За последние 10-15 лет понятие «фитнес» прочно вошло в нашу реальность. Для любителей фаст-фуда и прочих излишеств это слово – враг, для тех, кто сделал выбор в пользу здоровья – помощник. «Здоровье – красота – успех» звучит как формула, применимая для современной жизни. Не секрет, что успешные люди рассматривают свою жизнь как процесс инвестиций – вкладывание денег в собственное здоровье одна из ее ключевых норм. To be fit или «быть в форме» – что это значит, как не попасть в зависимость от стремления к красоте, и чего стоит чудо преображения человека. Об этом рассуждают наши гости: Ольга Прокопьева, директор спорткомплекса «Мегаспорт», Юлия Деришева, руководитель клуба «Фитнес Park», Виктория Кильдюшева, управляющая фитнес-центром «Green Club», Евгений Мозгунов, инструктор тренажерного зала «Green Club», абсолютный чемпион УРФО 2014 года и чемпион Евразии России по пауэрлифтингу, Иван Литвак, профессиональный спортсмен, инструктор конкурса «Фитнес-бикини».
Жизнь в стиле фитнес
Миссия: Что такое жизнь в стиле фитнес? Почему, на ваш взгляд, это так популярно сегодня?
Евгений Мозгунов: Я бы не был столь категоричен, чтобы утверждать, что фитнес плотно вошел в нашу жизнь, вопрос очень спорный. По статистике всего 8-10% людей занимаются в фитнес-залах. Достаточно летом просто зайти на пляж, чтобы это увидеть. Основной наплыв желающих мы наблюдаем как раз в первые весенние месяцы, когда люди кидаются привести себя в форму. Естественно, за такой короткий срок у них ничего не получается, они бросают. Мы же не будем говорить, что они занимаются фитнесом. Да, в городе достаточно много фитнес-клубов, и больших и маленьких, но, по сути, в них занимаются те же 8-10%, просто они меняют клубы, переезжают и ходят в зал поближе к дому, пробуют центры, которые только открываются. Но фактический процент занимающихся почти не увеличивается.
Ольга Прокопьева: Уже восемь лет мы ведем свою внутреннюю статистику, и хочу сказать, что все-таки прирост посещаемости есть. Если раньше летом у нас вообще были пустые залы, то сейчас такого уже нет, ушла резкая сезонность и волнообразность, и персональные тренировки расписаны в плотном графике.
Иван Литвак: А мне кажется, фитнес и персональный тренинг надо четко делить. Фитнес по своей сути бессистемен. Для тех, кто занимается в группах в зале – это больше психоэмоциональная разгрузка, чем физический результат, хотя, безусловно, он есть. Если вы хотите конкретный результат, лучше прорабатывать индивидуальный комплекс. Но получается, что многие не понимают, зачем они ходят. Например, сейчас очень популярен стал кроссфит, это очень сложная система тренировок, которая вырабатывает выносливость, силу, но в большинстве своем люди хотят просто выглядеть красиво.
Юлия Деришева: У нас тоже есть статистика. Так как мы находимся в водно-развлекательном комплексе и есть возможность системно подходить к работе над свои телом — через целый комплекс услуг, во многом это людей и привлекает. Очень многое зависит от персонала, от политики клуба, от руководства. Могу сказать, что когда мы открылись в 2008 году, у нас был свой костяк клиентов. За это время до сегодняшних дней приходили и приходят новые клиенты — очень много постоянных клиентов, пришедших именно на этапе открытия и становления клуба. Фактически остаются те, кто пришел и полюбил клуб, его атмосферу, сотрудников. Мы развиваемся, запускаем новые услуги, чтобы клиенты приходили и каждый находил что-то свое.
Особенности национального фитнеса
Миссия: Если сравнить наш процент и процент занимающихся, например, в Европе и Америке, разница будет большой?
Виктория Кильдюшева: Разница будет огромной, во всем мире фитнес-движение пропагандируется глобально, на уровне государственных программ, с самого детства там приучают к мысли заботиться о себе и своем здоровьем. Проблема с лишним весом признана во многих странах на уровне национальной проблемы, и процент занимающихся людей у них составляет порядка 70%. У нас же все фитнес-залы исключительно коммерческие, и заниматься в них или нет – личная инициатива каждого человека.
