Олег Коротков
Ровесник Великой Победы
фото: Игорь ЛЯПУСТИН и из архива Олега короткова
Олег Коротков — человек, чья судьба переплелась с историей страны. От казачьих степей до кабинетов МВД, от армейских полигонов до горячих точек 90-х. Его жизнь — это история о выборе, долге и умении оставаться собой даже в самое сложное время. В интервью Олег Борисович рассказал о том, как случай привёл его в милицию и почему он никогда не жалел о выбранном пути.

-Олег Борисович, говорят, мальчишки прежде делились на тех, кто боится милиции и тех кто хотел в ней работать. Вы к какой категории принадлежали?
-Думаю, ни к какой. Вообще не думал о такой работе. Родился я 9 июля 1945 года в Полтавском районе города Карталы — через два месяца после Победы в Великой Отечественной войне. Так что я ровесник Победы. Изначально в месте, где я родился, было поселение казаков. Мама была постоянно на работе, связанной с частыми и длительными командировками, поэтому, сколько себя помню, жил у бабушки с дедушкой — родителями моей мамы.
-Дед был из казаков?
-Да, он родился в селе Владимировка Варненского района. Отец моего деда Дорофей ещё во временя правления Екатерины II был, как и другие казаки, поселен для охраны южных границ России, сейчас это граница с Казахстаном. Сам Степан Дорофеевич в 1914 году ушёл на фронт в составе Оренбургского казачьего войска на первую Мировую войну с Германией. Командовал казачьей сотней, был есаулом. У деда с бабушкой, Александрой Григорьевной, было пятнадцать детей, но выжили лишь пятеро — в том числе, моя мама. Многие из семьи воевали — даже женщины: например, сестра мамы, тётя Наташа, прошла всю войну, имеет награды. Брат мамы, полковник артиллерийских войск, Константин, погиб в Чехословакии в самом конце Великой Отечественной войны.
-У вас было счастливое детство?
-Счастливым детством не назовёшь — это были трудные послевоенные годы. Чтобы выжить, приходилось помогать дедушке и бабушке. В то время дед работал в продкооперации, мы выезжали на озёра Варненского района, там ловили рыбу сетями и продавали. Всё лето проводили в степях и на озёрах. Дома помогал по хозяйству, был приучен к труду с детства. Послевоенные годы научили ценить порядок и справедливость. Помню, как дед говорил: «Жизнь — как река: если не направлять её русло, она размоет берега». Его принцип — честность и уважение к людям — стал моим стержнем. В 1952 году я пошёл в карталинскую школу. А через два года мама забрала меня, и мы переехали в Челябинск — в областном центре жили до 1961 года. Я в то время поступил слесарем в автохозяйство, а учиться продолжил в вечерней школе.
-Вы так и продолжали жить в Челябинске?
-В конце 1962 года наша семья уехала в Казахстан, в город Павлодар. Там я встал на воинский учёт и устроился на работу электриком-высотником. Мы тянули провода на участке в 25 километров. Работу эту мы сдали досрочно, и нашу бригаду наградили ящиком шампанского. Даже фотография была с этим ящиком — к сожалению, не сохранилась. Вскоре от военкомата направили на курсы шофёров, я успевал учиться и трудиться то за рулём, то на вышке.

-Где вам довелось служить — сильно далеко от дома?
-В армию меня призвали в 1964 году, сразу на три года. Службу проходил в воинской части при НИИ ВВС в районе города Ахтуба. Наша часть занималась обслуживанием огромного полигона. Службу проходил в качестве водителя командира части. Однажды мне была оказана честь быть личным водителем маршала авиации Советского Союза, командующего ВВС Сергея Руденко. Он прибыл к нам в мае 1967 года на учения. Выбрали меня водителем, так как вместе с командиром части я объездил весь полигон, знал его досконально. Маршала я возил две недели. В завершение он меня похвалил, объявил мне благодарность. Наградили меня 12 сутками отпуска, не считая дороги. Кстати, спустя годы судьба снова столкнёт меня с человеком по фамилии Руденко, однофамильцем маршала, который сыграет большую роль в моей жизни, — такие вот совпадения.
-После армии перед вами, наверное, как перед многими парнями встал вопрос: что дальше?
Конечно. Командир части, потомственный ленинградец, имеющий высшее военное инженерное образование, профессионал своего дела, был прекрасным человеком — находясь с ним, многому у него научился и по-другому стал смотреть и думать о своём будущем. К концу службы он интересовался, какие планы на будущее, и предложил продолжить военную службу, поступив в военное училище, считая, что из меня бы получился хороший офицер. Но я уже твёрдо решил, как демобилизуюсь, сяду за учёбу и буду готовиться для поступления в институт. Поэтому военная служба в мои планы не входила. В ноябре 1967 года после демобилизации я вернулся в Челябинск. А вскоре произошёл важный момент в моей личной жизни — я женился.

