+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

В 2015 году институту антимонопольного регулирования России исполняется 25 лет. С распадом Советского Союза и началом рыночных отношений, пожалуй, впервые в нашей стране возникла необходимость на уровне закона регулировать их чистоту и прозрачность. Сейчас мы абсолютно уверенно говорим о понятиях «монополия», «честная конкуренция» и «права участников рынка». О том, какие вопросы решает управление сегодня, что важно помнить любому руководителю, и можно ли учиться на чужих ошибках, рассуждает Анна Козлова, руководитель Челябинского УФАС России.

Анна Алексеевна, в такую важную дату что могло бы стать лучшим подарком?
Мы уже получили такой подарок: по итогам работы в 2014 году Челябинское УФАС России впервые за всю историю существования российских антимонопольных органов было признано лучшим среди 84 территориальных органов ФАС России.

Это большое достижение! По каким критериям оценивалась ваша работа?
Система оценок очень сложная, многоуровневая. Оценивалось, например, соотношение вынесенных и исполненных предписаний; соотношение числа обжалованных решений и предписаний в суд и числа выигранных дел; сумма наложенных штрафов к фактически уплаченным. Плюс к этому мы заняли первое место по адвокатированию конкуренции, наша пресс-служба показала лучшие результаты по всей России. По интенсивности работы со СМИ, например, мы обогнали даже Москву. А чем больше мы говорим и объясняем публично, тем более эффективна наша работа.

Помните момент, как вы пришли работать в Управление?
С этим связана одна забавная история (улыбается). Я выходила из декрета, в котором была достаточно долго – сначала первая дочь, потом вторая. Узнав, что в отдел защиты прав потребителей требуются сотрудники, пришла к начальнику отдела. Он просто схватился за голову, увидев меня: двое маленьких детей, это же постоянные больничные, отгулы! И я дала ему слово, что не прогуляю ни одного рабочего дня. Так и вышло! Видимо, я тогда так мобилизовалась, что до сих пор практически ни разу не пропустила работу. Сначала меня назначили специалистом первой категории, через несколько месяцев стала уже ведущим специалистом, через три года – начальником отдела. В 1998 году, как только я получила юридическое образование, стала заместителем начальника управления, а в 2006 я его уже возглавила.

Выбор профессии был для вас шагом осознанным?
У моего брата, которого я очень любила, с детства была мечта – стать следователем. Но в наши советские времена получить специальность юриста было очень сложно, поступить на юридический факультет было большой удачей. И я, закончив школу, стала выбирать профессию методом исключения. Так как я с детства занималась спортом, даже входила в сборную области по лыжным гонкам и биатлону, то отношение к себе было очень требовательным. Мне всегда казалось, что я и учусь недостаточно хорошо, и знаю не так много, хотя школу я закончила с хорошим аттестатом. Я тогда подумала: юристом я не смогу стать, дальше отсекла профессию врача, инженера. Что оставалось? Торговля. Профессия товароведа была тогда так же востребована, как и профессия юриста. Отучилась, после чего недолгое время работала в «Молодежной моде», тогда этот «передовой» магазин только открывался. Но это не мое. Как только появилась возможность, я поменяла сферу деятельности и получила второе высшее образование – юридическое.

С чего обычно начинается ваша рабочая неделя, и чем она заканчивается?
Не зря говорят, что понедельник «день тяжелый», а у меня еще и пятница. В понедельник всегда очень много входящей почты. А к пятнице также много исходящих документов. Поэтому именно в эти дни я не люблю планировать какие-то встречи или совещания.

В приметы верите?
Нет. Абсолютно. Ни в карты, ни в приметы. Я к жизни отношусь очень приземленно. Так, например, пятница 13-го лично для меня от другой пятницы ничем не отличается.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области имеет репутацию очень строгого контролирующего органа. В чем заключается ваша власть?
Вообще у ФАС России довольно «странное положение» в системе федеральных органов исполнительной власти. ФАС России находится в ведении Правительства РФ, но при этом имеет право в случае нарушения выдать предписание любому органу власти, такому как МВД России, например, или ФСБ России, которые структурно подчиняются Президенту РФ, а также любому министерству, входящему в состав Правительства РФ, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления. Такие же полномочия и у территориальных антимонопольных органов на своих территориях. Это могут быть нарушения в области госзакупок, проведения торгов, например, по сдаче в аренду или продаже имущества, по продаже земельных участков, нарушения при принятии актов и совершении действий, ограничивающих конкуренцию и так далее. Но дело тут, я думаю, не в том, как мы устроены, а в эффективности нашей работы. В Челябинской области за счет ее промышленной специфики достаточно высокая бизнес-активность. И мне кажется, мы имеем авторитет среди предпринимателей как раз за счет того, что тесно с ними работаем, помогаем им в защите своих интересов и способствуем развитию цивилизованных рыночных отношений в нашем регионе. И я говорю вам не о штрафах или наказаниях. Сейчас мы, например, активно развиваем предупредительный контроль, и это действует! Кроме того, мы довольно редко проигрываем в судах, когда наши решения, предписания и постановления о наложении штрафа обжалуются. Надо отметить, что Арбитражный суд Челябинской областия является правообразующим в антимонопольном регулировании.