Иван Литвак: Я сам два года тренировался в Америке. Один из самых дорогих абонементов там стоит 70 долларов в месяц. И я вам скажу, там занимаются практически все. Кто-то более профессионально, кто-то менее системно. Но нигде больше я не встречал тренеров такого высокого уровня. Второй момент – русский менталитет требует размаха, богатства, там же все про очень просто. Для групповых занятий используется всего один зал, и в этом зале рядом можно встретить кого угодно, простого официанта и управляющего компанией. У нас же очень много вкладывают в то, чтобы сделать клуб престижным, русским это очень важно.
Ольга Прокопьева: Если мы сравниваем наш город и какой-то европейский город, то, конечно, посещаемость фитнес-клубов просто несоизмерима. Каждое групповое занятие там собирает до 80-100 человек, которые занимаются в одном большом зале ангарного типа, у нас же такие группы в среднем человек 10-15. Но самая важная разница не в процентном соотношении, а в самом подходе к фитнесу. Однажды на одной большой фитнес-конвенции я услышала одну очень важную фразу, которую взяла себе на вооружение. Мы сидели за чашкой кофе с Патриком Нахафаиком (Patrick Nahafahik – фитнес-тренер из Нидерландов, многократный чемпион мира по хип-хопу, – прим. ред.), который спросил у меня: «Почему в России так мало людей приходит на такие семинары? У нас в обычную субботу на занятия в клубе собирается около тысячи человек, а у вас на фитнес-конвенцию со всей области приехало столько». И дальше продолжил: «Знаешь, в чем разница? Мы продаем людям здоровье, а вы – борьбу с целлюлитом». Меня тогда поразили его слова, а спустя какое-то время я нашла им подтверждение. Несколько лет подряд к нам на лето приезжала одна наша клиентка, которая постоянно живет в Израиле. Она однажды сказала: Я плачу деньги за фитнес, мне это выйдет дешевле, чем если я буду платить за медицинскую страховку, лечение, пластических хирургов и косметологов. Понимаете, им нужно здоровое сердце, здоровые суставы, а не внешне красивое тело. И сейчас я выстраиваю свои отношения с клиентами исходя из этого понимания.
Юлия Деришева: Кстати, могу сказать, что наши инструкторы, которые занимаются самообразованием, выбирая, куда пойти учиться, ездят за границу. Именно оттуда они привозят новый опыт, получают сертификаты и дипломы. А что касается соотношения, мне известна такая статистика: процент вовлечения в Америке составляет 87%, а по России в среднем 7%. Но 7% – это в Москве, Питере, а по регионам статистики нет, но, думаю, это 3-4%.
По щучьему велению
Миссия: Как правильно сформулировать для себя мотив, чтобы пойти заниматься в спорт-клуб? Как он должен звучать?
Евгений Мозгунов: Мы не можем никого заставлять насильно, да и не должны этого делать. Человек сам должен прийти к тому, чтобы почувствовать потребность себя изменить. Просто нужно понимать, что чуда за две недели не произойдет, даже если вы приложите все свое желание и все свои возможности. Для начала стоит оценить себя и понять, насколько ты собой доволен объективно. И второй момент – ты должен захотеть перемен. По моим наблюдениям, сейчас фитнесом занимается в основном молодежь до 20 лет, кому нужно помочь сформировать фигуру, и дальше уже те, кому за 30. Это люди, которые осознали свои слабые места во внешнем облике и здоровье и пришли с конкретной целью в спортзал.
Виктория Кильдюшева: А какой у нас был наплыв зимой, в первые дни после новогодних праздников! Это показательный момент подмены мотивов. Сначала позволить себе все излишества, а потом ждать чуда за несколько занятий. Мы кидаемся из крайности в крайность. Есть те, кто хотят резко похудеть, готовы заплатить любые деньги, но быстро ничего не получается, они бросают, снова начинают толстеть. Нужно быть готовым, что результат вы не увидите сразу, что это постоянная и последовательная работа над собой.
Евгений Мозгунов: Это особенности нашего менталитета. Человек рассуждает – я не знаю, что будет завтра, может и денег на спортзал не окажется, а вы мне тут говорите про перспективу. Делайте меня красивым сейчас.
Иван Литвак: А у меня почему-то наш русский менталитет ассоциируется с дорогами. Все жалуются, что ездим по плохим дорогам, но если предложить человеку сделать хорошую дорогу самому, он будет думать, не как сделать, а как украсть. Для себя мы не готовы идти на жертвы.
