Перспективы открываются только с высоты, а высота определяет реальную мощь и возможности человека, бизнеса, дела. Может быть, поэтому Петр Ищенко, директор строительной компании «Феникс Гран» с таким удовольствием строит многоэтажные дома – высокие, выверенные, надежные, современные. Нам, не строителям, сложно в полной мере осознать, что это такое – превращать пустое пространство, обычный земельный участок в живой, теплый, уютный, наполненный радостями и событиями дом. Совершенно точно, что строитель – это не просто профессия, это целое внутреннее понимание, как кирпичик за кирпичиком, терпеливо и целенаправленно человек может построить всю свою жизнь.
Пётр ИщенкоПетр Сергеевич, какой из этапов строительства вам нравится больше всего – когда только начинаете или когда уже дом готов к сдаче?
Каждому человеку радует душу, когда он видит самые первые плоды своей работы. Пока занимаемся землеотводными и разрешительными документами, только закладываем фундамент, договариваемся, как будут проложены сети и так далее – фактически эта работа визуально не заметна. А вот когда дом уже вышел из фундамента и появляется второй, третий, четвертый этажи, когда вижу, как работа на стройке кипит, каждый занят своим делом, краны, техника… в этот момент понимаю, что удалось сдвинуть настоящую глыбу! Тогда все напряжение, вся усталость, если она есть, уходит на второй план, и чувствую, как сам дом, который быстро растет, начинает подпитывать энергией, давать силы, будто крылья за спиной растут.
Сдача дома – это своего рода экзамен, вы волнуетесь, как его сдадите?
По началу, когда мы только сдавали свои первые дома, волнение, конечно, было, и сильное. Сейчас такого нет. Можно нервничать из-за всего, гадать, сдашь или не сдашь экзамен. Но у строителей есть четкие законы, регламенты, правила, и мы сами следим, чтобы все этим правилам соответствовало. Мы понимаем, из-за чего стоит переживать, а из-за чего нет. В процессе сдачи дома задействовано много комиссий, инстанций, людей. Надеяться на авось, что не заметят недостатки – это просто глупо. Здесь суровая школа жизни, где все решает личная ответственность. Именно поэтому есть иное волнение – чтобы все сделать в срок, чтобы никто из подрядчиков не подвел, чтобы стройматериалы всегда были на площадке, чтобы работа кипела. Не секрет, что строители иногда задерживают срок сдачи домов потому, что их подводят подрядные организации. Очень сложно найти честных, порядочных людей, да еще и специалистов в своем деле.
Если человек вас один раз подвел, вы дадите ему второй шанс или на этом история ваших отношений закончится?
Нельзя всех грести под одну гребенку и раздавать всем одинаковые оценки. Каждый человек несовершенен и имеет право на ошибку. В конкретной ситуации нужно разбираться индивидуально – как именно тебя человек подвел, почему, как из всего этого нашли выход? Потому что одно дело, когда тебя, может быть, и подвели, но осознали, ситуацию готовы исправить. Когда осознанно идет срыв работ, я это расцениваю как диверсию, предательство, а предательство я не приемлю.
Вы жесткий человек по характеру?
Да, я жесткий человек, но сдержанный, и стараюсь всегда семь раз отмерить и только потом отрезать. Я всегда придерживаюсь принципа диалога, просто так кричать и срываться я себе не позволяю. Но если я сказал, что уже принял решение, то к этому вопросу возвращаться бесполезно.
То есть ваше «нет» всегда окончательное?
Да, но оно не скоропалительное, оно обдуманное.
Люди делятся на тех, кто хочет знать будущее и на тех, кто не хочет. Вы бы хотели знать, что ждет вас впереди?
В жизни должна оставаться интрига, иначе жизнь просто станет скучной. Я бы сказал так – нужно не будущее знать, а прошлое помнить. Чтобы уже в дальнейшем не совершать повторных ошибок. Тогда жить дальше будет лучше и приятней.
Какие проекты для вас за последнее время уже завершились или подходят к завершению?
За последние пять лет построены и сданы в эксплуатацию пять 10-ти этажных жилых домов в Советском районе города Челябинска п.Новосинеглазово. Этот район мы особенно любим – он очень зеленый, экологически чистый, в непосредственной близости от города, с достаточным числом детских садов и школ, с прекрасной лесной и озерной зоной. Сейчас мы даже на рекорд пошли – по муниципальному заказу за четыре месяца был построен дом с квартирами для детей-сирот. В Миассе мы строим шестиподъездный жилой дом в лесном массиве по улице Вернадского, в непосредственной близости от озера Тургояк. В прошлом году мы разработали масштабный проект 20-этажного жилого комплекса на ул. Отечественной в Ленинском районе города Челябинска, который архитекторы назвали – «Ворота в Ленинский район». Это проект по-настоящему новаторский, думаю, уже в следующем году жильцы смогут оценить его по достоинству.
Все это многоэтажные дома. Малоэтажное строительство вас меньше привлекает?
На данный момент мы отошли от планов строить загородное жилье. Проанализировали потребности, рынок. Так или иначе основной процент покупателей выбирают квартиры. Те, кто хотели купить дом, уже в них живут. Такого огромного количества предложений по малоэтажному жилью просто не требуется.
