилейные рубли коробками лежат в антикварных лавках Германии, и сегодня мы их снова завозим. Нумизматика распрямила крылья. Появилось много монет, которых мне в моей юности даже вообразить было нельзя, их просто не было тогда на рынке. Сейчас коллекционировать одно удовольствие, – Георгий Алексеевич показывает монеты из разных стран. – Эти, например, из Сомали, они выполнены в виде миниатюрных геометрически тел: куб, пирамида, конус и т. д. Или вот овальная монета с островов Кука с кусочком угля, поднятого из трюма затонувшего 150 лет назад парохода, следовавшего из Нью-Йорка в Новый Орлеан.
Нумизматикой Георгий Кононов увлечен с детства, тогда чуть ли не каждый второй что-нибудь да собирал: марки, значки, монеты, календарики, открытки, спичечные этикетки… Челябинский клуб коллекционеров в 1970-е годы был одним их самых известных и авторитетных. Сегодня интерес к коллекционированию вновь возрождается.
– Что подарить человеку, у которого все есть? Универсальное решение – меморабилия, оформленный в рамочку автограф или артефакт, связанный с известными людьми – от Фёдора Шаляпина до Майкла Джексона, – продолжает знакомство с коллекцией салона мой собеседник. – Но бывают и весьма специфические интересы, например, кто-то собирает только наручные компасы. А это тоже целый пласт! Когда ты не сталкиваешься с этим, то и не задумываешься – ну да, стрелка показывает север-юг, запад-восток. А они были самые разные: туристические, для пионеров-следопытов, спортсменов, военных, геологов… Или вот сейчас, в год столетия двух революций, стала популярна советская тематика. Есть самое первое полное собрание сочинений В. И. Ленина, изданное в 1930-е годы, причем без купюр и цензуры.
У входа в салон висят багряные бархатные знамена. Георгий Кононов мечтает собрать полную коллекцию из 15 стягов всех республик. Пока есть СССР, РСФСР, Украина и Белоруссия. Краснознамённая коллекция украсит входную группу – спуск в бывшее бомбоубежище на улице Советской. А ещё тут должны появиться два крылатых льва – геральдические символы древнего Боспора.
– Я родился и до 17 лет жил в Керчи, столице Боспорского царства, мы пацанами бегали на горе Митридат и после дождя собирали монеты. Тех монет не осталось, но это название для меня как кусочек Родины.