Вопросы из какой сферы жизни вы решаете чаще всего?
Мы получаем очень много обращений от граждан и предпринимателей. Часто люди не до конца понимают, какого рода вопросами мы изначально занимаемся,} и рассматривают антимонопольный орган как нечто грозное и влиятельное. Мол, сейчас пожалуюсь, и они сразу всех накажут. С гражданами мы очень мало работаем, поскольку их обращения зачастую не связаны с конкурентными отношениями. Это нарушения в рекламе, некоторые вопросы ЖКХ. Что касается бизнеса, то среди крупных предприятий спорные моменты являются редкостью, чаще всего к нам обращается малый и средний бизнес. С вопросами злоупотреблений хозяйствующими субъектами-монополистами при заключении договоров, нарушениями при закупках для государственных и муниципальных нужд, недобросовестной конкуренцией среди предпринимателей, административными барьерами и так далее.

То есть все-таки вы орган защиты, а не наказания, как многие думают?
Конечно, и один из наших главных законов так и называется Федеральный закон «О защите конкуренции». У нас даже целей и планов таких нет – привлечь к ответственности и выписать штраф. Наша задача наоборот сократить количество мелких дел и соответственно санкций в виде штрафов за нарушения, чтобы снизить финансовую нагрузку на бизнес. Решению таких задач способствует расширение полномочий антимонопольного органа по выдаче предупреждений за нарушения антимонопольного законодательства, в случае исполнения которого нарушитель не привлекается к ответственности.

Если мы говорим о конкуренции, то что такое добросовестная и недобросовестная конкуренция? Говорят, что на войне и в бизнесе все средства хороши.
Есть четкое понятие «недобросовестной конкуренции», закрепленное в Законе о защите конкуренции. Это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили, или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам, либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Все остальное – уже вольное толкование.

Расскажите о вашем управлении?
Оно небольшое, в штате 50 человек, в основном это юристы и несколько экономистов. Приветствуется наличие двух образований: юридическое и экономическое, поскольку в таком случае специалист может адекватно оценивать последствия нарушений с точки зрения экономики и предложить правильное решение. Работа на самом деле очень непростая. Чтобы решить какой-то вопрос, предварительно нужно изучить множество нормативных правовых актов, регулирующих ту или иную сферу – газо-тепло-водоснабжение, электроэнергетику, перевозку железнодорожным транспортом, связь и т.д. При этом жесткой специализации среди сотрудников нет. Поэтому необходимо разбираться во многих сферах с учетом ее специфики. Кто-то не выдерживает такой нагрузки. Но если получается, то вовлекаешься в это всей душой. У меня всегда перед глазами пример нашего руководителя Игоря Юрьевича Артемьева. Это человек, который не просто смог организовать работу ведомства максимально эффективно, но и сам постоянно выступает на заседаниях Государственной Думы, Правительства РФ, инициирует новые поправки в законы, чтобы сделать их еще более эффективными.

Наше управление зачастую является правообразующим, поскольку за последние десять лет рассмотрело ряд прецедентных дел в сфере газоснабжения и электроэнергетики, земельных отношений, перевозок пассажиров, правомерность позиции Челябинского УФАС России подтверждена на уровне кассационной инстанции Арбитражного суда, Высшего Арбитражного Суда РФ и теперь уже Верховного Суда РФ. Например, по прекращению подачи электроэнергии на объекты водоснабжения и котельные, отмене повышающих коэффициентов за недобор газа, отмене расчета числа часов использованной мощности при расчете платы за электроэнергию, нарушению сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению, необоснованному отказу вертолетному заводу в поставке запасных частей для ремонта авиационных часов, по отмене земельных аукционов и возврату земельных участков, предоставленных в пользование хозсубъектам в нарушение земельного законодательства, антиконкурентных соглашений между заказчиком и участником при закупках для государственных нужд, между банками и страховщиками и так далее.

Вы рассматриваете дела, в которых есть те, кто ошибку совершает и те, кто от ошибки страдает. Как вы считаете, можно ли научиться на чужих ошибках?
Наверное, для каждого это будет свой путь и выбор. Меня всегда удивляет, когда одни и те же предприниматели к нам попадают с одним и тем же нарушением. Я этого не понимаю. Ведь это и штрафы, и потраченное время. Есть те, кто действительно старается работать в рамках закона и смотрит на примеры других организаций. Вы знаете, я думаю, это напрямую зависит от того, насколько серьезно ты относишься к собственному делу и репутации, поскольку все решения, предписания и постановления о наложении штрафа антимонопольным органом размещаются на сайте Челябинского УФАС России, а пресс-релизы направляются в средства массовой информации. Наличие претензий со стороны антимонопольного органа не улучшает деловую репутацию бизнеса.

Pin It on Pinterest

Share This