-А как вы познакомились с будущей женой?
-Наша семья получила квартиру по улице Каслинской (при сносе частного дома), а через некоторое время в этом доме получила квартиру моя будущая супруга Алла с мамой. Судьба распорядилась, что их квартира оказалась в нашем подъезде и на одной лестничной площадке с нами. Здесь с ней я и познакомился. Дружили с ней в течение года, а 10 января 1970 года сыграли свадьбу. С Аллой мы вместе 55 лет. Отметили изумрудную свадьбу.
-Что привело вас на работу в милицию? Случайность или осознанный выбор?
-Я в то время работал на скорой помощи при 1‑й дорожной больнице ЮУЖД, там же был избран заместителем секретаря комсомольской организации этой больницы. Однажды в одной из поездок произошло ДТП, троллейбус въехал в мою машину — моей вины в аварии не было. Когда разбирали ДТП, начальник ГАИ Советского района Нижегородов пригласил меня к себе в кабинет и предложил перейти на службу в милицию водителем в областное ГУВД Челябинской области в отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности. Я стал отказываться, у меня в планах было поступление в институт, какая уж тут милиция? Но через некоторое время меня, как замсекретаря комсомольской организации, пригласили в бюро райкома комсомола Советского района — думаю, что это произошло после звонка начальника ГАИ, выдали направление путёвку на работу в милицию. Но окончательное решение я принял после встречи с начальником отдела БХСС Геннадием Ивановым, который на меня произвёл положительное впечатление. Узнав, что я хочу поступать в институт, он сказал, что нужно выбрать юридический факультет для дальнейшей работы в милиции. После этого разговора я принял решение посвятить себя службе. И 25 декабря 1969 года под новый год я был зачислен водителем-сотрудником АТХ ХОЗО ГУВД Челябинской области. С Геннадием Ивановичем мне часто приходилось выезжать в командировки в ОВД городов и районов области, а также с сотрудниками отдела для выполнения оперативных заданий. Это был период, когда я набирался опыта и знаний. Работая в милиции, я в 1971 году окончил вечернюю школу, а в 1972 году подал документы в юридический институт города Свердловска на заочный факультет. Несмотря на большой конкурс, я успешно сдал экзамены и был зачислен на первый курс института.
-Как складывалась ваша служба в милиции в дальнейшем?
-В январе 1973 года я назначаюсь инспектором отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности в УВД города Челябинска. Тут большое значение играли смекалка, целеустремлённость, контакт с людьми. Проработав в этой должности более полугода, получил первое офицерское звание — младшего лейтенанта милиции. В один из дней я был вызван в ГУВД Челябинской области — начальник ГУВД Андрей Тихонович Руденко предложил мне стать его помощником. Генерал поделился со мной, что было несколько кандидатур, но решили остановиться на моей.

-В чём состояла работа помощника столь большого начальника?
-Я вёл протоколы совещаний, создал картотеку устных указаний, чтобы потом проверять их исполнение. Конечно, было много командировок по области, которые, бывало, длились и несколько дней. Тогда в ведении МВД были и пожарные, и исправительные учреждения, так что работы хватало. За годы совместной работы с Андреем Тихоновичем я многое перенял от его стиля работы, отношения к делу, умение организовывать себя на выполнение поставленных задач. Этот бесценный опыт, который я приобрёл, помогал мне в дальнейшем в моей служебной деятельности. В этой должности я работал до 1977 года, в этом же году окончил юридический институт и получил диплом о высшем юридическом образовании. И мне предложили возглавить объединённый дивизион в Центральном районе Челябинска. В составе дивизиона было 150 человек, различная техника. Начальником этого райотдела был Юрий Матвеевич Кабанов. Профессионал своего дела, чуткий и принципиальный руководитель, благодаря которому я многому научился. В центре города проходили все массовые мероприятия. И везде нужно было обеспечить порядок и безопасность. Также именно в центре тогда были сосредоточены рестораны и кафе, где опять же надо было следить, чтобы граждане могли спокойно отдыхать. В 1979 году меня назначают заместителем начальника Центрального РОВД по охране общественного порядка. А в 1982 году я становлюсь заместителем руководителя отдела охраны общественного порядка УВД города Челябинска. Работа сложная, но интересная, хотя трудились фактически без выходных и кадров не хватало уже тогда.
-Как удавалось справляться с ситуацией? Сейчас вспоминают, что на улицах советских городов было абсолютно безопасно.
-Правонарушения были, разумеется, но, тем не менее, мы справлялись. Для этого разработали целую систему: установили, что уличная преступность вырастала после 20 часов. Это, в основном, грабежи шапок, хулиганские выходки. Мы проанализировали данные и установили, что если в одном районе ситуация была более спокойная, то в другом обострялась. Мы перебрасывали милицейский взвод из района в район по мере изменения обстановки. В итоге удавалось многие преступления раскрывать по горячим следам. В октябре 1985 года я был назначен на должность начальника Центрального РОВД города Челябинска. РОВД в то время располагался в разрозненных зданиях дореволюционной постройки, расположенных на улицах Елькина и Карла Маркса.