Но вы сами выбрали именно жизнь за городом, в собственном доме, почему?
Для меня понимание дома – собственный дом, спокойная загородная жизнь, лес рядом. Каждый выбирает по себе. Понимаете, содержать дом не так-то просто. В доме должен быть настоящий мужик (смеется). Зимой снег во дворе убрать, летом газон подстричь, где-то трубу прикрутить… В своем доме всегда есть работа.
Когда на работе накапливается усталость или какие-то проблемы, что вам помогает?
У меня нет такого идеального рецепта, который бы всегда меня спасал, всегда по-разному. Бывает, приеду с работы, переодеваюсь, телефоны все дома оставляю, и иду в лес, он у нас рядом с домом. Погуляю, грибочков насобираю, подышу свежим воздухом, и благостно становится. А дома супруга грибочки эти почистит, пожарит с картошечкой. Иногда с детьми просто гуляю, у меня два маленьких сына, и все проблемы уходят на второй план. Иногда друзей приглашаю, только с одним условием: ни слова о работе!
Когда у вас появились дети, вы своих родителей стали больше понимать?
Мне родители все время раньше говорили – вот свои дети у тебя появятся, ты нас поймешь. Сейчас говорят – ну вот подожди, подрастут, поймешь. (Смеется) Я не понимаю, что я должен понять. Я точно знаю только одно – своих детей я обожаю. От своих родителей я чувствую огромную любовь и поддержку. Конечно, когда мама сейчас меня пытается целовать, я возмущаюсь, что уже взрослый! Я могу ее понять и как сын, и уже как отец своих детей. Дети – это очень знаковая, основополагающая часть жизни для человека, то, ради чего я живу. Я надеюсь, что мои мальчики будут продолжать мои идеи. Так же, как я продолжаю идеи своих родителей. Я очень рад, что мои родители рядом и помогают в быту и в работе. Вообще, семья это мой тыл, отец – начальник тыла, мама – мой наставник. Со Светланой Георгиевной, моей мамой, мы до сих пор работаем вместе. Я вижу, что ей это необходимо. Меня радуют сияние ее глаз, ее улыбка.
Что сложнее, строить дома или строить отношения между людьми?
Я бы не сказал, что строить отношения между людьми очень сложно. Конечно, всегда есть нюансы, трудности, мы ведь все индивидуальны. Когда строим дом, все материалы должны быть качественными, чтобы потом не было беды. Когда строим отношения, должны присутствовать верность, преданность, чтобы не было обмана и предательства. Все должно быть железобетонно, основательно и без брака.
Скажите, что сложнее, признаться в любви человеку или сказать, что ты его больше не любишь?
Философский вопрос. Конечно, лучше любить, чем ненавидеть. Думаю, что это зависит от человека. Если легко говоришь «люблю», то, наверное, легко будет сказать и «не люблю». Это все эмоции, но есть положительные эмоции, такие как любовь, а есть отрицательные – ненависть, агрессия. И те, и другие эмоции нужно контролировать. Нельзя безгранично любить, но и нельзя ненавидеть больше жизни. Нужно не позволять себе лишний раз даже грубое слово сказать человеку. Всего должно быть в меру, нужно учиться балансировать, чтобы не кидаться в омут с головой, совершая ошибку за ошибкой. За все, что мы говорим и делаем, несем ответственность. Мы не маленькие дети в садике, чтобы сказать – ой, люблю, ой, не люблю. Это человеческие жизни, человеческие судьбы, и в первую очередь, это твоя жизнь и судьба. Тут нельзя допускать ошибок.
Есть такая поговорка – сделал добро, брось его в воду. А с другой стороны, есть понимание, что все возвращается. Вам какая позиция ближе?
Делать добро с надеждой, что тебе сторицей вернется, как-то безрассудно, это только Всевышний решает, кому и что давать. Неправильно понимать это как своеобразный бизнес – вложить сейчас, чтобы потом получить с процентами. В жизни так не бывает. Когда я могу чем-то помочь человеку, то обязательно помогу. Наша компания придерживается такого же принципа – мы всегда охотно участвуем в каких-то социальных акциях, мероприятиях в детских домах, приютах. Иногда помогаем сделать небольшой ремонт. Никогда не хвастаемся этим, просто стараемся сделать добро, не ожидая ничего взамен.
Как вы думаете, что человеку нужно для счастья?
Быть счастливым. Не ждать, что манна небесная свалится, что вот сейчас я это сделаю – и тогда заживу! Нужно просто быть счастливым в настоящем времени и месте, уметь жить и радоваться. Очень многие подменяют для себя счастье жизненным благополучием, но это разные понятия. Счастье – это когда хочется жить, созидать, любить, когда радуешься всему, что у тебя есть. У каждого счастье свое, его просто надо почувствовать. Поверьте, когда человек на эмоциональном, духовном уровне испытывает трепет от объятий детей, от осознания, что родители, дети и любимые здоровы, то этот человек счастлив. Чувствовать себя востребованным, нужным, суметь помочь кому-то, это и есть счастье.