+7(351) 247-5074, 247-5077 info@missiya.info

В 2006 году в Челябинске появился журнал «Люмон». В нем все было необычно, начиная с названия и заканчивая какой-то нездешней энергетикой. Он был красив и умен, он искрился и фонтанировал. В каждом тексте, в любой оформительской детали чувствовалась душа. Так бывает с изящными предметами, сделанными своими руками. Казалось, у журнала даже был свой запах. «Люмон» стал своего рода «хендмейдом» в море глянцевых журналов.

Вспоминая об этом проекте, его вдохновитель, директор Агентства коммуникаций «Идея Fix» Алла Куренкова немного грустно улыбается: «Кто начинает журнал в такое время!». Разразившийся спустя два года кризис не пощадил «Люмон», как и многие другие хорошие идеи в России. Но «Люмон» сделал-таки свое дело каким-то мистическим образом…

Час до рассвета

– Интересно, что журнал не выходит, а его продолжают спрашивать, – говорит Алла Куренкова. – Это был проект, в котором мы себя больше искали. Горя, конечно, хлебнули. Мы делали его с таким азартом, что на остальное не было ни времени, ни сил. Журнал просуществовал три года.

Из проекта «Люмон» мы вышли с миллионными долгами. Бухгалтер твердила: «Надо банкротиться». Помню себя в это время: еду за рулем на работу, а слезы текут. С одной стороны – долги, а с другой стороны все время слышу голос мужа: «Оставайся всегда и во всем порядочной. Никого не обманывай. Веди бизнес красиво».

После мучительных раздумий, я приняла твердое решение: банкротиться не будем. Как самый темный час бывает перед рассветом, так и за шаг до успеха иногда есть огромный соблазн бросить все. В итоге мы расплачиваемся до последней копейки со всеми долгами. И вдруг у нас все дела начинают идти в гору, представляете!

Агентство коммуникаций полного цикла «Идея Fix» возникло в 2003 году. Алла Куренкова к тому времени была, в общем, состоявшимся человеком. За плечами музыкальное образование, участие в фортепианных конкурсах, педагогическая работа. Прекрасная семья – муж Сергей успешно занимался бизнесом, сын Саша всерьез увлекся физикой. Но в какой-то момент Алла поняла, что теряет жизненный ритм.

Так возникла сфера «паблик рилейшнз», или пиар. К диплому академии культуры прибавился диплом ЮУРГУ. Увы, словечко пиар сейчас изрядно затаскано. Что всего обиднее – где-то по дороге потерялся смысл. Под пиаром все чаще подразумевают какой-то подвох, пиар в нашем сознании чаще всего «черный». А между тем это потрясающе интересная сфера. Ведь наша жизнь в значительной мере состоит из разного рода коммуникаций. Сегодня это нити, связывающие человечество. В сущности, пиар – наука о понимании нами друг друга. Из-за непонимания сегодня прогорают компании и начинаются войны…

Нетворческий человек – это как машина

– Мне кажется, десять лет назад мы были первыми, кто стал употреблять слово тренд. Самое главное не что происходит, а что будет происходить, – говорит Алла Куренкова. – Для этого надо ловить тренды, тенденции. Только так может появиться сильная стратегия. Наш бизнес в этом смысле может существовать только на передовой. Мы – коммуникаторы. Мы обязаны чувствовать современного человека, его запросы, образ мыслей. Если хочешь остаться в рынке, то должен понимать и социальные процессы. Мы не можем не учитывать, к примеру, что население сокращается и стареет, а молодежь не хочет работать. Безотносительно нашего к этому отношения. Это тот мир, в котором мы живем. И он совсем не так плох, как может показаться со стороны.

Даже если, как вы говорите, молодежь не хочет работать?
-Скорее, тут речь идет о нежелании выполнять монотонную механическую работу. Молодым людям это неинтересно. Но если человеку интересно, и вы еще платите за это деньги, он вам сделает прорыв. Инновационной работе противопоказана скука.