Юлия Деришева: Мы недавно разговаривали с тренерами на эту тему: зачем пахать в спортзале, если сейчас и пластические хирурги, и косметология, и пришли к выводу, что сегодня круто быть в тонусе, быть здоровым именно изнутри. Не быть этаким Дорианом Греем, у которого внутри все прогнило, а снаружи просто подшлифовали оболочку. Человек начинает ходить в спортзал, влюбляется в фитнес, в периодику этих занятий, в свое состояние, в новый режим и режим питания в том числе.
Евгений Мозгунов: Да все, по сути, знают, как правильно питаться, но все ленятся. Зачем нужен тренер? Чтобы подпинывал, направлял, контролировал! Сейчас не то время, когда в спорт-клуб ходили, чтобы накачаться или стать спортсменами. В моде подтянутая в меру фигура.
Иван Литвак: Самый хороший мотив – когда ты видишь пример того, как ты хотел бы выглядеть, в этом плане я сейчас очень рад тому, как действуют направления фитнес-соревнований, тот же конкурс «фитнес-бикини». Это красиво. И это не спорт, который отнимает здоровье. Очень долгое время для многих девушек эталоном были модели с подиумов, аскетичные, бледные, но те же 90-60-90 у девушки в хорошей физической форме смотрятся совсем иначе.
Юлия Деришева: Я считаю уже большим шагом и смелостью, когда человек, женщина особенно, смогла перебороть свое смущение по поводу внешнего вида и впервые вышли в зал. Этот шаг очень важен, потом ты видишь, как она расцветает и в ней растет уверенность, внутри ощущение гордости, что в этом есть и наша заслуга.
Иван Литвак: Вы знаете это, наверное, как со стрижкой. Ходишь, привык к себе, а в одно утро проснулся, посмотрел на себя в зеркало и вздрогнул, что такой лохматый. Так и здесь. Человек привыкает к себе, а потом в один момент у него будто открываются глаза. Это щелчок. Так же человек влюбляется. Он не думает, что вот я сейчас три дня посмотрю на него и влюблюсь. Нет, это моментально случается и все, жизнь меняется.
Каждый выбирает по себе
Миссия: В чем плюсы и минусы больших спортивных центров, в чем – небольших фитнес-студий?
Ольга Прокопьева: Один из решающих критериев при выборе фитнес-центра – шаговая доступность. Хорошо может быть везде – и в маленьком, и в большом, это вопрос личного комфорта. Второй важный момент – комплексность. Например, чтобы можно было заниматься и детям, и какие-то еще услуги получить.
Юлия Деришева: Вы знаете, к нам приезжают со всего города, тут, наверное, больше другой фактор важен: насколько человек получает то, за чем приходит. В плане личного результата, в плане сервиса, уровня тренеров и так далее.
Евгений Мозгунов: Давайте определим, для школьников и студентов важна цена и доступность занятий. Женщины, у которых дети, выберут те клубы, где и ребенок сможет заниматься. Мужчинам важно, чтобы было нужное ему оборудование. Это все очень индивидуально.
Ольга Прокопьева: У крупных фитнес-центров есть один важный плюс. Возможность выбора. Вам надоела одна система тренировок, вы можете, оставаясь в клубе, сменить занятия, переключиться на что-то другое, отдохнуть.
Иван Литвак: Но есть и большой минус. В большом потоке клиентов сложно соблюдать индивидуальный подход, чтобы человек понимал, что ждали именно его.
Миссия: На что нужно обращать внимание при выборе фитнес-центра?
Евгений Мозгунов: На администратора, это первый человек, который тебя встречает в клубе, и он может либо сразу оттолкнуть тебя, либо увлечь и вселить уверенность, что все у вас получится.
Иван Литвак: Вы знаете, в целом уровень большинства челябинских фитнес-центров очень низкий: по набору занятий, по уровню тренеров, по оснащенности. Большинство фитнес-центров боятся вкладываться в обучение тренеров, думают, что они уйдут. Ну, уйдет, научишь нового. А тренер – это уровень фитнес-центра. Это первый показатель качества.
Юлия Деришева: Плюс к этому важен сервис. Мы сами с этим столкнулись. Тренеры у нас профессиональные, все сертифицированны, но важно, чтобы команда складывалась из всего коллектива, чтобы на респешне сидел сервисный и чуткий администратор, чтобы залы убирались качественно, важно все — и по отдельности, и вместе.
