Путь из зрительского кресла на сцену кажется тернистым. Многие мечтают проделать его, но не знают как. Это известно Марии Петровой, организатору благотворительных спектаклей, в которых играют непрофессиональные артисты.
Мария ПетроваМария, как возникла идея организации благотворительных спектаклей с участием vip-персон?
Мы загорелись идеей создать в нашем городе что-то необычное, интересное и в то же время полезное. Возникла мысль организовать благотворительные драматические спектакли, в которых играли бы не профессиональные артисты, а узнаваемые лица города, успешные бизнесмены, общественные деятели и политики. К счастью, им приглянулась эта идея и возможность познать театр с другой стороны, пройти собственными ногами тернистый путь создания спектакля и ощутить муки творчества. Театр стал для них большим антистрессом, благодаря возможности погрузиться в новый мир, забыть о своей должности и стать простым и открытым человеком. Сцена показывает, кто есть кто, так мы и открыли для себя наших ВИПов. Оказывается, они интересны, веселы, хороши и очень работоспособны. Вместе нам удалось организовать культурное событие иного уровня, предложить нестандартный и позитивный подход к свободному времени, установить в нашем городе традицию особенного общественного благотворительного акта. Были поставлены спектакли «Ревизор», «Три мушкетёра», а теперь – «Любовь и голуби». Вырученные средства пожертвованы на лечение онкобольных детей.
Первым проектом был «Ревизор». Как вы оцениваете его?
Это был непростой, рискованный, но очень успешный проект. Спектакль был освещён не только региональными, но и федеральными СМИ. Тогда, в 2011-ом году, мы прогремели на всю страну. После этого в Санкт-Петербурге было заявлено о подготовке благот-ворительного «Ревизора» с участием таких звёзд, как Ксения Собчак и Владимир Жириновский, правда, у них ничего не вышло. Мы подняли высокую планку, и по нашему пути пошли другие. Это приятно.
Расскажите о новом спектакле «Любовь и голуби»?
В нашем спектакле всем известный сюжет претерпел определённые изменения. Например, было изменено место действия. Оно разворачивается и в городе, и в деревне одновременно. Кроме этого, количество героев увеличилось с восьми до шестнадцати. Больше ничего рассказывать не стану. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. (смеётся) Могу только добавить,
что репетиции проходили каждый день, но на отсутствие выходных никто не жаловался.
Видимо с подбором участников для ваших спектаклей каких-либо трудностей не возникает…
На самом деле люди, которых мы приглашаем, не всегда соглашаются. Кто-то в силу своей должности и под давлением стереотипов считает, что не может позволить себе участвовать в чем-то подобном. В этом случае мы начинаем искать по второму кругу, и люди откликаются. Кто-то сам проявляет инициативу. Благодаря проекту я узнала, насколько замечательными могут быть люди. Обидно становится, когда слышу, будто все богатые и знаменитые – сволочи. Это не так. Среди них очень много порядочных, надёжных, талантливых. Желающих принять участие всегда больше, чем может вместить спектакль. Для «ВИПов» это уникальная возможность попробовать что-то совершенно новое. Только представьте, вы оказываетесь перед огромной аудиторией, слышите бурные аплодисменты, получаете цветы. Внезапно становитесь звездой в кругу своих друзей, которые посмотрели на вас другими глазами. Вероятно, о многих ваших способностях они даже не знали, и, увидев вас на сцене, поразились тому, как вы здорово поёте или фехтуете.
Звучит заманчиво. Многие в детстве мечтали стать артистами, и ваши проекты помогают осуществить эту мечту. Тем не менее возникает вопрос: как вы относитесь к игре непрофессиональных актёров?
Наши участники прикладывают все свои таланты и умения. Порой зрителям кажется, будто в некоторых ролях на сцене – профессионалы. Это наша совместная победа. Нам доверяются статусные люди с наработанной репутацией, и мы не имеем права показать их в невыгодном свете. Наша задача – максимально скрыть все недостатки и подчеркнуть достоинства. Конечно, находятся те, кто стремится оценить игру непрофессиональных актёров с профессиональной точки зрения. Это неправильно и некорректно. Люди больше любят критиковать, чем действовать. В процессе мало кто подставит тебе плечо, в основном это будет локоть или подножка. Нам активно мешают, но потом некоторые из мешающих пытаются присоединиться к успеху, говоря: «Это моё, всё только благодаря мне». Я не знаю, кто ещё смог бы осуществить наши проекты и задумки. На это способны только такие ненормальные люди, как мы.
Наверняка, через эти спектакли вы реализуете что-то очень личное.
Я реализую свою потребность в удовольствии. Мне нравится наш сумасшедший график и отсутствие выходных. На моих плечах огромная ответственность, так как всех участников нужно сорганизовать, что довольно сложно, учитывая их плотный график и невсегда простые личные взаимоотношения. Есть немало уловок для создания нужной атмосферы. Люблю проводить чайные репетиции, когда все приходят после работы, а у нас – чай, печеньки, конфеты. Но самый бесхитростный способ добиться результата – это любить, уважать, ценить участников и быть благодарным за то, что они с нами.
Любая профессия накладывает на человека свой отпечаток, и актёрская в том числе…
Да, моя профессия придает мне огромную уверенность. Театр избавляет актёров от многих комплексов. Артистов учат понимать причинно-следственную связь поступков. Разбирая любой текст, мы задумываемся: «Зачем он это сказал? Зачем она ему это сказала?». За словами всегда скрываются действия. Важно понимать, что человек хотел сделать своим словом. Актёрская профессия – всегда поединок, вне которого нельзя существовать ни секунды. В жизни происходит тоже самое. Например, сегодня мы с вами встретились первый раз в жизни. Я должна убедить вас в том, что я классная, и вы тоже хотите показаться классной. Между нами происходит поединок, к которому невозможно подготовиться, потому что всё происходит здесь и сейчас. Душевные качества и навыки – вот всё, что мы имеем. Не знаю, какая ещё профессия может дать столь разнообразные умения. Артист может быть любым. Его ограничивают лишь нравственные барьеры.
Вы чувствуете, когда человек играет с вами?
Конечно, я вижу фальшь. Это моя профессия – видеть, что стоит за словами. Бывает, работаю с человеком, который убеждён в своём провале, но я-то знаю, что всё получится, потому что вижу его способности и понимаю, как вытащить их наружу. В нашем жестоком и лицемерном мире доверять кому-то опасно, но в тоже время необходимо. Я чувствую на себе колоссальную ответственность, и стараюсь не обмануть того, кто мне доверился.
Что помогает вам справиться с этим грузом ответственности?
Я люблю дело, которым занимаюсь. Люблю людей, с которыми работаю. Значит, мне помогает любовь.
Если бы вы могли выбирать, в какое время родиться, какое бы выбрали?
Начало – середину XIX века. Меня привлекают декабристы. Очень хотела бы оказаться в ссылке среди них, потому что это лучшие люди России. Мне очень нравится общаться с теми, кто умнее, лучше меня. Я всю жизнь ищу таких людей.
Сами хотели бы стать источником вдохновения для других?
Не смею на это надеяться. Я ещё не достойна, хотя мои дети считают иначе. Это меня чрезвычайно заботит.
Но почему? Как говорится, не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Они все равно будут похожи на вас.
Ты должен дать свои детям то, что реализовал и просто любить их. Со всем остальным они разберутся сами.