Инновации – это высокие технологии, разве нет?
-На самом деле инновации сегодня везде. Слышала интересное мнение, что сейчас даже дворник должен быть креативным. Возможно, это гипербола, но мысль очень правильная. Нетворческий человек – это как машина. Однако машины рано или поздно заменят механический труд. И, скорее всего, будут более эффективны. Чем дальше, тем больше в мире ценится уникальность, индивидуальность. Есть и еще один аргумент в пользу этого подхода. Сегодня высокая конкуренция и проникновение информации во все сферы жизни привели к тому, что защита интеллектуальной собственности стала колоссальной проблемой. Стоит сегодня появиться какому-то оригинальному продукту, назавтра возникает его копия. Поэтому выигрывают те компании, которые способны постоянно генерировать идеи. А идеи – это люди. Вот единственный способ остаться на плаву – искать и лелеять креативных людей, концентрировать вокруг себя. Это именно то, чем занимается наша компания.

Алла Куренкова

То, что нельзя потрогать

«Идея Fix» – компания единомышленников?
-Нет! Глобальные ценности должны, конечно, совпадать. Но ход мыслей просто обязан быть совершенно разный. Грош цена человеку, который будет со мной соглашаться во всем. Именно разность подходов создает креативное напряжение и рождение идей в проектном управлении. Суть нашего бизнеса – генерировать новое, соединяя лучшее, создавать уникальное. За эту уникальность отвечают сами «изобретатели». Риски большие, но во-первых, создаются планы А,В,С. Во-вторых, есть опыт и профессиональное чутье, а в третьих, иначе – скука и регресс.

Создание идей – тяжелая работа. Парадокс, что в России она не ценится. Сложны процессы стандартизации и оценки, формирование системы координат для интеллектуального продукта: как правильно оценить идею? Сколько она стоит? А с чем сравнить? Страна нуждается не столько в инноватике технологий, сколько в инновационном мышлении. А это – люди! Нефть, металл, все что можно потрогать – это у нас в цене. А идеи… Кстати, как вы думаете, сколько магазинов по всему миру у фирмы Nike?

Думаю, десятки тысяч.
-А сколько фабрик, складов?

-Тоже, вероятно, немало.
-Ни одного! Ни магазинов, ни фабрик, ни складов. Nike – это идеи, то есть дизайн, брендинг и маркетинг. Больше ни-че-го. Все остальное – на аутсорсе. Генри Форд когда еще сказал свою знаменитую фразу: «Самая трудная вещь на свете – это думать своей собственной головой. Вот, наверное, почему так мало людей этим занимаются».

А почему, на ваш взгляд, в России идеи не ценятся?
-В советское время людей не ценили, за людей думали. Это сейчас наравне с оценкой гудвилла (репутация) компании начали оценивать ее креативный коэффициент. Помню, как мы относились к советским газетам. Раз написано, значит, так и есть. Вторая причина недооценки идей, на мой взгляд, это переоцененность материального в России. Во времена советского дефицита у нас же ничего не было. И люди страстно мечтали обладать какой-то элементарной вещью вроде джинсов. Такое быстро не уходит.

А как происходит креативный процесс?
-Профессионализм не возникает «ниоткуда». Невозможно взять и решить, что ты профессионал. Можно начать бизнес, вход в него недорогой. Но чтобы стать экспертом, нужно пройти долгий путь… Креативную мышцу, как любую другую, тоже нужно тренировать постоянно. Мы в нашей компании занимаемся этим уже 10 лет.

Путем мозговых штурмов?
-Да. Иногда у нас случается по 4 – 5 сессий за день. Это потрясающе интересный процесс. Почему мы более продвинутые, чем другие агентства? За 10 лет у нас не было ни одного повторяющегося проекта. Нигде, ни в чем! Иначе скучно, повторение – это откат назад. И еще это, знаете, какое-то неуважение к себе. Когда-то я сама настояла на этом. Теперь мои сотрудники не дадут мне схалтурить. Скажут: да вы что!

«Вы что курите?»

Но это ведь тяжело, наверное?
-Специфика нашей деятельности включает необходимость вникнуть во многие процессы бизнеса клиента, будь то фармацевтика, агропромышленные компании, автодилеры, ресторанный бизнес или молокозавод. Зачастую у самого заказчика нет в голове образа того, что он хочет. Большая часть нашей работы – услышать, понять клиента. Вот в чем главный смысл коммуникации. Это потом уже идут нейминг, слоганы, концепции продвижения, позиционирование, жизнь бренда и т.д. Но и на этом работа не заканчивается. Мы – агентство полного цикла. Значит, и внедрение программы в жизнь – тоже наша задача.