Модная зависимость
Миссия: Существует ли в фитнес-индустрии мода, и в чем это проявляется?
Виктория Кильдюшева: Как бы мы ни утверждали, что люди выбирают сознательно, но есть модные тренеры, есть модные места, где заниматься – вопрос не результата, а престижа. Но тут мы возвращаемся к вопросу целей и мотивов. Зачем это человеку? Похвастаться перед своими знакомыми? С другой стороны, когда появляется что-то новое, первая естественная реакция человека – любопытство. Мы все ходим в новые рестораны, магазины, кинотеатры, потом волна первого интереса уходит, и человек начинает искать то, что нужно ему. Так же как и новые направления. Они становятся модными, на них идет очень много людей, пробуют, потом остаются те, кому это нравится.
Юлия Деришева: Мода вообще многое определяет в нашей жизни, надо это признать. У нас в Челябинске свой формат «модного». Но я все-таки склонна понимать моду как то, что идет в ногу со временем. Например, очень опытный тренер становится модным именно потому, что под его началом есть результаты, и к нему запись на два месяца вперед. Также есть мода на спортивную одежду, это важно для наших девушек — выглядеть модно даже в зале.
Иван Литвак: Это тоже особенности русского менталитета. В Америке вообще никто не задумывается о том, модные ли на нем кроссовки, главное, чтобы было удобно.
Вместо эпилога
Миссия: Проговорите ключевые золотые правила в стремлении к красоте и здоровью. О чем стоит задуматься, и каких вещей нельзя делать ни при каких условиях?
Юлия Деришева: Как и в любой сфере в жизни, я считаю, для достижения результата важны, прежде всего, система и чувство удовольствия, с которым ты приходишь в клуб. И нужно избегать лукавства. Как это применимо к фитнесу? Если ты идешь заниматься, иди искренне, а не для того, чтобы там лениться или болтать с тренерами, жаловаться им на жизнь. Понимайте, что вы это делаете для себя. У каждого может быть свой личный мотив заниматься фитнесом, нужно просто определить для себя свой. Но даже если вы туда идете, чтобы покрасоваться или с кем-то познакомиться – это уже хорошо. Приходите! Вы сами не заметите, как вас увлечет фитнес.
Евгений Мозгунов: Нужно подойти к зеркалу и честно признаться, нравится тебе отражение в нем или нет. Каждый человек понимает свои недостатки и свои слабые места – посмотрите на себя в зеркало и оцените свое самочувствие. Не надо ничего бояться и думать, что ничего не получится – получится! А тренеры вам в этом помогут!
Иван Литвак: Для меня золотое правило, на котором все держится – это команда. Это люди, которым ты доверяешь, кто поможет тебе в достижении своих целей. Тогда ты и в клуб приходишь с удовольствием, ты знаешь, что никто тебя не осуждает, а, наоборот, помогут советом и делом. Я говорю про ощущение плеча рядом. Ведь любой спорт это на 50% эмоция. Любые технологии тренировок до конца не доказаны, потому что очень важен момент внутреннего настроя и комфорта. Очень важно понимать и работникам фитнес-индустрии, что пока ты хочешь заработать на клиентах деньги, у тебя ничего не выйдет. Важно человеческое отношение и заинтересованность помочь.
Виктория Кильдюшева: Мое правило – это чувство меры. Стало модным сушиться, все девочки бросились сушиться, да так, что здоровье подрывают. Модным стало попу накачивать, накачают так, что ни одни джинсы не застегиваются. Спрашиваешь, зачем тебе лично это нужно? Не знаю, вот моя подруга сделала, и я тоже пошла в зал. Одно время было очень модным увлечение йогой, все сразу поехали в Индию. Приезжают оттуда бледные, становятся вегетарианцами, резко бросают привычный образ жизни. Это тоже крайность. Все должно быть в золотой середине. Это относится вообще к жизни. Мне кажется, это залог гармонии и счастья.
Ольга Прокопьева: Для меня основное правило – это любить себя. Я согласна со всеми. Пусть к нам приходят каждый за своим, кто-то качается, кто-то танцует, кто-то общается, но каждый должен любить себя и свою цель. Именно любовь к себе помогает и меру соблюсти, и первые места занимать, и выдержать нагрузки тренировок. Совершенно точно, что человек уверенный в себе физически становится уверенней внутренне. Главное – сделать первый шаг к этому.