-Что вы считаете одним из своих больших достижений во время работы в Центральном РОВД?
-Помимо борьбы с преступностью и обеспечения охраны общественного порядка, приходилось заниматься ремонтом старых зданий, которые не были приспособлены под специфику милицейской работы. Поэтому остро стоял вопрос, что нужно подыскивать здание или земельный участок для строительства нового РОВД. В 1987 году я договорился о встрече с Петром Ивановичем Суминым, на тот момент занимающим пост председателя горисполкома города Челябинска. Когда я изложил ему свою проблему, он сказал: «Давай уж лучше я к тебе приеду». На следующий день он приехал в РОВД, осмотрел здания, согласился, что дело срочное. Предложил проехать по району, чтобы подобрать подходящее здание. В итоге ничего подходящего не нашли. Но Пётр Иванович сказал, что вопрос не закрыт и будет ждать от нас предложений. Подробности, конечно, долго рассказывать! Участок был найден (по улице Карла Маркса от улицы Елькина до улицы Васенко). Решением горисполкома был выдан отвод земельного участка под строительство здания РОВД. В этом большую помощь оказал Пётр Иванович Сумин. Была проведена огромная кропотливая работа по согласованию и изготовлению проектно-сметной документации и получено разрешение на строительство. Всю документацию по строительству нового здания я оставил своему преемнику Валерию Васильевичу Замятину, так как сам уходил на работу в ГУВД области. Впоследствии Валерий Васильевич с успехом завершил эту работу, и при активной поддержке городской администрации было построено современное пятиэтажное здание РОВД, с лифтами, своей столовой, с тиром. Считаю своей заслугой, что добился выделения участка для РОВД и совместно с другими товарищами подготовил все документы для строительства.
-Как складывалась в дальнейшем ваша карьера?
-В Центральном РОВД я проработал до 1993 года, когда стал замначальника УБЭП ГУВД области. В 1994 году меня назначили заместителем начальника милиции общественной безопасности — к тому времени я уже был полковником. Времена, конечно, были очень трудные — сами понимаете, 90‑е. Разгул преступности, идут забастовки и так далее. А в 1995 году начинаются ещё волнения в Чечне, командировки сотрудников внутренних дел в этот неспокойный регион. Сам неоднократно туда ездил, возил личный состав. В Аргуне создали свой райотдел — как и другие регионы, такая в ту пору была практика. В 2001 году по выслуге лет я ушёл в отставку. В этом же году начался уже другой этап моей карьеры — государственная гражданская служба в органах Министерства юстиции. На тот момент надо было привести огромное количество нормативно-правовых актов в соответствие с федеральным законодательством и Конституцией РФ. А в 2008 году я становлюсь уже начальником Управления Министерства юстиции РФ по Челябинской области. В 2010 году в соответствии с законом «О гражданской службе» достиг максимального возраста руководителя (65 лет) и ушёл в отставку. Позднее я также работал в облизбиркоме, но вскоре понял, что это не моё, так что сменил работу на Нотариальную палату, где работал исполнительным директором до 2019 года, а после уже, наконец, ушёл на заслуженный отдых.
-Ваши дети пошли по вашим стопам или выбрали свой путь?
-У меня трое сыновей, они видели, сколько сил и времени отнимает служба. Поэтому все они выбрали свой путь. Рад, что каждый из сыновей нашёл себя в этой жизни, создал семью, и мы с женой дождались внуков. Знаете, думаю, мне в жизни повезло: я часто встречал на своём пути хороших людей, которые давали мне дельные советы, поддерживали, и мне в итоге удавалось сделать правильный выбор.