Алла говорит, что в какой-то момент осознала: «Мы можем все». Лет пять назад она познакомилась с директором по развитию крупного московского агентства. В ту пору в моду стали входить так называемые вирусные ролики в Интернете. Алла и ее коллеги написали несколько сценариев для них. И сценарии приняли!

Звонят и говорят нам со смехом: «Вы что там курите!?»

Конкурентами я считаю только тех, кто сильнее меня, у кого я учусь, чьи работы хочу изучать. Это сильные люди и компании. Мы занимаемся бенчмаркингом (систематический процесс поиска и изучения лучших работ, идей лучших компаний для использования в собственной деятельности), глядя на Москву и Европу (именно там я посещаю мероприятия, мы изучаем механику ивентов и PR-акций.)

Движение и достижения

-Алла, а почему, как говорится, широкая публика о вас как будто не знает?
-Мы же не интернет-провайдер или хлебокомбинат (улыбается). На самом деле, я горжусь тем, что телефон «Идеи Fix» наши заказчики передают друг другу. Сарафанное радио. Тут, кстати, не только наша скромность, как можно было бы подумать. Это и специфический характер работы агентства «Идея Fix». Извините, мне очень хотелось бы похвастаться, но я не имею права назвать имена заказчиков – мы много работаем с частными лицами. А с некоторыми компаниями мы, заключая договоры, даже прописываем невозможность упоминания их брендов в нашем портфолио. Контроль конфиденциальности у нас на особом счету. Мы очень благодарны нашим клиентам – без них мы бы не смогли продемонстрировать, на что способны, не смогли бы претворить в жизнь множество красивых идей. Именно они дают нам эту возможность.

Ну похвалите уж себя немного!
-Из публичных событий последнего времени, к которым мы приложили руку, могу назвать драфт юниоров КХЛ-2012. Кто не знает, это процедура закупки молодых игроков из молодежной хоккейной лиги в КХЛ. В Челябинске собрались 26 команд, 50 будущих хоккейных звезд. Это событие всегда делается как большое спортивное шоу. Мы были его организаторами. И видимо, с задачей справились хорошо, потому что, к нашей радости, КХЛ пригласила нас участвовать в тендере на проведение Матча Звезд. Тендер мы выиграли, но случились непредвиденные обстоятельства, и мы участвовали частично.

А вот другой проект, которым мы гордимся. Вы, конечно, знаете, что в Сатке полгода проходила выставка знаменитой картины Репина из Русского музея – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Мы готовили к приему картины зал ДК «Магнезит», продвигали это событие в городах УрФО и в интернете.

Ежегодно Группа «Магнезит» вкладывает в культурное развитие города и жителей огромные средства. Поэтому именно в Сатке находятся оригиналы второго литья знаменитых скульптур Родена «Мыслитель» и «Тень». Именно в Сатку приезжают знаменитые шахматисты и столичные философы…

Мы делаем множество интересных вещей – наш event -отдел заведует организацией и координацией сложнейших церемоний, привозит звезд. Отдел маркетинга и PR создает бренды и наполняет их жизнью, а BTL – отдел работает по всей России, продвигая товары заказчиков. Кстати, недавно мы открыли филиал в Екатеринбурге.

Где в этом постоянном движении идей и проектов ваш главный повод для гордости?
-Самый главный мой проект – это все-таки мой сын. Он выпускник 31-го лицея. В этом году окончил физфак МГУ по специальности молекулярная электроника. Саша уже имеет научные работы. Выступал на международных конференциях, где получил приглашение работать в лабораториях Испании и Японии. Хотя, честно скажу, я не склонна переоценивать в данном случае свой вклад. Мы с мужем нигде ему не помогали, разве что в детстве много занимались с ним, рано раскрыли способности, а потом – рассуждали все вместе, советовали, направляли. Думаю, человек развивается изнутри. Ему нужны толчки, но движется он все-таки сам… Вопрос мотивации.

Мне кажется, что в этот момент Алла Куренкова говорит о себе. Мотив постоянного движения – это уж точно ее доминанта. Отсюда же – постоянная потребность учиться. Причем, в самом широком смысле. Она впитывает знания, как любознательный школьник. И я не уверен, что это продиктовано лишь потребностями ее бизнеса. Это внутренняя, личная потребность. Осознав парадоксальное явление – одновременное бурное развитие компании и собственную внутреннюю неудовлетворенность – она снова учится,теперь уже в Москве на «экзекьютив МВА». И всю жизнь учится слушать других людей, чей жизненный опыт и ум может дать, подчас, гораздо больше.

