В городе есть несколько мест, случайно сохранившихся нетронутыми с древних времен (насколько может быть древней история Челябинска). И эти места вам не покажут ни на одной экскурсии. Таня Пелленен, краевед-энтузиаст, по нашей просьбе рассказывает городские легенды. И показывает, где трогать руками.
1 | Старинная набережная
Почему Челябинск в 1736-м был заложен именно в начале современной Кировки, а не в каком-то другом месте у реки? Скажем, не в районе нынешнего ЧГРЭСа, Першино или Казанцево? Потому что тут через реку был брод! Миф о том, что в стародавние времена Миасс был судоходной рекой – всего лишь миф.
В 1830 году землемер доложил, что глубина реки – пол-аршина, то есть 35-40 см. Но при этом до появления Шершневской плотины в 1960-х Миасс вёл себя коварно: весной, в половодье, он разрушал мосты, размывал берега, уносил срубы и заливал Заречье чуть ли не до современного Теплотеха. И так продолжалось 80 лет с момента основания Челябы, пока городской управе было не до укрощения строптивой реки. Наконец, в 1812 году было принято решение укреплять берега. Начали заготавливать гранит (везли, конечно, из карьеров в нынешнем парке Гагарина), и к 1820-му отделали им оба берега. Двухсотлетняя набережная и сейчас существует. Только у краеведческого музея она закатана в бетон, а вот на участке от филармонии до улицы Свободы ее можно увидеть в первозданном виде, сохранились стяжки, петли-ступеньки, кольца для лодок… Можно даже потрогать.
2 | Склады Жигулевского пивзавода
Вот совсем свежая история. Многие видели красивую стену в атриуме ТК «Гостиный двор» – в нее упираешься, когда выходишь из лифта на первом этаже. Это не просто декор. Когда в 1990-е торговый комплекс строился, архитекторам было рекомендовано вписать в интерьер здание пивзавода, открытого в 1942 году на базе каких-то пивных складов. И только в прошлом году сотрудник исторического музея Владислав Демаков установил, что склады эти вовсе не «какие-то» – они принадлежали знаменитому Альфреду фон Вакано, тому самому австрийскому пивовару, основавшему Жигулевский пивоваренный завод в Самаре! Его самарский завод быстро вышел на большие объемы, и у фон Вакано было почти 60 логистических центров по всей Российской империи. Был такой склад и в Челябе, на углу Скобелевской и Азиатской (Коммуны/Елькина), землю под него пивовар купил еще в 1896 году. Пиво приезжало к нам по железной дороге в вагонах-ледниках. На складе его разливали по бутылкам, шлепали этикетку: «Розлито на складе в Челябинске» и развозили по пивным лавкам. Хорошо, что это здание сохранили – одно из немногих.
3 | Контора и жилой дом купца Валеева
Конечно, все знают «Молодежную моду» – нынешний ТК «Лебедь». Сейчас большие витрины, лепнина, изящные очертания магазина скрыты аляповатыми вывесками арендаторов. Большой галантерейный магазин был торжественно открыт в 1911-м, троицкий купец Мухаметжан Валеев, вместо того чтобы устроить банкет, передал деньги мусульманской школе и еврейской общине. Но дело, собственно, в другом. Очень ограниченному кругу лиц известно, что за магазином Валеева, во дворе (вход с Елькина, и мимо бдительной вахтерши не пройдешь незамеченным), по сей день сохранился полукаменный двухэтажный дом, в котором жил сам купец, когда наезжал по делам из Троицка. Сейчас там контора одной из городских торговых организаций, и посетителя ждет очень необычное зрелище: компьютеры и бухгалтерские тетушки в окружении изразцовых печей-голландок, лепнины и шикарных дверей в стиле модерн. Здание в целости и почти первозданном виде сохранилось, несмотря ни на что.
4 | Порт-Артур
«Порт-Артур» или даже просто «Порт» – так называется микрорайон в Ленинском районе, от автодороги «Меридиан» до улицы Барбюса. Откуда в Челябинске порт, когда даже на реке толком причала никогда не было? История началась еще в XVIII веке, когда казакам, населявшим город, стали давать землю и разрешили жить на ней. Так появились казачьи выселки-слободы: Казанцево, Першино, Смолино. На территории нынешнего Ленинского района была Шугаевская слобода. Казаки, естественно, принимали участие во всех войнах, в том числе и в Русско-японской. Когда крепость Порт-Артур пала и война была проиграна, казаки начали возвращаться в родные места и слободы. У Шугаевской слободы пролегла линия Транcсиба, территория вокруг вокзала «кишмя кишела» железнодорожниками, переселенцами, проходимцами-головорезами и вообще криминальными типами. Видимо, что-то в этом «человеческом котле» навевало ассоциации с многострадальным Порт-Артуром. А может, название прижилось на волне патриотизма, охватившего население в то время. Так или иначе, Порт до сих пор с нами, хоть и остался от него один домишко.
5 | Дом Сапеги-Ольшевского
Это история про благородство и милосердие. В далеком 1863-м в Польше случилось дворянское восстание – никак не хотели паны жить по законодательству Российской империи. Восстание было подавлено, а польских аристократов попросили в ссылку. Так в Челябинске оказался Владислав Францевич Сапега-Ольшевский. К началу XX века он занимал несколько видных постов и имел дом на углу Болотной и Болгарской. Во время войны 1904-1905 гг. польский дворянин отдал свой дом под лазарет Красного Креста – Челябинск был узловым пунктом и здесь выгружали ехавших с японского фронта раненых; за ними ухаживали не только сестры милосердия, но и вся прислуга, и сам хозяин. Однажды умирающий офицер попросил Владислава Францевича посадить 30 семян даурской лиственницы, которые вез домой. Тот сдержал обещание, и по сей день в городе сохранилось 5 необычных деревьев – вы, конечно, знаете эту трогательную историю о лиственницах на углу Ленина и Красной. А в память о Сапеге-Ольшевском остались не только они: кусты сирени в том уголке – потомки саженцев, которые год спустя были посажены вокруг лиственниц участниками войны, на тот момент еще обитавшими у Сапеги-Ольшевского. Сохранился и сам дом на углу: в советское время его надстроили тремя этажами, но первый этаж, приютивший раненых солдат, и есть тот самый госпиталь. Присмотритесь, какие арочные окна.
Так же читайте продолжение рубрики «Неочевидный Челябинск, часть 2» и «Неочевидный Челябинск, часть 3»