Алла Куренкова

Угадать чувство

Алла, а каким вы видите будущее?
-Я знаю, что мы стоим на пороге больших изменений. Мир движется гигантскими шагами. Мы уже не пытаемся растормошить людей визуально. Мы должны работать с ними в другом измерении. Когда человек испытывает чувства, тогда он это запомнит. Ну например, условно говоря, будут стоять кабинки, куда человеку предлагается зайти, чтобы испытать что-то. На секунду ужас или радость.

Это вы прямо сейчас придумали?
-Это моя фантазия, как пример инновационных изменений в нашей сфере.

Потрясающе!
-Представляете, человек заходит, и попадает в другую реальность, которая его переворачивает. Вот что нужно современному человеку.

Эта тенденция усиливается. Заказчик требует: «Ну где изюм-то?» Поющие фонтаны? «Да кому они нужны!» Может, акробаты? «Нет, старо». Современный человек хочет другого: «Дайте мне чувство!» Появились даже понятия: lovemarketing, brand sense.

Это объясняет причину успеха, скажем, продуктов компании Apple?
-Да, Apple угадала чувство. Когда от телефонов ломятся прилавки, появляется телефон, который, может быть, в последнюю очередь телефон. «Яблочники» создали имидж, стиль гаджету, который дает уникальное чувство – ощущение избранности для каждого. Джобс создал религию, а по маркетинговой сути – сверхценность, за которую люди готовы платить.

Это успех. А что значит успех для вас?
-Успех – интересная субстанция. Мы в компании недолго радуемся своим успехам. Сердцебиение за час приходит в норму, и мы уже заняты новыми проектами. Успех не падает к нам с неба. Это итог напряженной работы, и отношение к нему у нас соответствующее. Видно, ценность у нас такая – учиться и работать. Без скрупулезного анализа собственной деятельности и работы команды развитие невозможно – таков наш бизнес. Все ошибки и успехи подвергаются формализации, т.е. заносятся в специальный документ – check-book (проверочная книга), к которому можно обратиться в любой момент. Это важный элемент передачи знаний и опыта молодым специалистам.

Успех и счастье где-то рядом?
-Человек и компания всегда находятся в конкретном контексте. Повторить чужой успешный опыт невозможно. Можно только создавать свой собственный. Это про успех. Так же со счастьем. Знаете, я все время сама с собой веду диалоги. Когда-то в детстве слушала разговоры взрослых о счастье. В советское время люди говорили в основном о том, что счастье нужно заслужить, что оно приходит через страдания. И, видимо, я незаметно для себя приняла эту модель как данность. Не пытаясь особенно вникнуть. Глаза мне открыл, как ни странно, мой сын. Мы до сих пор с ним много болтаем о том, о сем. А когда Саше было лет десять, он меня удивил: «Мама, я не понимаю, почему нужно страдать, чтобы быть счастливым. Разве не надо быть счастливым сразу? Вот я же, например, сразу счастливый!» И меня, что называется, торкнуло. А ведь правда, почему ты решила, что должна страдать? Ведь, по сути, я сама создаю себе проблемы, а потом их героически решаю.

Я думаю, вы просто перфекционист…
-Возможно. Но борюсь с этим (смеется). Хотя слово борьба мне не нравится. Борьба, проблемы – эти и подобные слова нас ментально сжимают. Так вот я начала каждый день задавать себе вопрос: «Счастлива ли ты?» Каждый день. Через какое-то время я поняла: количество положительных ответов сильно превысило количество отрицательных. И я приняла такое решение – я счастливый человек! И сейчас для меня это абсолютный императив.

Ну а что тут сложного? Хорошее настроение – и человек чувствует себя счастливым. И наоборот…
-В том-то и дело, что нет! Это работает даже в обратную сторону: если что-то не складывается, я говорю себе: «Ты что, забыла? Ты же счастливый человек!» И у меня моментально поднимается настроение! Я сделала для себя главное открытие. Счастье не зависит от настроения.

Pin It on Pinterest

Share This